Познавательно-развлекательная игра для учащихся 4-х классов по теме "Народное творчество"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель: формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе фольклора.

Задачи:

  • активизация познавательного интереса школьников к народной музыке;
  • создание условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала учащихся;
  • создание игровой атмосферы, пробуждающей у детей интерес к народному творчеству;
  • формирование коммуникативных умений и навыков.

Познавательная игра была организована в форме предметной олимпиады по музыке на базе ДЮЦ силами педагогов и учащимися музыкальной студии «ALLEGRO». В игре приняли участие учащиеся 4-х классов школ города и района. В игре принимает участие 1 команда от школы, состоящая из 5 человек.

Краткое описание проведения познавательной игры:

Сценарий встречи состоит из 2-х частей:

Сценарий № 1 «Ярмарка» – театрализованное представление открытия, перед каждым туром.

Сценарий № 2 – вопросы и ответы к каждому туру, слайдовая презентация.

Презентацию можно получить у автора статьи.
Приложение 2

Открытие ярмарки.

Сцена 1. Приветствие скоморохов. Цель-знакомство с традициями народной ярмарки.

1 тур «Умники и бублики» – тема: Хронология возникновения музыкальных инструментов. Состоит из 13 вопросов.

Сцена 2. Петрушка и Матрена: Ивановна. Цель-знакомство с кукольным представлением, как неотъемлемой частью русской ярмарки.

2 тур «Танцы народов мира». История возникновения танцев народов мира. Состоит из 16 вопросов.

Сцена 3. Гадание цыганки. Цель – знакомство с персонажами театрализованных ярмарочных гуляний, проведение 3 тура с «гаданием».

3 тур « С песенкой по свету». Тема: Композиторы, песни народов мира. Состоит из 9 вопросов.

4 тур – Финал. Вопросы о народной музыке в стихах. Состоит из 7 вопросов.

Сцена 4. Закрытие ярмарки.

Подведение итогов.

Оценивание результатов проходит по следующей схеме: «Архивариус» задает вопрос, Капитан команды ответ пишет на бумаге. «Скоморохи» собирают письменные ответы и отдают членам жюри. Результаты заносятся в ведомость. Правильный ответ 1 балл. По результатам ответов выявляются победители. В качестве награждения командам вручаются почетные грамоты и диски со всей информацией о встрече.

Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны районного методического кабинета г.Усть-Кута, методическая разработка отмечена 1 местом на районном конкуре методических разработок в 2008 году. Фрагменты сценария мероприятия успешно используется на уроках музыки в средних образовательных школах города.

Сценарий проведения первой встречи в интеллектуальном музыкальном клубе «Лира».

Звучат фанфары. На экране демонстрируется слайд об открытии музыкального клуба «Лира». Выходит ведущая встречи.

Ведущая: Добрый день!Приветствую всех знатоков и любителей музыки, которые собрались сегодня в этом зале. Мы присутствуем при открытии музыкального клуба под названием «Лира». Сегодня первая игра, вы первые участники и именно вам предстоит принять устав нашего интеллектуального клуба знатоков музыки. Пока правил немного, но их нужно соблюдать, и так:

– быть внимательными ко всему происходящему;

– не скрывать свои знания от присутствующих;

– уметь слушать других.

Ваши бурные аплодисменты (дождаться аплодисментов) говорят о том, что вы принимаете эти правила.

А теперь настало время познакомиться. Сегодня в клубе встречаются 10 команд (команда по очереди встает со своих мест и громко говорит название своей команды и девиз).

Поприветствуем друг друга аплодисментами. Дорогие друзья представляю вам жюри, академиков музыки – «заумников музыкального мира» (представление членов жюри, учителей музыки СОШ города).

Вашим преподавателям предстоит нелегкая работа. На протяжении всей встречи жюри – академики ведут ведомость. В ведомости они фиксируют количество верных ответов. За каждый верный ответ на заданный вопрос команда получает 1 балл. В конце игры жюри объявит нам команды, набравшие наибольшее количество баллов. Этим командам будут присуждены звания – «Знатоки музыки» в интеллектуальном музыкальном клубе «Лира» и они получат соответственно почетные грамоты особого образца. Поприветствуем их еще раз.

Тема нашей встречи «Народное творчество». Все о народных танцах, песнях, а так же о композиторах и их произведениях, в которых использована народная тематика. Есть у нас в клубе должность «Хранителя знаний», представляю вам нашего «Архивариуса», который будет задавать вам вопросы на протяжении всей встречи.

