Цели.
- Повторение и обобщение знаний об изученных частях речи.
- Повторение изученных орфограмм и понятие "грамматическая основа".
- Развитие навыков беглого выразительного осознанного чтения.
- Развитие устной и письменной речи.
- Воспитание патриотизма, гордости за своё Отечество.
Оснащение.
- Учебники "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой, "Истоки-4" А.В.Камкина.
- Тетрадь № 1 "Чистописание" Л.И.Тикуновой, Т.В.Игнатьевой.
- Карточки для индивидуальной работы с текстом "Родина" (По М.Ростовцеву).
- Карта Российской Федерации и карта полушарий.
Ход урока
Организационный момент. Подготовка рабочего места. На доске ежеурочная "шапка", тема урока и все необходимые по плану записи.
Сообщение темы и целей урока. Нацеливание на активную, плодотворную работу, за которую будут выставлены оценки по итогам урока как устной, так и письменной его части.
Чистописание (работа в тетради "Чистописание").
овов оо
ое оо отч отц
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов -
Отец отца отцова.
Отчий дом - дом, в котором всё своё, родное.
Оформление "шапки" в рабочих тетрадях.
Письмо по памяти (запись предложения из тетради "Чистописание": Отчий дом - дом, в котором всё своё родное).
Самопроверка.
Подбор и запись однокоренных слов:
Отец, отчий, Отечество, Отчизна.
Выделение корня.
(Указать чередования: е//0звука,ц//ч).
Подбор и запись синонимов:
Отчизна, Отечество, Родина, держава, государство, Россия.
Повторение частей речи. Заметили, что все записанные синонимы - имена существительные. Вспомнили правило, что такое имена существительные.
Обозначение всех знакомых частей речи в предложении. Припоминание определений указанных частей речи.
- Слова какой части речи отсутствуют?
(Глагол).
Повторение определения глагола.
Работа с учебником. Чтение стр.34 учебника "Русский язык".
Работа по карточкам с текстом "Родина". Первичное самостоятельное чтение текста.
Родина
С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на это. Для каждого из нас - с чего-то своего, личного. Один представит себе небо юга, кипарисы, пальмы. Другой вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовёт Архангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвёртый - таёжный лес Сибири: Для Тургенева Родина началась с парка в Спасском-Лутовинове, с широких орловских полей, с простого умного русского крестьянина. Для Льва Толстого - с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию и своё отношение к ней. (По М.Ростовцеву)
- Выписать по три имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Вторичное чтение текста хорошо читающим учеником.
Беседа по тексту:
- Тургенев. Кто это?
- С чего начиналась Родина для Тургенева?
- А Толстой? Кто для России Лев Толстой?
- С чего начиналась Родина для этого великого человека?
- Как можно назвать Спасское-Лутовиново и Ясную Поляну для этих великих писателей?
(Малой Родиной)
- Что для многих из вас малая Родина?
Толкование учителем словосочетаний (словосочетания записаны на доске)
Парки в Спасском-Лутовинове, орловские поля, Ясная Поляна.
Выборочное чтение статьи "Первые образы. Отечество" из учебника "Истоки"-4 (стр.17-20)).
Беседа по прочитанному, выборочное чтение:
- Что же означает понятие "малая Родина"? (Деревня, село, город, улица, ближние реки, дороги, поля)
- Как меняется понятие Родины по мере взросления человека? (Необъятные просторы, разнообразие природы и множество народов, населяющих её).
- Перечитайте отрывок из старинной русской песни об Отечестве (стр.18).
- При помощи какой части речи описывается красота, величие и мощь нашего Отечества?
- Чем прежде всего поражает нас, россиян, и жителей других стран наша страна? (Размерами, протяжённостью с востока на запад и с севера на юг).
Работа с картами. Сравнение площади нашего государства с площадями других стран. Краткая беседа о гражданской гордости за свою Родину.
Продолжение работы с текстом "Родина".
"Жужжащее" орфографическое чтение двух последних предложений из текста и объяснение всех известных орфограмм. Обращаем внимание на обилие имён собственных. Вспоминаем правило письма имён собственных.
Зрительно-слуховой диктант (запись этих предложений под диктовку).
Работа в парах (взаимопроверка).
Обозначение всех известных частей речи.
Коллективная проверка обозначенных частей речи, аргументация.
Разбор первого предложения по членам.
- Какой частью речи чаще всего выражается подлежащее, сказуемое?
Итог урока. Оценка работы учащихся.
- На прекрасном языковом материале мы повторили основные части речи. Какие?
- Как мы распознаём имена существительные? Имена прилагательные? Глаголы?
- Подбирая родственные слова, мы увидели общий корень в словах Отчизна, Отечество, отец. Отчизна-мать, Отечество, отец - животворящее, сущее для каждого из нас. И беречь, преумножать, любить его - задача каждого из нас.