Цели:
–расширить знания об овощах, познакомить с историческими сведениями, дать разнообразные способы и рецепты приготовления блюд из моркови.
– развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствование навыков культуры труда, взаимоконтроля; развития самостоятельности в получении нужной информации;
– воспитать умение видеть прекрасное в окружающем мире; дисциплину; чувство товарищества, взаимопомощь; трудолюбие; ответственность за порученное дело.
–в игровой форме привить интерес к здоровой пище.
–научить приготовлению блюд с использованием моркови.
Межпредметные связи (с литературой, географией, изобразительным искусством, историей, информатикой, русским языком): использование малых форм народного фольклора: (пословицы, поговорки, загадки и др.), закрепление знаний по истории через изучение истории продуктов и способов питания наших предков.
Материалы и оборудование: Мероприятие проводится в кабинете информатики. Оформленный стенд с изображением овощей, блюд русской кухни. Разные морковки по форме и цвету. Карты техпроцесса изготовление блюд, шаблоны моркови. Презентация.
Предварительная подготовка:
Задание детям: найти и прочитать дополнительную литературу об истории овощей рецептов блюд, приготовленных из овощей, о народных праздниках. Сделать рисунки морковки. Подобрать пословицы, загадки на тему «Овощи»;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Организационный момент(3мин.)
Проверка готовности учащихся. Сообщение темы занятия.
-Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии.
1. Мёртвым в землю упал,
Живым из земли встал,
Красну шапку уронил
И людей усыпил.(Мак)2. Под землёй
птица гнездо свила,
яиц нанесла, (Картофель)3. Без рук, без ног,
ползёт на батог.(Горох)4. Стоит Матрёшка
На одной ножке,
Закутана, запутана.(Капуста)5. Без окон, без дверей –
Полна горница людей.(Огурец)6. Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло.(Свёкла)7. Белая в земле,
А зелёная снаружи.(Редька)
–Итак, сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить о морковке. Ребята, скажите, кто знает, где растет морковка? Правильно, на грядках! И мы должны сейчас разделиться на команды, которые и назовём грядки. А сейчас, предоставим слово нашей ведущей Морковине и её деткам. Изложение материала. Лекция.
Морковь.
Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. Она относится к корнеплодным растениям. Родина моркови – Средиземноморье. Слово «морковь» общеславянского происхождения. Морковь как культура создавалась в течение многих столетий. Сегодня существует множество сортов, различных по вкусу, форме, окраске и размеру – от самой маленькой, каротели, до метровой китайской, японской.
К нам морковь попала в незапамятные времена. На территории нашей страны её возделывают с ХI в. У кривичей, населявших Древнюю Русь, существовал обычай класть ее возле умерших, которых помещали в лодки, а затем сжигали. Сожженная вместе с покойником морковь должна была служить ему пищей на том свете.
Морковь очень полезна, так как содержащийся в ней каротин в организме человека превращается в витамин А – витамин роста. Этот же витамин необходим для нормального зрения, для хорошего состояния кожи слизистых оболочек. Из семян моркови изготавливают лекарство. Морковный сок назначают как лечебное питание. В старину её считали лакомством гномов – сказочных лесных человечков.
Существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миску с пареной морковью - утром на этом месте найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золота, увы, не находили.
. Она была почетным блюдом при дворе императора Карла Великого (VIII в.).Но вплоть до ХVI в. считалась деликатесом, в массовых масштабах её не разводили. Лишь в ХVII в. европейцы начали разводить морковь повсеместно. Немецкие и французские поваренные книги ХVI— ХVII вв. сохранили для нас много интересных рецептов приготовления блюд из моркови, и среди них—рецепты соусов из тертой моркови с луком. У немцев и французов эти соусы и сегодня считаются деликатесными — их подают чаще всего к телятине.
В ХVII в. европейцы охотно использовали морковную зелень при варке супов, на морковном соке готовили мусс, а поджаренная морковь шла на приготовление так называемого «солдатского» кофе, который в немецких деревнях по традиции потребляют и в наши дни.
В ХVII в. была выведена так называемая кормовая морковь. Она, теряя во вкусе, выигрывает в размерах и употребляется на корм скоту. О ней рассказывают такую легенду: один торговец семенами, переезжая Рейн, уронил в Шварцвальде семечко моркови, а когда спустя несколько недель возвращался назад, то увидел, что из этого семечка прямо на дороге выросла громадная морковь, незначительная часть которой могла насытить быка, причем у животного при этом якобы вырастали громадные рога. В наши дни кормовую морковь разводят повсеместно. Но особое внимание ей уделяется в Англии, где она достигает в длину 40, а в диаметре 30 см.
