Урок русского языка в 3–м классе по теме "Три склонения имен существительных. Закрепление знаний"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Совершенствование знаний о склонении имен существительных, распознавание падежей существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Развитие речи учащихся, формирование устойчивости внимания, умения работать в группе.
  • Воспитание любви к русскому языку, умения слушать и слышать друг друга и оказывать помощь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Запись существительных по склонениям:

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
зима
дядя
мечта
улица
олень
снег
поле
озеро
тень
дверь
мышь
площадь

Вывод:

к 1-му склонению относятся …
ко 2-му склонению …
к 3-му склонению …

– А что такое склонение? (Это изменение существительного по падежам, т.е. по вопросам.)

3. Устный диктант

Диктант с использованием сигнальных карточек. Укажи окончание существительного, определив падеж: у окна, на двери, под снегом, в поле, к цепи, на стене, к осени, на сосне.

Вывод: у существительных 1-е скл. Д.п. П.п.
е
2-е скл. П.п.

е

3-е скл. Р.п. Д.п. П.п.
е

4. Работа в группах

Каждая группа получает своё задание:

1-я группа – определить падеж существительных:

Растет под берез…, склонился к сирен…, ходит по площад…, бросит в пол…, сидит на кормушк….

2-я группа – составить словосочетание, определить падеж имен существительных:

Говорить дверь
растет сестра
стоять парник

3 группа – дополни пословицы, определи падеж имен существительных:

Друг не бросит в ….. Нет ….. – ищи, а нашёл – береги. Трудно жить без ……

4 группа – Продолжи начатые ряды, определи падеж:

У стен…, степ…,
К рощ…, мыш…,
На земл…, площад…,

Проверка выполненной работы каждой группы.

5. Физкультминутка

Фронтально:

Отгадайте загадки, составьте словосочетания с каждым из существительных – отгадок, поставив его в родительный, дательный, предложный падежи:

– Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом (одуванчик).

– Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина).

– Межи деревянные, а поля стеклянные (окно).

– Что интересного заметили?

– Все существительные начинаются с буквы О.

Запись словосочетаний:

Р.п. белого одуванчика, робкой осины, большого окна.

Д.п. одуванчику белому, робкой осине, большому окну.

П.п. о белом одуванчике, о робкой осине, о большом окне.

6. Проверка работы

7. Работа с текстом

– Придумай заголовок, запиши.

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осел сугроб. Побежал звонкий ручей. Весна вступает в свои права.

Выдели окончания имен существительных, определи их склонение, укажи падеж.

8. Проверка работы

9. Итог урока

Выставление оценок.