Цель:
- Совершенствование знаний о склонении имен существительных, распознавание падежей существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Развитие речи учащихся, формирование устойчивости внимания, умения работать в группе.
- Воспитание любви к русскому языку, умения слушать и слышать друг друга и оказывать помощь.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Запись существительных по склонениям:
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
зима дядя мечта улица |
олень снег поле озеро |
тень дверь мышь площадь |
Вывод:
к 1-му склонению относятся …
ко 2-му склонению …
к 3-му склонению …
– А что такое склонение? (Это изменение существительного по падежам, т.е. по вопросам.)
3. Устный диктант
Диктант с использованием сигнальных карточек. Укажи окончание существительного, определив падеж: у окна, на двери, под снегом, в поле, к цепи, на стене, к осени, на сосне.
Вывод: у существительных | 1-е скл. | Д.п. | П.п. |
|
||
2-е скл. | П.п. |
|
||||
3-е скл. | Р.п. | Д.п. | П.п. |
|
4. Работа в группах
Каждая группа получает своё задание:
1-я группа – определить падеж существительных:
Растет под берез…, склонился к сирен…, ходит по площад…, бросит в пол…, сидит на кормушк….
2-я группа – составить словосочетание, определить падеж имен существительных:
Говорить | дверь |
растет | сестра |
стоять | парник |
3 группа – дополни пословицы, определи падеж имен существительных:
Друг не бросит в ….. Нет ….. – ищи, а нашёл – береги. Трудно жить без ……
4 группа – Продолжи начатые ряды, определи падеж:
У стен…, степ…,
К рощ…, мыш…,
На земл…, площад…,
Проверка выполненной работы каждой группы.
5. ФизкультминуткаФронтально:
Отгадайте загадки, составьте словосочетания с каждым из существительных – отгадок, поставив его в родительный, дательный, предложный падежи:
– Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом (одуванчик).
– Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина).
– Межи деревянные, а поля стеклянные (окно).
– Что интересного заметили?
– Все существительные начинаются с буквы О.
Запись словосочетаний:
Р.п. белого одуванчика, робкой осины, большого окна.
Д.п. одуванчику белому, робкой осине, большому окну.
П.п. о белом одуванчике, о робкой осине, о большом окне.
6. Проверка работы
7. Работа с текстом
– Придумай заголовок, запиши.
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осел сугроб. Побежал звонкий ручей. Весна вступает в свои права. |
Выдели окончания имен существительных, определи их склонение, укажи падеж.
8. Проверка работы
9. Итог урока
Выставление оценок.