А сейчас я приглашаю вас на открытие ярмарки, но ярмарка это необычная, это ярмарка знаний.

Открытие ярмарки

Сцена 1. Приветствие скоморохов

Звучит фонограмма песни в исполнении В. Леонтьева «Ярмарка». Выходят скоморохи, исполняют танец.

Скоморох 1:

Ой, вы, гой еси, люди русские!
Разудалые добры молодцы,
Раскрасавицы – красны девицы!
Собрались мы все на праздничек,
Все на праздничек да на русский день!
Как на том, на веселом праздничке
Разгуляемся, как захочется!

Скоморох 2:

Да покажут нам, добры молодцы,
Удаль русскую, богатырскую!
И споем еще, красны девицы,
Песни звонкие, песни русские,
Как певали их наши бабушки!
Отгадаем загадки мудрые,
Что придумали наши дедушки.
Золотые припомним пословицы,
Вспомним жизнь наших предков – пращуров,
Сказки мудрые, слово меткое…

Ведущая: Здорово девчонки!

Скоморох 1: Здорово!

Скоморох 2: Здорово!

Ведущая: Откуда путь держите?

Скоморох 1: Из города Ростова.

Ведущая: И что ж там почем?

Скоморох 2: Мука по мешкам, табак по рожкам, пряники по лавкам, калачи по санкам.

Ведущая: И что ж вы там для себя купили?

Скоморох 1: Покупку дорогую – целый мешок гороха!

Ведущая: Дело ваше, вижу, неплохо.

Скоморох 2: Неплохо, да не очень…

Ведущая: А что случилось?

Скоморох 2: Шел я по улице, выскочила собака, я – бежать. А мешок – то на беду развязался и весь горох рассыпался!..

Ведущая: Худо ж ваше дело. Худо…

Скоморох 1: Было бы худо, если б не чудо!

Ведущая: Какое такое чудо?

Скоморох 2: Рассыпали мы мешок, а собрали – два!

Ведущая: Умная, погляжу, у тебя голова! Веселые, вижу, вы девчонки! Как живете – можете?

Скоморохи (поочередно). От других днями не отстаем, за нуждой к соседям не ходим.

– Живем – спешим, людей смешим…

– У нас затей – сто разных мастей,

– У нас частушек – сто дубовых кадушек,

– У нас сказок – сто полных связок,

– У нас загадок – сто огородных грядок,

– У нас шуток – как в стае уток,

– У нас небылиц – из всех стран и столиц!

– А для ваших умников привезли мы бубликов. (Берут лотки, спускаются к командам.)

Ведущая: А на бубликах номерки с вопросами затейливыми. Бублик берешь, в рот кладешь, а вопрос слушаешь. Думаешь и даешь правильный ответ.

Выходит архивариус начинается 1 тур «Умники и бублики».

(Содержание вопросов во второй части сценария)

Сцена 2. Петрушка и Матрена: Ивановна

Звучит песня в исполнении В. Леонтьева «Ярмарка». Выходят Петрушка и Матрена: Ивановна с ширмой и объявлением.

Ведущая: Что вы там несете?

Скоморох 1: А вот коли грамотные, читайте.

Ведущая: (читает). Во время зачитывания объявления, ведущие устанавливают ширму, готовятся к кукольному выступлению.

«Имеем честь, предуведомить почтенную, высокопоставленную и высокообразованную публику о том, что ежедневно представляем за умеренную плату уличную кукольную комедию с веселыми приличными разговорами и при музыке шарманки.

Персонажами комедии являются: любимый народный забавник Петрушка, его невеста Матрена: Ивановна.

Сие представление полезно для ума, сердца и глаз, доставит приятное зрелище и приведет всякого посетителя в изумление, а посему может заинтересовать не только детей, но и людей с вполне развитым вкусом.

Цены первым местам 1 рубль, и чем дальше, тем дешевле. Дети платят половину».

«Кукольное представление»

Петрушка: Матрена: Ивановна! Душечка! Ангелочек! Цветочек! Пожалуйста, сюда!

Матрена: (за ширмой). Кто меня зовет?

Петрушка: Это я, Петрушка.

Матрена: Сейчас приду. Только кофею напьюсь.

Петрушка: Вы слыхали, что она сначала картофелю напьется?

