Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 17” функционирует с 1983 г. Расположено в перспективном, молодом районе города, (Парижской коммуны , 10) . В детском саду работает 11 групп, в течение 6 лет учреждение реализует комплексную программу “Детство” под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.
Педагогический состав – 23 человека. Коллектив стабильный, перспективный (100% – имеют педагогическое образование, 70% – аттестовано, 65 % – имеют стаж работы более 10 лет, 26% – работают в данном учреждении более 20 лет). Педагоги принимают активное участие в конкурсном движении, в работе городских методических формирований.
Теоретическая основа проекта
Современные психологические исследования показывают, что дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовые к школе, но и недостаточно хорошо психически развиты.
По мнению Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина понимание психологической готовности к школе представляет собой концепцию, основанную на возрастном, мотивационном и генетическом подходе.
Возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период.
Понятие возраста, предложенное Л.С. Выготским, основывается на следующих представлениях:
- о социальной ситуации развития;
- о кризисных и литических возрастах ребенка;
- о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого возрастного периода и определяющих психическое развитие ребенка.
Возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию.
Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение – целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по достижению цели.
Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.
Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович “внутренней позицией школьника”.
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Мотивационный подход показывает ту же возрастную точку целесообразного начала обучения в школе, что и возрастной подход.
Генетический подход, по мнению Н.И. Гуткиной, позволяет понять генезис психологической готовности к школе, вырастающей из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, игр с правилами, дидактических игр, конструирования, рисования, раскрашивания, лепки, изготовления детских поделок, выкладывания узоров из мозаики, складывания кубиков по картинкам-образцам, игры на игрушечных музыкальных инструментах и т. д. Кроме того, каждый день ребенку необходимо читать хорошие детские книги. Для формирования психологической готовности к школе также очень важно полноценное общение ребенка с взрослыми и сверстниками.
Генетический подход позволяет проследить, как в рамках игры, ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются мотивация, произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностью исчерпывает себя как источник зон ближайшего развития. В это время происходит смена ведущей деятельности, в роли которой теперь начинает выступать учебная деятельность. Наблюдения психологов и педагогов свидетельствуют о том, что указанные изменения в развитии ребенка происходят не ранее 7 лет, то есть при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Н.И. Гуткина отмечает, что генетический подход показывает ту же самую возрастную точку целесообразного начала школьного обучения, что и возрастной, и мотивационный подходы.
Сочетание указанных выше подходов позволит:
- разработать систему психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки детей к школе, направленную на профилактику школьной дезадаптации;
- использовать эффективную диагностику психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению.
Новизна и актуальность проекта
В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) “О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного образования, обеспечения равных стартовых возможностей и условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.) “Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.” в структуру общего образования введена предшкольная ступень.
Таким образом, предшкольная подготовка обусловлена государственным заказом и заказом родителей.
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей.
Смена модели воспитания и обучения дошкольника с общественной на семейную актуализировала проблему не готовности достаточно большого числа родителей взять на себя ответственность за осуществление этой деятельности. Одни просто не считают нужным, другие испытывают дефицит специальной психолого-педагогической информации по данному вопросу.
Поэтому проблема организации психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки детей к школе является актуальной.
Научный аппарат исследования
Гипотеза: консалтинговая деятельность, направленная на психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки детей к школе позволит:
- сформировать осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства;
- снизить уровень школьной и личностной тревожности среди выпускников ДОУ;
- повысить уровень готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Объект: психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки ребенка к школе.
Предмет: консалтинговый центр как форма организации психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки ребенка к школе.
Цель: объединение научно-образовательных, педагогических ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи в процессе подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое сопровождение опытной педагогической деятельности.
- Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.
- Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей в период подготовки ребенка к школе.
Стратегия и механизмы достижения цели
Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный (сентябрь–февраль 2009 г.)
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу и опыт работы других образовательных учреждений города, края по вопросам предшкольной подготовки и организации консалтинговых центров.
- Организовать сетевое взаимодействие по решению проблемы предшкольной подготовки (образовательные учреждения города, проектный офис управления образования “Предшкольное образование”).
- Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность ОПП.
- Разработать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.
- Разработать мониторинг эффективности деятельности ОПП.
Ожидаемый результат: нормативно-правовая база ОПП, критерии эффективности деятельности ОПП, программа психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.
Второй этап – основной (март 2009 – октябрь 2010 г.)
Задачи:
- Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
- Реализовать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.
- Разработать план совместной консалтинговой деятельности в рамках сетевого взаимодействия (Детский сад – ПМПК, общеобразовательные школы, проектный офис управления образования “Предшкольное образование”).
Ожидаемый результат:
Методические, дидактические, диагностические пособия и методики “Психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки ребенка к школе”.
