Тот, кто хочет лучше сделать свою
работу, должен сначала привести в порядок
свой инструмент.
КонфуцийПояснительная записка
Тема “Инструменты и приспособления” одна из первых (после правил техники безопасности) в изучении технологии ручных работ. Благодаря данной теме, учащиеся знакомятся с инструментами и основными видами приспособлений в швейном производстве. Часть информации учащимся известна из курса технологии (обслуживающий труд) 5–9-х классов, из собственного жизненного опыта. Задача учителя – помочь учащимся найти способы приведения в систему этих познаний и дополнить их новым знанием с точки зрения профессиональной подготовки. Все это необходимо для формирования умений и навыков в последующих практических работах при пошиве изделий на протяжении всего курса обучения. От правильного выбора инструментов и приспособлений зависит в конечном итоге качество обработки, уровень производительности труда, эффективность работы в целом.
Опережающие задания предварительно даны четырем учащимся – подготовить краткие выступления (1–2 мин.) по истории известных инструментов и приспособлений.
Примерно в середине урока осуществляется процесс переключения внимания, снятия некоторого напряжения путем физического упражнения “Ножницы”.
Закрепление материала проводится в форме небольшой самостоятельной работы:
- все учащиеся отвечают на вопросы теста (см. приложение 4),
- все учащиеся выполняют практическое задание (см. приложение 5) по вариантам.
Учащиеся решают головоломки-словограммы “Инструменты и приспособления”: каждый ученик выбирает себе головоломку II или III уровня сложности (см. приложение 6). <Приложение 6>
Домашнее задание предлагается по выбору:
- принести для музея швейной мастерской ненужные в доме швейные инструменты и приспособления (с согласия родителей);
- придумать загадки об инструментах и приспособлениях;
- составить список усовершенствований инструмента или приспособления (по своему выбору).
Рекомендуемая литература для дополнительного чтения учащихся:
- Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. – М.: Яуза; ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Морок А., Разумовская К. Интимные приметы. – М.: СЛОВО, 2002.
Цели урока:
- Образовательная (предметно-информационная составляющая качества образования):
- знать виды инструментов и приспособлений для ручных работ, их назначение, правила выбора;
- иметь представление об истории инструментов для ручных работ.
- Воспитательная (деятельностно-коммуникативная составляющая качества образования):
- уметь правильно выбирать для практических работ необходимый инструмент и приспособления;
- владеть культурой сбора информации.
- Развивающая (ценностно-ориентационная составляющая качества образования):
- понимание значения правильного подбора инструментов и приспособлений для качественной обработки изделий.
Тип урока:
- по дидактической цели: изучение нового материала;
- по способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;
- по источнику знаний: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Средства обучения:
Коллекции наперстков, ножниц, булавок, игл, сантиметровых лент, резцов, лекал и других приспособлений; раскладушка с информацией из истории инструментов и приспособлений; плакат-эпиграф; образцы тканей; карточки с головоломками-словограммами “Инструменты и приспособления” (двух уровней); карточки-задания по выбору инструментов; таблицы с характеристиками игл, ножниц, наперстков.
Планируемый результат:
- знание инструментов и приспособлений;
- умение выбрать инструменты и приспособления для определенных видов работ и тканей;
- осознание зависимости качества обработки от правильного выбора инструментов.
Межпредметные связи: история, литература, физкультура.
Ход урока
I. Организационная часть.
1.1. Проверка присутствия.
1.2. Проверка готовности к уроку.
II. Подготовка к изучению нового материала.
Формулирование темы и целей урока.
III. Объяснение нового материала.
3.1. Понятие “инструмента” и “приспособления”.
3.2. Виды инструментов и приспособлений.
3.3. Краткая история инструментов и основных видов приспособлений.
3.4. Физическая разминка: упражнение “Ножницы”.
3.5. Народная мудрость об инструментах и приспособлениях.
IV. Самостоятельная работа учащихся по закреплению знаний об инструментах и приспособлениях, умений их правильного выбора для определенных видов работ и тканей.
V. Заключительная часть.
5.1 Оценка самостоятельных работ учащихся.
5.2. Подведение итогов урока.
5.3 Домашнее задание.
5.4 Рекомендуемая литература для дополнительного чтения учащихся.
Краткий план-конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
I. Организационная часть.
|
|
II. Подготовка к изучению
нового материала.
|
Совместно с учителем формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Совместно с учителем формулируют цели урока, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение. |
III. Объяснение нового
материала.
Задает вопросы учащимся:
Записывает на доске все называемые учащимися инструменты и приспособления.
Подчеркивает на доске названия инструментов (игла, ножницы, наперсток, сантиметровая лента). Формулирует понятия “инструмента” и “приспособления”.
Предлагает учащимся последовательно ознакомиться с коллекциями инструментов и приспособлений, слушает выступления учащихся. Обращает внимание учащихся на особенности каждого инструмента. Задает вопросы учащимся по правилам техники безопасности при обращении с ручными инструментами и приспособлениями.
Подводит итог высказываний. |
Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы, формулируют отличия.
Записывают в тетрадях.
Рассматривают коллекции, слушают сообщения четырех учащихся об истории инструментов и приспособлений, знакомятся с таблицами характеристик инструментов (см. приложение 1), слушают пояснения учителя. Слушают, вспоминают, отвечают.
Переключаются на другой вид деятельности: физическую разминку. Вспоминают, отвечают, рассуждают, опираясь на свой жизненный опыт и опыт родителей. |
IV. Самостоятельная
работа учащихся по закреплению знаний темы урока. Наблюдает, отвечает на возникшие вопросы. |
Фронтальное выполнение теста (см. приложение 4)
с самооцениванием результата всеми учащимися. Выполнение практической работы (см. приложение 5) на два варианта с взаимооценкой. Выполнение уровневых заданий дифференцированно: одна часть учеников выбирает головоломку-словограмму второго уровня сложности, другая часть – третьего уровня (см. приложение 6). |
V. Заключительная часть.
|
Слушают правильные ответы, проверяют свои работы. Записывают в дневниках, выбирают инструменты и приспособления для усовершенствования. Слушают, записывают. |