Морковь варят, жарят, тушат, пассируют, но особенно полезна она в сыром виде. Лучшему усвоению каротина способствуют потребляемые при этом жиры.
У современных немецких и французских крестьян древний обычай хранить медовую морковь на случай болезни превратился в традиционное приготовление для каждого члена семьи одной такой моркови, подаваемой к столу как новогодний десерт: в наступающем году она якобы обеспечит хорошее здоровье.
Ученые доказали, что в некоторых овощах и фруктах содержатся особые вещества, губительно влияющие на микробы. Назвали эти вещества фитонцидами. Так вот, из овощей фитонциды содержат, прежде всего, лук, чеснок и …морковь! Употребление этих овощей способствует очищению полости рта от микробов. А морковь при этом имеет преимущество, она лишена специфического запаха, который некоторых отпугивает от лука и чеснока.
Перед посевом семена замачивают и выдерживают от З до 5 дней при температуре 15—20°С, а затем на 10— 20 дней помешают в ледник, где семена хранятся при 0° С. Это дает возможность повысить всхожесть семян и резко поднять урожайность. Как уже было сказано, в моркови содержится много каротина (причем в красной моркови его в 9 раз больше, чем в желтой). Каротин лучше усваивается из измельченной моркови. Из минеральных солей в моркови преобладают соли калия. Морковь особенно полезно детям.
При варке морковь лучше опускать в кипящую воду, так как в ней отсутствует растворенный кислород и лучше сохраняется витамин С. Особенно сильно разрушаются витамины при варке в открытой посуде. Поэтому посуду, в которой варится или тушится морковь, обязательно следует закрывать. Посуда должна быть правильно подобрана по объёму, чтобы в ней при закрытой крышке как можно меньше оставалось воздушного пространства. Долго хранить приготовленное из моркови блюдо не рекомендуется ,так как при длительном простаивании на плите витамин С разрушается совершенно. Позеленевшую головку моркови всегда желательно обрезать.
Прослушали интересное сообщение. Теперь посоревнуемся. За правильные ответы каждый будет получать морковку. Посмотрим в конце мероприятия, на какой грядке вырастет больше морковок. Начинаем «Морковный час»
Отгадайте загадки:
1.Сидит девица в темнице – Коса на улице
2.Я красна – не девица, зелена – не дубрава, с хвостом – не мышь.
3.Красна, в землю вросла.
4.Это что таково: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собой красно?
5.Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.
6.Красный нос в землю врос, а зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос.(Морковь)
А кто быстрее прополет грядку?
По одному представителю от грядок приглашаем выполнить следующее задание.
Измерьте предложенные морковки и запишите результаты измерения в см, дм, мм.
Второй представитель грядки должен измерить диаметр самой крупной морковки и вычислить радиус.
Решите задачу. На грядке посажено 12 морковок в ширину и 34 моркови в длину. Сколько всего моркови на грядке?
Ребята, грядку надо нам полить!
А сейчас предлагаем командам на листах бумаги записать: морковь– она…….
Кто больше подберет слов, которые обозначают признаки предметов, та грядка и побеждает. Подобрать также как можно больше однокоренных слов к нашему главному овощу.
Рекламная пауза:
Лучшие фантазеры с грядок должны придумать рекламу нашей морковки.
В заключение нашего мероприятия просим нарисовать рисунок морковки на компьютере в программе Paint.
А сейчас физкультминутка:
Морковку сажаем(наклоны), морковку поливаем (раскачивания), морковь полем (приседаем) и т.д.
Посмотрите ребята, сколько есть различных блюд из морковки, все они вкусные и, самое главное, полезные и являются здоровой пищей. И когда хочется что-то погрызть, не забывайте о таком продукте, как морковка.
Предлагается прочитать рецепты блюд и листочки с рецептами раздать детям . (приложение 1).
Вопросы для повторения:
–Сколько лет мы употребляем в пищу морковку?
–Родина моркови?
–Значение слова «морковка»?
–Какие легенды связаны с морковкой?
–Для чего человеку нужны витамины?
–Какими полезными веществами богата морковка?
–Почему морковку необходимо подвергать первичной обработке?
–Ну, а теперь просим поднять заработанные морковки вверх! Посмотрим, сколько выросло на наших грядках моркови.
Молодцы!( Подведение итогов, награждение)
Используемая литература:
1.Л.Ф.Захарова, Е.И.Толчинская. Путешествие в страну кулинарию. Кишинев «Тимпул»1987
2.Ж.И.Орлова Все об овощах. М:.Пищевая промышленность 1978
3.Русский фольклор \Сост. и примеч.В. Аникина М.Худож. лит.,1986г