Командное обучение педагогов и специалистов ДОУ (учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) по теме проекта.
Третий этап – рефлексивный (октябрь–декабрь 2010 г.)
Задачи:
- Обобщить и распространить ценный педагогический опыт деятельности ОПП на муниципальном и краевом уровнях.
- Аттестовать педагогов на высшую квалификационную категорию по результатам деятельности опытной педагогической площадки.
- Проанализировать эффективность деятельности ОПП.
Ожидаемый результат: повышение педагогической компетентности родителей, повышение уровня готовности к школьному обучению на 40%, снижение уровня тревожности выпускников ДОУ на 30%, повышение квалификации педагогов на 30%, публикации материалов в сборниках научно-практических конференций, периодических изданиях дошкольного образования.
Ожидаемый результат деятельности опытной педагогической площадки
Количественный показатель – снижение школьной и личностной тревожности среди выпускников ДОУ на 40%, повышение уровня готовности к школьному обучению на 30%, повышение квалификационной категории педагогов-участников проекта – 30%;
Качественный показатель – осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства, сознательный выбор с их стороны учебного заведения и программы школьного обучения; программа психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам подготовки к школе.
Рабочий план первого года реализации проекта (2008–2009 уч. г.)
№ п/п | Мероприятия | Время выполнения | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Разработка нормативной базы | Декабрь 2008 – апрель 2009 |
Руководитель ОПП | Нормативные документы, определяющие деятельность ОПП |
2 | Анкетирование родителей “Как помочь ребенку подготовиться к школе” | Декабрь 2008 | Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП | Определение запроса родителей |
3 | Круглый стол “Образовательные программы нового поколения” | Февраль 2009 | Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП | Буклеты о деятельности общеобразовательных учреждений, повышение уровня знаний родителей |
4 | Консультации по вопросам подготовки детей к школьному обучению для родителей детей, посещающих и не посещающих ДОУ | В течение года | Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП | Сборник консультаций “Как помочь ребенку подготовиться к школе”, повышение уровня знаний родителей |
5 | Подбор диагностического материала для определения готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей | Октябрь 2008 ноябрь 2008 | Педагог-психолог, учитель-логопед | Методики для определения готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей |
6 | Диагностика готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей посещающих и не посещающих ДОУ | Ноябрь 2008, Апрель 2009 | педагоги-участники ОПП | Первичный уровень готовности к школьному обучению |
7 | Разработка программы психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе | Февраль–май 2009 | Научный руководитель, руководитель ОПП | Программа психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе |
Ресурсное обеспечение реализации проекта
- Организационное – имеется договор и план о взаимодействии с ПМПК, школами, СГПИ, СПК.
- Информационное – педагоги участники научно-практических конференций (городских, региональных, Всероссийских), городских методических объединений, педагогической лаборатории на кафедре педагогики и частных методик СГПИ.
- Кадровое – дошкольное учреждение способно осуществлять инновационную деятельность, так как обладает необходимыми кадровыми ресурсами: узкие специалисты – педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели I квалификационной категории; педагоги прошли курсы повышения квалификации, имеют первую категорию.
- Мотивационное – по результатам анкетирования готовности к инновационной деятельности, педагоги дошкольного учреждения обладают высокой мотивационной готовностью к освоению инновационного опыта деятельности.
- Научно-методическое – участие в научно-методическом семинаре кафедры психологии и коррекционной педагогики СГПИ; в ДОУ имеется психолого-педагогическая служба.
- Нормативно-правовое – имеется план работы с неорганизованными детьми, положение о творческой группе.
- Материально-техническое – наличие кабинета педагога-психолога, учителя-логопеда, кабинета для групповых консультаций.
- Финансовое – дополнительная выплата к тарификационному окладу надбавки в размере до 15% от ставки (должностного оклада) заработной платы в пределах утвержденного фонда оплаты труда педагогическим и руководящим работникам, участвующим в опытной работе; привлечение внебюджетных средств для оплаты привлеченным специалистам, для разработки и распространения наглядной информации.
- Трансляция проекта – публикации в СМИ, участие в научно-практических конференциях, презентация проекта, обобщение ценного передового опыта в городской и краевой банк педагогической информации.
- Дальнейшее развитие – присвоение ДОУ статуса “Опорное образовательное учреждение” по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
Предполагаемые риски
Риски | Способы их преодоления |
Изменение состава ОПП | Введение в состав ОПП педагогов, аттестовавшихся на 1 категорию в 2008–2009 гг. |
Изменение контингента детей | Проведение консультативной методической работы с воспитателями старших групп |
Изменение системы оплаты труда | Оплата деятельности участников ОПП из стимулирующего фонда оплаты труда. |