Оборудование:
- компьютер и проектор, экран, аудиозапись «Звуки природы. Наедине с природой»;
- книжки-малышки;
- карточки с пословицами и поговорками, загадками, потешками;
- картинки с изображением сороки для оформления титульного листа, картинки с сорокой для домашней работы;
- учебники «Родная речь» 4 класс Л. Ф. Климанова;
- клей-карандаш, скатерти, фломастеры, карандаши, магниты.
Подготовительный этап:
Столы в кабинете расставлены для работы в трёх группах. На каждом столе: набор дополнительного материала (Приложение 2), модели книжек-малышек (Приложение 3), учебники, клей, фломастеры, стиплеры.
Ход урока
Организационный момент:
Всем говорю я: «Здравствуйте!»
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нём ВЫ и Я!
- Пусть этот урок принесёт нам радость общения.
Сообщение целей и задач урока
- Сегодня у вас урок литературного чтения по теме: М. М. Пришвина «Выскочка» (Приложение 1, слайд 1).
Мы продолжим работу над рассказом М. М. Пришвина «Выскочка» и наполним литературным содержанием книжки-малышки.
Актуализация знаний
1. Характеристика героев
- Назовите героев рассказа «Выскочка» М. М. Пришвина.
(собака Вьюшка, сорока Выскочка, другие сороки)
- Посмотрите на экран и прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Вьюшки (Приложение 1, слайд 2).
(Слова выстраиваются под картинкой)
- Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.
(Слова выстраиваются под картинкой)
- Почему автор выбрал именно эти слова?
(Они помогают показать характер героев)
- Прочитайте эпизоды из произведения, в которых автор дает характеристику собаке и сороке.
(Дети читают эпизоды)
Обобщение:
- М. М. Пришвин желал показать нам характер главных героев.
- Кто из героев вызывает сострадание?
- Ребята, кто из вас знает, что такое сострадание?
(Свободные высказывания детей)
- Вот какое определение дает нам толковый словарь:
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь (Приложение 1, слайд 3).
- Как вы думаете, кому сострадает автор?
(Сороке)
- Прочитайте эпизод, в котором автор сочувствует сороке.
2. Итог:
- Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста.
- Сорока поплатилась хвостом за свою глупость. Но настолько ли глупая птица сорока и какими ещё качествами она обладает, я вам предлагаю ответить в конце урока.
3. Постановка проблемы:
- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть младшие братья и сестры.
- Хотели бы вы рассказать им историю про сороку?
- Я знаю, что вы очень заняты подготовкой к урокам, помогаете дома своим родителям. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в проекте «Книжка-малышка», который поможет познакомиться с рассказом «Выскочка» вашим младшим друзьям.
(на экране определение Проект - это) (Приложение 1, слайд 4).
- Для вас коллективным изделием будет книжка-малышка.
Введение в тему
- Мы отправимся с вами в книжное издательство «Природа и мы» (Приложение 1, слайд 5).
- Вы сидите по группам. У каждой группы своя книжка-малышка, в которой необходимо заполнить страницы. Каждый участник группы по желанию выберет страницу, которую он будет заполнять. Вам необходимо выполнить работу в соответствии с планом (Приложение 1, слайд 5):
- Оформить обложку книжки с помощью картинок. Для этого пользуйтесь клеем и фломастерами.
- Поместить отрывки из рассказа «Выскочка» под соответствующими иллюстрациями.
- Заполнить последние страницы книжек различными жанрами фольклора: 1 группа - пословицами, 2 группа - загадками, 3 группа - потешками, выбрав из предложенного всё, что характеризует сороку.
- Защитить свои книжки-малышки. Поможет вам в этом «Звёздочка обдумывания».
Динамическая пауза 1. Настрой на работу.
- Встаньте, возьмитесь за руки в группах, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в работе, и начнём. Время для работы ограничено, вы работаете до тех пор, пока звучат звуки природы. На протяжении всей работы я вам буду помогать.
Работа в группах (звучат звуки природы)
1. Творческая работа учащихся в группах.
Учитель помогает при подборе нужного материала.
2. Динамическая пауза 2:
- Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью.
Опустите руки, если было семь сорок.
Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость.
Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах.
Защита проектов
- Предлагаю каждой группе по очереди защитить свои книжки-малышки, пользуясь «Звёздочкой обдумывания» (Приложение 1, слайд 7).
Оценивание
- 1-я группа: защита – оценки
- 2-я группа: защита – оценки
- 3-я группа: защита – оценки
(За проявленное творчество, за знание текста, за умение выбрать нужный материал из предложенного, за активное участие в уроке).
Итог урока
1. Рефлексия
- Вам интересно было работать вместе, сообща?
- Вы получили дополнительную информацию о сороке. Считаете ли вы теперь, что сорока – глупая птица? Почему?
(Ответы детей)
2. Обобщение сказанного детьми (Приложение 1, слайд 8).
- Сорока совсем не глупая птица, хотя её поведение нельзя назвать хорошим. Сорока разоряет гнезда других птиц и похищает зерно с полей. Однако этот вред не сравним с пользой, приносимой птицей. Она поедает огромное количество вредных насекомых, таких как: саранча, гусеницы бабочек, долгоносики и даже колорадский жук.
3. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 9).
- Предлагаю вам творческое домашнее задание: подобрать и записать в книжки-малышки произведения, главным героем которых является сорока. Это может быть стихотворение, басня, рассказ, сказка. Или вы можете сочинить свою сказку о сороке, зная её характер.
(каждый ученик получает книжку - малышку в форме сороки)
4. Самооценка
- Ребята, я вам предлагаю оценить наш урок. У вас на столах лежат лепестки, выберете каждый для себя один лепесток, цвет которого наиболее подходит оценке нашего урока. Прикрепите на доску.
- Посмотрите, какой яркий и красивый получился у нас цветик-многоцветик.
- Поблагодарите друг друга за плодотворную дружную работу на уроке аплодисментами.
– Спасибо вам. Урок окончен. До свидания!