Цель:
- Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками звука и его восприятием.
- Сформировать ЗОЖ.
Оборудование: металлическая линейка, камертон.
(Презентация) (слайд 2)
На уроке использую групповую работу учащихся.
Эпиграф к уроку:
- "Все без здоровья - ничто". ( Сократ)
- "Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума". ( Эйнштейн)
Ход урока
1 этап - организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим: "Звук. Источники звука. Звуковые волны". Работать мы будим в группах. У нас будут - теоретики, экспериментаторы и медики, которые покажут свои знания медицинской подготовки в процессе обучения физики. Сейчас я проведу мониторинг модальности, который позволит узнать к какой из трёх категорий вы относитесь - визуал, аудиал и кинестетик.
Проводится тест.
Распределить 10 слов по группам вижу, слышу, чувствую.
(дом, мама, соловей, улей, башня, вода, зима, кожа, врач, взрыв) (слайд 4).
И так теоретики - визуалы, медики - аудиалы, экспериментаторы - кинестетики. (слайд 5,6,7,8,9)
2 этап урока - Каждая группа получает задания. (слайд 10)
Формулируя задания для теоретиков, использую прием "Мудрые совы"
(слайд 11)
Работа с текстом | Найдите в тексте новые понятия и запишите их. |
Что, не ждали? | Выберите информацию, которая является неожиданной. |
Последние новости | Запишите информацию новую для вас. |
Жизненная мудрость | Определите ключевую фразу. |
Иллюстрация | Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы. |
Вывод | Сделайте из прочитанного текста выводы, значимые для вашей жизни |
Темы для обсуждения. | Найдите высказывания достойные для обсуждения в классе. |
Задания для экспериментаторов. Перед вами самая обычная металлическая линеечка, вы её используете очень часто на уроках математики. Получить звук, который может издавать металлическая линейка. На столе у вас еще один прибор- камертон. Получите звук. Ответьте на вопросы: чем отличается звук полета шмеля, от писка комара? (слайд 12)
Задания для медиков. Вы у нас аудиалы. Поэтому вы способны слышать. Ваша группа будет работать с консультантом. Сегодня в роли консультанта буду я. (слайд 12) (рассказ учителя)
"Математики" - решить задачи на нахождения частоты колебаний,
периода, длины звуковой волны. (Развитие конкретности - т. е. структура должна быть конкретной и ясной ). (задание на карточках)
"Биологи" - рассказать о строении ухо и о способности его воспринимать звуковые колебания. Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданием и первоначальным представлениям. (Развитие практичности, динамичности) (работа с текстом)
"Экологи" - решить глобальную проблему борьбы с шумовыми загрязнениями окружающей среды. Сделать выводы, которые были бы значимы для дальнейшей жизни. Составить кластер вашей группы. (формирование ЗОЖ)
На третьем этапе урока - выполнение заданий, обмен информацией, согласование точек зрения, подготовка к отчету.
Четвертый этап - отчеты групп. Вопросы к выступающим ученикам. Отчеты групп в виде кластера. (слайд 14)
И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.
Рефлексия ("Инсерт" приём маркировки текста) (слайд 15,16)
- Как вы думаете можно ли применить данную методику на вашем уроке?
- Я хочу закончить мастер класс словами Д. Данина:
"Увидеть новое большая заслуга. А, увидев, не пройти мимо - заслуга не меньшая. Напротив - гораздо - большая".