Чуткость, восприимчивость к красоте в
детские годы
несравненно глубже, чем в поздние периоды
развития
личности. Потребность в красивом утверждает
моральную
красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому,
уродливому.
В.А.Сухомлинский
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном творческом "произведении" через рисование, музицирование, словотворчество. При этом ребёнок раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Исходя из этого, я - как педагог изодеятельности считаю, что искусство, как классическое, так и народное, должно входить в жизнь ребёнка с раннего возраста. Именно поэтому часто приглашаю детей и родителей посещать выставки, встречи с художниками, которые организуются и проходят в детском саду. Вот какой художественно - музыкальный салон прошел в нашем ДОУ.
Музыкально-художественный салон
"Поёт зима:"
Познавательные задачи:
- Продолжать формировать у детей представления о средствах выразительности живописи, музыки, поэзии.
- Развивать художественное восприятие пейзажных картин, музыкальных и поэтических произведений.
- Познакомить детей с романсом, как видом песенного творчества.
Речевая задача:
- Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, развивать умение оценивать, рассуждать, соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.
Творческая задача:
- Развивать умение передавать задуманный образ в творческой работе ярко и выразительно с помощью цвета и разно-фактурных материалов.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений: сказка С.Я. Маршака "12месяцев", стихи русских поэтов о зимней природе.
- Д/и: "Художественный салон", "Прогулка", "Звуки природы".
- Игровые упражнения: "Скажи красиво", "Передай образ", "Кто исполнит наиболее выразительно?"
- Экскурсия в зимний парк.
- Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона.
- Слушание классической музыки: П.И. Чайковского "Времена года", Вивальди "Времена года".
ХОД ЗАНЯТИЯ
В музыкальном зале стена оформлена работами детей, родителей и сотрудников д./сада на зимнюю тему.
Звучит фонограмма произведения Г. Свиридова "Метель". На фоне музыки дети входят в зал, усаживаются на стульчики.
Восп. ИЗО: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем художественно - музыкальном салоне " Поёт зима:".
Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
И раздвинутся вдруг стены
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Хорошо в зимний вечер посидеть у камина, когда за окном бушует непогода, свистит и воет ветер.
Ребенок: (рассказывает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер"):
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Вдруг соломой зашуршит,
То как путник запоздалый
К нам в окошко постучит.
Муз. рук.: Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к зимней теме.
-Какие музыкальные произведения вы уже слышали? (Вивальди "Времена года", П.И. Чайковский "Времена года").
-Какое сходство и какое различие вы заметили между этими произведениями? (Композиция, характер, ритм).
Сегодня я познакомлю вас с еще одним композитором, который обращался в своем
творчестве к теме зимы. Это Георгий Свиридов и его произведение "Метель". (Детям предлагается прослушать все три части произведения, после каждой части проводится беседа о характере музыки).
-Чем различаются прослушанные фрагменты произведения?
-Расскажите о второй части, какая она?
-Что вы представляли, когда слушали музыку? Ветер за окном все сильнее раскачивает деревья, хлопая ставнями и завывая время от времени. Снежная, мягкая поземка метет по безграничным, снежным просторам.
-В какой части произведения метель слышна сильнее всего?
-Что изменилось в третьей, заключительной части произведения?
Восп. ИЗО: Мы прослушали, как по-разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульно- метельную, то тоскливо- унылую. Не только композиторы чувствуют красоту зимы, рассказывают о ней. Вот какую песню зимы услышал художник И. Грабарь.
(Рассматривание картины "Февральская лазурь").
-О чем хотел рассказать художник?
(Действительно, на удивительную красоту берез, кружево ветвей на фоне февральского пронзительно-лазурного и ярко-голубого неба).
-Что вы почувствовали, рассматривая картину?
-Что в этой картине главное?
-Какую мелодию зимы услышал художник?
(Да, это яркая, звонкая и прощальная песня уходящей зимы. Поэтому картина называется " Февральская лазурь" и написал ее И. Грабарь).
-Мы с вами увидели и услышали, как художник и композиторы почувствовали и передали разные напевы зимы. А как красиво, рассказали о зиме поэты! (Дети и родители читают стихи русских поэтов о зиме).
Муз. рук.: Поэты пишут стихи, а композиторы на эти стихи сочиняют музыку.
(Знакомит детей с понятием "романс", исполняет романс " Гай да тройка, снег пушистый" на музыку М. Штейнберга).
Восп. ИЗО: Не только композиторы, художники, и поэты услышали напевы зимы. Их услышали дети, родители и сотрудники нашего детского сада. Вот эти зимние напевы! (Дети рассматривают выставку).
-Покажите пейзажные картины. Чем они похожи? Чем отличаются?
-Какого цвета снег? Всегда ли он белый?
-Послушайте музыку и скажите, о какой картине она рассказала нам?
-Сегодня мы с вами очень много говорили о зиме, и я вижу, что она вам нравится, а чем?
(Ответы детей).
Игра "Снежный ком".
Восп. ИЗО: Я знаю, что напевы зимы могут быть сказочными, а где на нашей выставке спряталась сказка?
-Какие еще сказки, действие которых происходит в зимнее время, вы знаете?
-А вот и сама сказка в гости идет.
(Звучит музыка, девочки танцуют "Танец снежинок ". Под звуки метели заходит девочка в зимней одежде и корзинкой в руках).
Девочка: - Ой, как холодно, где же можно в такой мороз найти подснежники? Просила я мачеху не отправлять меня в лес, но не послушала она меня.
-Да вон огонек виднеться, пойду к нему!
Восп. ИЗО: Дети, вы наверно узнали эту сказку? Как она называется?
("12 месяцев" С. Я. Маршака).
-Здравствуй, девочка! Как же тебе помочь? Ведь, действительно, зимой нет цветов в лесу. (Ответы детей).
-Давайте сделаем необычный зимний цветок из пластилина и перышек.
Самостоятельная работа детей под музыку Вивальди "Времена года".
(По мере выполнения работы дети дарят свои цветы девочке).
Девочка: Большое вам спасибо! Выручили вы меня. До свидания!
Восп. ИЗО: Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как рассказали нам поэты, художники, композиторы, дети, родители и сотрудники нашего детского сада о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. И как приятно в зимний день посидеть у самовара, выпить чай. Давайте пройдем в группу на чаепитие!
Достоинством данного мероприятия стало не только расширение и углубление знаний дошкольников в области эстетического воспитания, но и обогащение их духовной жизни, воспитание любви к Родине.