Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс
Задачи урока: - сформировать знания о значении обоняния в
жизни человека, о строение и функциях обонятельного анализатора, об
обонятельном восприятии;
- продолжить; развитие коммуникативных качеств учащихся, умения
работать в группе;
- организовать активный мыслительный процесс, способствующий
формированию личности готовой к сотрудничеству и проявляющей
желание овладеть новыми знаниями;
Ход урока:
1. Организационный момент – учащиеся рассаживаются для работы в группах.
2. Вызов. Учитель просит прочитать фразу, записанную на
доске и вставить пропущенное слово («Без……человек чёрт знает что,
без…..человек птица не птица, гражданин не гражданин просто возьми
да вышвырни за окошко» Н.В. Гоголь)
Учащиеся выдвигают свои предположения и записывают в тетради тему
урока «Обонятельный анализатор»
3. Оформление тетради. Учитель просит оформить в тетради на двойном листе таблицу и без использования учебников ответить на поставленные в таблице вопросы и записать их во вторую графу.
|
Вопросы |
Предполагаемые ответы |
Новое, интересное |
|
1. Каково значение обонятельного анализатора |
|
|
|
2. Что является раздражителем обонятельных рецепторов? |
|
|
|
3. Как развито обоняние у различных групп животных? |
|
|
|
4. Как формируется нервный импульс, поступающий в корковый центр обонятельного анализатора? |
|
|
|
5. На какие группы вы разделили бы все существующие запахи? |
|
|
4. Работа в группах. Учащиеся работают в группах над поставленными вопросами.
5. Фронтальная работа с учащимися. По каждому вопросу группы дают свои ответы. Учитель по возможности фиксирует ответы на доске.
6. Лекция. Учитель зачитывает небольшой отрывок,
подготовленный по дополнительной литературе. Учащиеся в это время
работают по определённой схеме в таблице. Знаком «\/» отмечают во
второй графе верную информацию, знаком «-» не верную информацию. В
третьей графе записывают кратко новую, интересную информацию.
Текст лекции:
Орган обоняния, будучи одним из древнейших анализаторов, прошёл
длительный путь эволюции. Раздражителями для него служат химические
вещества, оказывающие воздействие на рецепторы.
У относительно низко организованных водных животных (например,
простейшие) трудно установить различие между органами обоняния и
вкуса, т.к. и на те и на другие воздействуют химические вещества,
растворённые в воде и непосредственно контактирующие с растворами.
У более высокоорганизованных животных, например, членистоногих
рецепторы дифференцируются: орган вкуса реагирует на вещества,
растворённые в воде, а орган обоняния на частицы вещества,
находящиеся в воздухе.
Большинство млекопитающих обладают хорошо развитым обонянием. Плохо
этот орган развит у птиц, обезьян, человека, а у таких водных
животных как дельфин, вообще атрофирован.
Обонятельный анализатор имеет большое значение для определения
состава пищи и вдыхаемого воздуха. Многие животные используют
обоняние для ориентации во внешней среде, обнаружения пищи, оценки
её качества, узнавания других животных.
Площадь чувствительной поверхности в носовой полости человека
составляет 2,5 – 5 см². У человека 40 млн. рецепторов клеток, тогда
как у хищных – до 200 млн.
Молекулы пахучих веществ, попадая в носовую полость вместе с
воздухом, проникают в обонятельные клетки через оболочки,
содержащие жироподобные вещества-липиды. Там они взаимодействуют с
белками, при этом генерируют нервный импульс, который передаётся по
обонятельным нервам в корковый центр обонятельного анализатора.
Пахучие вещества проникают в носовую полость и из ротовой полости
через носовые ходы – хоаны (при вдохе во время еды). Сильно пахучие
вещества раздражают не только обонятельные клетки, но и окончания
тройничного нерва, вызывая защитные рефлексы: чихание и кашель.
Согласно современной теории запах определяет не химический состав
или строение, а геометрическая формула в целом. Два разных
химических вещества, имеющих одинаковую объёмную форму молекул,
обладают одним и тем же запахом.
Предполагается, что существует семь первичных запахов:
камфороподобный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, острый,
гнилостный.
7. Обсуждение результатов работы. Учитель даёт время на обмен информацией в группе, учащиеся дополняют информацию в таблице. Затем учитель совместно с учащимися обсуждает результаты работы групп по таблице.
8. Практическая работа. Распознавание запаха знакомых веществ.
Цель: применение полученных знаний в новой ситуации;
развитие исследовательских способностей учащихся;
Оборудование: в каждой группе по пять полосок, пропитанных
пахучими веществами; полоски пронумерованы;
Пробы: 1. – духи; 2 – нашатырный спирт; 3. – сердечные капли; 4. –
машинное масло; 5. - растворитель;
Лабораторную работу учащиеся оформляют в виде таблицы. В заключении
делают вывод.
|
Проба |
Пахучее вещество |
Количество |
% правильных ответов |
|
1. |
|
|
|
План работы:
1. Определить, какие пахучие вещества нанесены на полоски.
2. Заполнить в таблице первую и вторую графы.
3. Учитель выдаёт информацию о том, какие вещества нанесены на
полоски.
4. Учащиеся сравнивают результаты своего эксперимента с
информацией, предоставленной учителем.
5. Учащиеся делают вывод, отвечая на вопросы: а) Почему высок
процент правильных ответов в проведении эксперимента? и б) Какую
роль в жизни человека играют знакомые запаха?
6. Обсуждение результатов практической работы.
9.Подведение итогов урока. Подвести итоги урока можно в различной форме. Это может быть эссе, синквейн по теме урока.