Цель: Воспитывать интерес к чтению.
Задачи:
- Показать детям важность и необходимость общения с книгой.
- Развивать творческие возможности учащихся путем инсценирования произведений.
- Развивать быстроту и правильность мышления, память, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование: выставка книг, выставка детских рисунков по прочитанным произведениям, костюмы книг, дети в костюмах сказочных героев.
Ход праздника
Учитель: Прочитайте тему нашего занятия, о чем пойдет речь?
(Ответы детей.)
1 ученик.
Сколько звезд на небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в реке,
Сколько книг на Земле?
2 ученик.
Есть с ладошку они.
Есть – большие тома.
Проживают они
Вместе с нами в домах.
3 ученик.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий!
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Все: Мы всем классом шлем привет!
Учитель: Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем:
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый Дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай!
(Ответы детей.)
Учитель: У нас сегодня гость – библиотекарь Галина Григорьевна. Давайте послушаем её.
Библиотекарь: Отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Ответы детей.)
Библиотекарь: Ребята, а кто пишет для вас эти замечательные книги?
(Ответы детей.)
– Писатели и поэты написали очень много замечательных и интересных книг. Как мудрые, добрые друзья, книги вводят вас в удивительный и прекрасный мир. Одни из них предназначены для того, чтобы развлечь вас, другие – чтобы познакомить с историей страны, в которой вы живете. Есть книги, которые рассказывают о Земле и космосе.
Ребята, а вы хотите познакомиться с Королевой Книг?
(Входит Королева Книг и Доктор Айболит.)
Королева Книг: Вот мы и встретились, мои маленькие добрые друзья! Я рада, что вы знакомы со многими жителями моего царства, ведь вы часто заходите в мои владения. Хочу представить вам книжного героя.
Доктор Айболит: Я – доктор, книжкин друг. Лечу не ребят, не зверят, а книжки. Да-да, не удивляйтесь. Книжки тоже иногда болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются. Они желтеют, сохнут, рассыпаются на листочки. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книжки, расправляем им странички, делаем новый корешок. А чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил. Повторяйте за мной!
- Берите книгу чистыми руками.
- Не перегибайте книгу!
- Не кладите в книгу карандаши и другие предметы.
- Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
- Не читайте книгу во время еды.
- Чтобы книга и учебник дольше служили – оберните их.
Королева Книг: Я думаю, что теперь вы будете любить и беречь книги, а они помогут вам быть счастливыми и радостными. А теперь послушайте разговор двух книг.
Сценка.
Выходят две книжки. Одна – рваная, растрепанная, другая – красивая.
Учитель:
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
1 книга: Ну как твои делишки?-
Учитель: Одна спросила у другой.
2 книга:
Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты,
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей…
Тогда лететь мне в облаках.
А у тебя целы бока?
1 книга:
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, о них
И говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а “на отлично”.
2 книга:
Ну, мой на тройках едет еле-еле.
И даже двойку получил на той неделе.
(М Ильин. "Две книжки")
Учитель: Вы видите, какое разное может быть отношение к книгам.
Игра: собери пословицу. (Кто много читает, тот много знает.)
Первая половина пословицы | Вторая половина пословицы | |
1 | Своя ноша | Дитя без глазу |
2 | Каждая курица | Не сразу строилась |
3 | Смелость | Просто открывался |
4 | Лбом стены | Свой насест хвалит |
5 | Москва | Не тянет |
6 | У семи нянек | Не прошибешь |
7 | А ларчик | Города берет |
(Звучит звук, имитирующий полет. Появляется Карлсон. Он летает по классу.)
Карлсон: Ну, что смотрите, посадку давайте, видите, ослабеваю. (Усаживается за стол).
Здравствуйте, детки, славные, веселые, забавные, отличные, симпатичные. Вы меня узнали? Я…Я самый лучший в мире летательный аппарат. Я самый лучший в мире сказочник. Хотите, я расскажу сказку?
Королева Книг: С удовольствием послушаем.
Карлсон: Лежал колобок на окошке. Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и все-все до крошки съели. Вы догадались, какую я вам сказку рассказал?
Королева Книг: Да ты все перепутал. Ребята, какие сказки перепутал Карлсон?
(Ответы детей.)
Карлсон: А теперь я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете книжки. Назовите произведение и автора.
Конкурс знатоков книг.
- Лихо мерили шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
(С. Михалков. Дядя Стёпа.)
- Пошла баба к возу: Ни воротника, ни рыбы. (Р. Н. С.
Лисичка – сестричка и Серый Волк).
Печка, печка! Скажи, куда гуси – лебеди полетели? (Р. Н. С. Гуси – лебеди).
- Обещала наша королева целую корзину золота тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. (С. Маршак. 12 месяцев.)
- Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. (Р. Н. С. Каша из топора).
- Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
(К. Чуковский. “Краденое солнце”.)
- Балда с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у самого моря.
Там он стал веревку крутить,
Да конец её в море мочить.
(А.С. Пушкин. “Сказка о Попе и Работнике его Балде”)
- На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножечко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. (В. Драгунский. “Тайное становится явным”.)
- Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю пойди поищи.
(К. Чуковский. “Федорино горе”.)
- Кто виноват из них, кто прав – судить не нам.
Да только воз и ныне там.
(И. Крылов. “Лебедь, Щука и Рак”)
- Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолетах. (М. Зощенко. “Самое главное”.)
- А возле чердачного окошка перед цветком горошка стояла юная девушка, и её глаза сияли, на щеках горел здоровый румянец. (Х.К. Андерсен. “Пятеро из одного стручка.)
Учитель: Да, ребята. Нет сомненья, что вы – прекрасные читатели.
Русский народ придумал много пословиц о книгах, чтении, стремлении к знаниям.
Дети:
Книга – наш помощник в труде.
Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Книга – источник знаний.
С книгой дружить – век не тужить.
Книги – мост в мир знаний.
Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
4 ученик.
Хочешь плыть по океану,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых
Все края тебе открыты
На страницах книг.
5 ученик. В книгах заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут.
6 ученик. За одну минуту выходит две тысячи семьсот книг. Это же целая библиотека.
7 ученик. Так давайте скажем большое спасибо тем, кто делает для нас книги – верных друзей на всю жизнь.
8 ученик.
Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня их уже много
На книжной полке бережно храню.
9 ученик.
Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь пройти она должна,
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
10 ученик.
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Источник радости, источник жизни, знания,
Люби её, читать давай другим!
(Куддае Мухаммади)
Королева Книг: Убедили ли мы вас ребята, что читать необходимо? Будете ли вы много читать?
Доктор Айболит: Что нового вы узнали сегодня о том, как надо обращаться с книгами?
Учитель:
Нам песня эта говорит,
Что трудно нам без книг прожить.
Давайте песенку споем
Как с книжкой славно мы живем.
Песня “Сказка” на мотив песни “Улыбка”.
Знай, от книжки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись ты сказкою своей.
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
Припев:
И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка .
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.
3най, от сказки станет всем теплей.
И большим, и даже самым малым детям.
Так пускай всем людям на земле
Сказка, словно огонёк веселый светит.
Припев.
Литература
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2007.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах. –Ростов н / Д.: изд-во “Феникс”.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания 1-4 классы. – М.: “Глобус”, 2007.
- Золотой карнавал сказок / Авт.-сост. В. Цыбульник; М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.