Интерес к изучаемой теме – один из важнейших факторов усвоения материала. И уроки информатики не являются исключением. Содержание этого предмета таково, что сложно поддерживать у учащихся высокий интерес ко всем темам курса. Не секрет, что одни ученики лучше справляются с математическими заданиями или программированием, другие - предпочитают занятия, на которых материал оставляет место для творческих поисков, или бывает больше практической работы на компьютере. Поэтому темы, которые могут быть интересны большому количеству учащихся, необходимо использовать с наибольшей отдачей, чтобы повысить интерес к предмету вцелом.
На изучение темы “История вычислительной техники” обычно отводят небольшое количество часов, начиная изучать с нее большой раздел “Архитектура компьютера”. Некоторые преподаватели делают эту тему вводной при изучении курса информатики в средней или старшей школе.
Действительно, тема “История вычислительной техники” очень хорошо разработана, имеется множество книг и интернет-ресурсов, посвященных данной тематике. Благодаря той же сети интернет, можно найти много иллюстративного и даже видеоматериала. Именно благодаря этому, тема может быть изложена очень интересно, но количество материала очень большое, и в отведенное на его изучение время его просто невозможно подробно охватить. Поэтому, иногда, данные уроки превращаются в сухое перечисление дат и событий (возможно, разбавленных иллюстрациями), или просто сводятся к записи (с последующим заучиванием) сводной таблицы с характеристиками четырех поколений компьютеров.
Между тем, данная тема содержит в себе большой потенциал по усилению интереса к предмету информатика. Многие преподаватели это прекрасно осознают и начинают собирать в компьютерном классе мини-музей вычислительной техники, или (если имеется возможность) стараются устроить экскурсию в музей побольше (например, Политехнический музей в Москве). Иногда в компьютерном классе ведется стенгазета, в которой с определенной переодичностью появляются заметки, связанные с определенными историческими датами или личностями, которые внесли свой вклад в возникновение и развитие вычислительной техники.
Считается, что самое сильное воздействие на учащихся оказывает видеоматериал. К сожалению, большинство фильмов, посвященных компьютерной технике имеют скорее художественные, нежели учебные достоинства (за исключением, конечно, специальных видеокурсов по изучению определенных программ). Но еще в 1999 году в США был снят фильм “Пираты Силиконовой долины”, раскрывающий историю зарождения и становления таких гигантов современных компьютерных технологий как Microsoft и Apple. (Название: Пираты Силиконовой долины (Pirates Of Silicon Valley). Режиссер: Мартин Берк. США. 1999 г.) Данный фильм относится к категории документальных, так как отражает реальные события, произошедшие в 80-х годах XX века, когда компания Microsoft “позаимствовала” графический интерфейс компьютера Lisa фирмы Apple для своей собственной операционной системы Windows. Несмотря на то, что фильм придерживается реальных исторических фактов, он имеет и художественные достоинства, и понятен тем, кто не разбирается в компьютерной технике.
На базе фильма построено внеклассное мероприятие, которое способствует повышению интереса к изучаемому предмету, а также расширяет знания учащихся по предмету информатика. Так как в фильме упоминаются названия других компьютерных фирм и термин “силиконовая долина”, то перед просмотром фильма вместе с учащимися просматривается компьютерная презентация, посвященная краткой истории Силиконовой долины и фирм IBM, Hewlett-Packard, Apple, Microsoft.
После просмотра фильма учитель обсуждает с учащимися следующие вопросы:
- Почему фильм называется “Пираты силиконовой долины”?
- Как вы относитесь к тому, что Бил Гейтс “скопировал” операционную систему у фирмы Apple?
- А как данная операционная система появилась у фирмы Apple?
- Можно ли назвать Стива Джобса аморальным человеком? А Билла Гейтса?
- В фильме только один раз упоминается фирма Hewlett Packard, в связи с какими обстоятельствами?
- Какие еще фирмы упоминаются в фильме?
- Какие технологии были разработаны ими?
- Чем принципиально новым отличалась деятельность Билла Гейтса?
При обсуждении данных вопросов акцент делается не только на запоминание событий, но и на оценку моральных качеств героев. (Microsoft в свое время купила операционную систему MS-DOD, а затем “скопировала” Windows у Apple. Фирма же Apple вела разработки графического интерфейса, на основе наработок, купленных у Xerox). Ключевым вопросом является вопрос о названии фильма, если ученики не могут ответить на него сразу, то к нему возвращаются после обсуждения остальных вопросов. Обсуждая вопросы об этичности поведения героев фильма, учитель также реализует воспитательную функцию данного мероприятия.
Помимо интереса, вызываемого самим фильмом (а интерес, обычно, высокий, что объясняется, во-первых, занимательным изложением материала в фильме, а, во-вторых, тем что с названиями данных фирм учащиеся или просто знакомы, или имеют дома данную технику), учащихся интересует возможность получить дополнительную отметку по предмету, выполнив творческое или поисковое задание, связанное с историей фирм, занимающихся компьютерными технологиями.
Дополнительный материал по истории вычислительной техники можно найти в следующих источниках:
- Полунов Ю. Л. От абака до компьютера: судьбы людей и машин. Книга для чтения по истории вычислительной техники в двух томах. Том II. - М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004. - 480 стр.: ил.
- Частиков А.П. Архитекторы компьютерного мира. –СПб.: БХВ-Петербург, 2002.-384 с.: ил.
- http://www.ibm.ru/
- http://www.hp.ru/
- http://www.mactime.ru/
- http://www.microsoft.com/rus/