Цель: Расширить круг знаний учеников о Великой отечественной войне, которые не нашли отражение в учебных программах.
Учебно-воспитательные задачи: Формирование у ребят активной жизненной позиции, чувства патриотизма. Развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработка умений самостоятельной работы с различными информационными источниками, эстетическое воспитание учащихся.
Оформление: мероприятие проводится в актовом зале, оформленном в стиле 40-х годов. Участники, ученики 8 «а» класса, одеты в военную форму времен второй мировой войны. Сопроводительная презентация – Приложение 1.
Звучит мелодия «Рио-Рита». Молодые люди, они тихо беседуют, смеются.
Учитель: Лето 1941 года началось замечательно. Лето обещало свои радости.
«Слушайте все – начинается лето!» –
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке…
В. Орлов
– Середина июня. 22 июня 1941 г...
Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.
Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов.
Ученик 1: (слайд 2, 3)
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…
А. Твардовский
Звучит песня на стихи А Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война»
Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, да друзья.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости.
Ученик 2:
Тот же двор, та же дверь,
те же стены,
Так же дети бегут гуртом…
И припомнила: хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
Юлия Друнина «В школе»
(слайд 4 – Галя Комлева)
Когда началась, война и фашисты приблизились к Санкт – Петербургу для подпольной работы в тылу врага была оставлена учительница средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих учеников и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смелая, любознательная шестиклассница.
Юная связная приносила от партизан задания старшим товарищам, разбрасывала листовки по поселку.
Фашисты выследили и схватили юную подпольщицу. Два месяца ее пытали в Гестапо. Ничего не сказала врагу девочка, никого не выдала. Галю расстреляли на рассвете.
Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
Учитель: Двенадцатилетний юнга Боря Кулешов (слайд 5) два года сражался на боевом корабле, представлен к правительственным наградам.
В свои пятнадцать лет Аркадий Каманин (слайд 6) был опытный пилот, дважды награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в боевых вылетах.
Ученик 1: (слайд 7 – Марат Казей)
Война... Фашисты подошли к деревне, где жил Марат с мамой. Осенью мальчику не пришлось идти в школу в пятый класс.
Враг лютовал. За связь с партизанами была повешена мать Марата. Гневом и ненавистью к врагу переполнилось сердце мальчика. Марату было 12 лет, когда он стал разведчиком в партизанском отряде. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона. А когда осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их…и себя.
За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ученик 2: (слайд 8 – Вася Коробко)
К зданию школы, занятому фашистами подкрадывается семиклассник Вася Коробко. Он пробирается в комнату и выносит знамя пионерской организации, только за это следовал расстрел.
Партизаны поручили Вася быть разведчиком в логове врага, в школе ему не нравился немецкий язык, а сейчас это ему помогло. В штабе фашистов он топит печь, а сам присматривает, запоминает, передает важные сведения партизанам. Мальчика предали. Фашисты заставили мальчика вести их в лес, но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Кому из нас не хотелось совершить подвиг? И Вася Коробко тоже мечтал об этом. Но он не просто мечтал, он совершил его. В своей последней записке перед боем он написал:
«Передай маме, что я погиб за Родину, за то чтобы она, и тетя Аня, и Сашок – все наши люди жили свободно!»
Своего маленького героя прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
Учитель: Двенадцатилетние подростки вели себя как взрослые, они очень серьезны, даже немного суровы, выполняли трудные задания наравне с опытными военными, разведчиками которых готовили в специальных разведывательных школах. А часто лучше взрослых ребята выполняли боевые задания.
Что же сделало мальчишек и девчонок такими? Смерть близких, пережитое?
Ученик 3: (слайд 9 – Володя Казначеев)
Весной он закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам, в отряде говорили: «Ну и пополнение!..» Правда, когда узнали что они дети Елены Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан (ее убили зверски), шутить перестали. В отряде была «партизанская школа». Там обучали будущих минеров, подрывников. Володя на «отлично» усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов врага.
За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем еще ребенок. Он сражался, с взрослыми до того дня пока родной край не был освобожден от фашистов, и поправу разделил с взрослыми славу героя – освободителя родной земли. Володя награжден орденом Ленина, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени. Он окончил школу в Суворовском училище.
Я уважаю тебя за смелость, честность, беззаветную любовь к Родине, за умение быть настоящим другом.
Учитель: Нет, не мальчики умирали на войне – гибли юные телом, зрелые умом. (слайд 10) Они не боялись смерти. Конечно, никто не хотел умирать, но все понимали долг. Ребята умирали. Успев узнать одно из главных человеческих чувств – ощущение долга перед другими людьми.
Ученик 1:
Не преклоню колен, палач, перед
тобою,
Хотя я узник твой, я раб
в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай:
умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне,
злодей!
Увы, не тысячу. А только сто в
сраженье
Я уничтожить смог подобных
палачей.
За это, возвратясь, я попрошу
прощенья,
Колена преклонив, у Родины моей.
