Цель урока: Повторить и обобщить изученное по теме «Природа». Расширять объём природоведческих знаний. Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе. Воспитывать экологическую культуру, способность любить родную природу, охранять ее и беречь. Уточнить знания о природе, о связях в природе, о роли в ней человека. Вовлечь детей в совместную деятельность, воспитывающую гражданина России.
Оборудование: Красная книга; рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке; знаки правил друзей природы.
Ход урока
I. Минутка наблюдения за погодой.
II. Проверка знаний.
- Как одним словом назвать все то, что мы с вами изучали на прошлых уроках окружающего мира?
- Почему у клеста появляется потомство не весной, как у других жимотных, а в самую лютую зимнюю стужу?
- Почему в дубравах всегда мышей дольше, чем в сосняках и ельниках?
- Вот так поэт В.Викторов описывал своеобразные связи между различными субъектами, нас окружающими.
Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Придумайте ещё примеры таких связей в природе.
III. Сообщение темы урока.
Разгадайте кроссворд, чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке
- Ягода чёрная?
Нет карсная.
Почему же белая?
Потому что, зеленая. - Не артист,
А голосист.
Не портной,
А шпоры у ног. - Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный - И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? - Ягодка покрасит
Нам губы и язык
- Золотое решето
Чёрных домиков полно. - Ни кто ее не пугает,
А вся дрожит. - Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. - В поле-метелкой,
В мешке-золотом. - Маленкий,
Удаленький
Сквозь землю прошёл
Красную шапочку нашел. - Дерево, склоненное над рекой
Читаем слова, составленные из первых букв.
Кто же может послать нам такие слова?
Конечно же все вместе- это природа. И она посылает нам эти слова мольбы о помощи.
А почему?
По этому и тема нашего урока:
Будь природе другом!
IV. Физкультминутка
V. Изучение нового материала.
- Вставь пропущенное слово: Красная книга содержит сведения о … растениях и животных.
- Почему цвет этой книги - красный, а не зелёный и т.д.
- Попробуйте назвать растения и животных из Красной книги.
- Прочитаем о них в учебнике.
- Стр. 86-87 Дети читают самостоятельно.
- Стр. 89. Самостоятельное чтение дома.
- Стр. 92-93 Игра. Дети играют парами. Для игры понадобятся кубик и фишки.
VI. Физкультминутка
VII. Обобщение
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им. Угрозой является чрезмерная добыча животных и растений. Но есть еще причина - разрушение мест обитания животных и растений. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, исчезает часть растений. Машины работают, грохочут, люди шумят. Звери и птици пугаются, и нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести. Таким образом, гибнут животные и растения.
Охрана растений и животных - проблема государства.
А можем ли мы с вами помочь природе, стать ей другом?
Давайте попробуем нерисовать экологические знаки.
- Сломанной ветке - нет!
- Сорванному цветку - нет!
- Не трогай животных!
VIII. Самостоятельная работа.
Давайте проверим как вы поняли содержание нашего урока.
Закончи предложения-правила
- Не будем срывать …!
- Не будем ломать …!
- Не будем обижать …!
IX. Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением В.Берестова.
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Ни когда!