Окружающий мир. "Будь природе другом"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Повторить и обобщить изученное по теме «Природа». Расширять объём природоведческих знаний. Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе. Воспитывать экологическую культуру, способность любить родную природу, охранять ее и беречь. Уточнить знания о природе, о связях в природе, о роли в ней человека. Вовлечь детей в совместную деятельность, воспитывающую гражданина России.

Оборудование: Красная книга; рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке; знаки правил друзей природы.

Ход урока

I. Минутка наблюдения за погодой.

II. Проверка знаний.

  • Как одним словом назвать все то, что мы с вами изучали на прошлых уроках окружающего мира?
  • Почему у клеста появляется потомство не весной, как у других жимотных, а в самую лютую зимнюю стужу?
  • Почему в дубравах всегда мышей дольше, чем в сосняках и ельниках?
  • Вот так поэт В.Викторов описывал своеобразные связи между различными субъектами, нас окружающими.

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Придумайте ещё примеры таких связей в природе.

III. Сообщение темы урока.

Разгадайте кроссворд, чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке

  1. Ягода чёрная?
    Нет карсная.
    Почему же белая?
    Потому что, зеленая.
  2. Не артист,
    А голосист.
    Не портной,
    А шпоры у ног.
  3. Сам алый, сахарный.
    Кафтан зеленый, бархатный
  4. И петь не поет,
    И летать не летает.
    За что же тогда
    Его птицей считают?
  5. Ягодка покрасит
    Нам губы и язык

  1. Золотое решето
    Чёрных домиков полно.
  2. Ни кто ее не пугает,
    А вся дрожит.
  3. Мягок, а не пух,
    Зелен, а не трава.
  4. В поле-метелкой,
    В мешке-золотом.
  5. Маленкий,
    Удаленький
    Сквозь землю прошёл
    Красную шапочку нашел.
  6. Дерево, склоненное над рекой

Читаем слова, составленные из первых букв.

Кто же может послать нам такие слова?

Конечно же все вместе- это природа. И она посылает нам эти слова мольбы о помощи.

А почему?

По этому и тема нашего урока:

Будь природе другом!

IV. Физкультминутка

V. Изучение нового материала.

  • Вставь пропущенное слово: Красная книга содержит сведения о … растениях и животных.
  • Почему цвет этой книги - красный, а не зелёный и т.д.
  • Попробуйте назвать растения и животных из Красной книги.
  • Прочитаем о них в учебнике.
    1. Стр. 86-87 Дети читают самостоятельно.
    2. Стр. 89. Самостоятельное чтение дома.
    3. Стр. 92-93 Игра. Дети играют парами. Для игры понадобятся кубик и фишки.

VI. Физкультминутка

VII. Обобщение

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им. Угрозой является чрезмерная добыча животных и растений. Но есть еще причина - разрушение мест обитания животных и растений. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, исчезает часть растений. Машины работают, грохочут, люди шумят. Звери и птици пугаются, и нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести. Таким образом, гибнут животные и растения.

Охрана растений и животных - проблема государства.

А можем ли мы с вами помочь природе, стать ей другом?

Давайте попробуем нерисовать экологические знаки.

  • Сломанной ветке - нет!
  • Сорванному цветку - нет!
  • Не трогай животных!

VIII. Самостоятельная работа.

Давайте проверим как вы поняли содержание нашего урока.

Закончи предложения-правила

  • Не будем срывать …!
  • Не будем ломать …!
  • Не будем обижать …!

IX. Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением В.Берестова.

Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Ни когда!