М. Джалиль «Палачу»
Учитель: Почти невозможно рассматривать фотографии казненной и брошенной на снег Зои Космодемьянской, ученицей 10 класса она добровольно ушла в партизанский отряд. При выполнении очередного задания она была захвачена. Ее пытали, выводили на мороз босиком, а на утро казнили перед всей деревней. Перед смертью она крикнула:
«Победа будет за нами!»
Война шла.… Разве могли фашисты предполагать, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчишки и девчонки. Витя Черевичкин ему было 13 лет, когда он погиб защищая свой дом в городе Ростов-на-Дону. Он погиб с голубем в руке, (слайд 11).
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: «Невозможно искупить вины за единую слезинку умученного ребенка».
Но что выдержала девочка с косичками Зина Портнова, которой после ужасных мучений на последнем допросе гестаповцы выкололи глаза. (слайд 12)
Партизан Саша Бородулин (слайд 13)позволил во время боя врагам сомкнуть вокруг себя кольцо и взорвал себя гранатой.
Лариса Михайленко, Леня Голиков, Валентин Котик (слайд 14,15, 16)- юные герои расстрелянные, растерзанные войной.
Ученик 2: (слайд 17, «После авиа налета. Сталинград»)
… А после … Не забыть о том…
В снегу исколотый штыками,
Ничком ребенок мертвым сном
Спал, обхватив сугроб руками.
Хотел я плакать и не мог
И только слушал гул далекий…
Я тельце обернул в платок,
Что был обронен у дороги.
Пошел ребенка схоронив,
Навстречу пушечным раскатам…
И я впервые в этот миг
Себя почувствовал солдатом.
Н. Лайне
Учитель: А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью. (слайд 18)
О ленинградской блокаде рассказала в своей книге «Дневные звезды» Ольга Берггольц:
Ученик 3:
Шла к отцу и слез не отирала:
Трудно было руку приподнять.
Ледяная корка застывала
На лице, отекшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредешь.
Встретишь гроб –
Не разминуться с гробом:
Стиснешь зубы и –
Перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты,
Встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала...
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Легкий, легкий, озаренный
Путь...
Тот, кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, – на жизнь имеет право...
О. Берггольц
Учитель: Как Таня Савичева. (слайд 19,20)
Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания:
«Мама умерла 13 мая в 7ч. 30 мин. Утра 1942 года.… Если просто хочешь, есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть. Голодает. Сперва голодает, потом умирает...» Савичевы умерли один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой, но жила. Потом… «Савичевы умерли все».
Ученик 3:
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
– Сменяй на платье, – говорит, –
менять не хочешь – дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам…
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило – привести
Ее к себе, шепнув угрюмо:
– На, съешь кусочек, съешь, … прости!
Мне для живых не жаль – не думай»
Учитель: Ольга Берггольц писала правду, – какой она ни была: горькой, некрасивой, тяжелой. Она писала так, как видела сама, своими глазами, в измученном, заледеневшем, но не сдавшемся городе. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть фашисты потому и не пошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили много других ребят, которые остались навсегда в своем времени. О подвиге маленькой девочки знает весь мир (слайд 21) на всех языках мира напечатана история ее жизни.
«Первого мая артиллерийский обстрел ленинградских улиц был особенно силен. Снаряд попал в здание детского дома. Детишки спали после обеда. Все они были убиты. Я пошел к воротам дома тогда когда выносили двадцать детских трупиков. Столпившиеся женщины молча стояли рядом и плакали…» - это воспоминания художника Ф. Богородского.
Эта картина действительно страшна. Это надо видеть, это надо пережить.
Все познается в сравнении. На Пискаревском мемориальном кладбище в Санкт Петербурге захоронено 470 00 жертв блокады, от бомбежек и артобстрела погибло 16 00 человек. В Хиросиме и Нагасаки погибло от атомных взрывов 320 000.
Звучит песня на стихи Е. Винокурова «И помнит мир спасенный».
Ученик 2: (слайд 23)
Нас не нужно жалеть,
Ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
Как пред господом богом чисты.
На живых порыжели от крови и глины
шинели.
На могилах у мертвых
Расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят, и
Пусть поколения знают
Эту, взятую с боем,
Суровую правду солдат.
И твои костыли,
И смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой,
Где тысячи юных лежат...
С. Гудзенко
Учитель: Дети в тылу не воевали…
Они стояли, у станка по десять часов и если не позволял рост, чтобы достать до станка подставляли стул. (слайд 24). Работали в поле. (слайд 25 , семиклассница Галя Пестова за вспашкой), госпиталях (слайд 28 ). Эти девочки ученицы 4 класса получили медаль «За оборону Ленинграда» работая на заводе (слайд 29). Были угнаны в концлагеря. (слайд 30-32 ). Подвергались медицинским опытам.
Звучит песня «День Победы»
(слайд 33-37)
Это ваши сверстники!
А им тогда было столько лет, сколько сегодня вам!
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я мог бы поступить так?»…