Ведущая: Да не картофелю, кофею пьет.

Петрушка: А я уж решил, что она картофелю пьет.

Появляется Матрена Ивановна.

Матрена: Добрый день!

Петрушка: Здравствуйте, милая Матрена: Ивановна!

Матрена: Здравствуйте, Петр Иванович!

Петрушка:

Моя милая красива –
Очень маленький носок:
Девять курочек усядутся,
Десятый – петушок?!

Матрена: Ах, вот ты как?!

Ведущая: Не стоит обижаться, Матрена Ивановна! Вспомните, как в народе говорят: чем носовитей, тем красовитей! Матрена Ивановна! Простите его!

Матрена: Ладно, уж.. .Я тебя, Петрушка, прощаю. А что ты мне подарить обещаешь?

Петрушка: А я… А я в Гостиный двор пойду, зонтик, капот и башмачки тебе куплю!

Петрушка: А теперь мы с тобой станцуем!

Матрена: А у тебя музыка есть?

Ведущий: Конечно, есть. Что танцевать извольте? Польку? Вальс? Или падеспань?

Матрена: Больку, пальц и тарапань я не понимаю…

Петрушка: А что же ты танцевать умеешь?

Матрена: А я… Я умею только по-деревенски: гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп!..

Петрушка: Сыграйте нам что-нибудь деревенское!

Ведущая: Ходи, барыня, смелей – музыканту веселей.

Проводится 2 тур «Танцы народов мира»

Архивариус: Сейчас вы увидите несколько танцев разных народов и во время исполнения ваша задача определить танец какой страны исполняется, записать порядок исполнения танцев на листке и подать «заумникам музыкального мира» (исполнение народных танцев хореографическим коллективом).

«Танцы народов мира». Вопросы во второй части сценария.

Сцена 3. Гадание цыганки

Выходит цыганка и танцует цыганский танец под песню «Ну что сказать» из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль».

Цыганка: Ого-го, сколько народу!

Я, кажется , вхожу в моду!

Раз-два-три-четыре-пять!

Мне не сосчитать!

А зачем считать лучше я вам погадаю, всю правду скажу.

«Цыганка» подходит к командам по очереди, «гадает», предлагает взять карту, на которой указан номер вопроса, участники называют номер вопроса, текст которого озвучивает «Архивариус».

– Ой, яхонтовый мой богатый будешь, если на вопрос правильно ответишь.

– А у тебя счастье будет, только слушай внимательно.

– Тебя удача большая ждет, не веришь, тогда на вопрос правильно отвечай.

– Тебе на роду написано быть большим человеком, если ответишь на вопрос.

– Слушай, такого я еще никогда не видела, если тебе удастся ответить на вопрос, все твои мечты будут сбываться, верь мне, я всегда правду говорю.

Проводится 3 тур « С песенкой по свету». Вопросы во второй части сценария.

Сцена 4. Закрытие ярмарки

Проводится 4 тур «Финал» Вопросы во второй части сценария.

Под музыку «Ярмарка» взлетает и опускается корзина с шариками. Скоморохи подходят к командам. Капитан команды с корзины достает свиток с печатью, срывает печать и зачитывает вопрос. Команда сразу должна дать ответ.

Ведущая: Прозвучал последний вопрос, и пока академики занимаются подсчетом правильных ответов и подведением результатов всех туров, я предлагаю провести конкурс частушек.

Конкурс частушек.

На сцену приглашаются по 1 представителю из команд, которые по очереди поют частушки. Побеждает та команда, которая споет больше всех частушек.

Ведущая: А теперь слово предоставляется академикам музыкальной науки для награждения. (Вручаются грамоты, сладкие призы.)

– Мы хотим поблагодарить наших многоуважаемых академиков и в честь открытия музыкального клуба «Лира» вручить им почетные грамоты и диски со всей информацией о сегодняшней встрече. (Скоморохи вручают диски и почетные грамоты учителям школ города и района.)

Ведущая:

… В мире много интересного,
Но интересней человека ничего на свете нет. …

Давайте эти слова скажем все вместе, а теперь споем вместе со скоморохами.

(Звучит песня «Самое интересное» слова Ю. Энтина, музыка А. Журбина)

Ведущая: Поздравляю всех с открытием музыкального клуба «Лира». Игра окончена! До новых встреч!

Презентацию можно получить у автора статьи.
Приложение 2