- Красочное оформление кабинета.
- Музыка.
- Ребусы.
- Чёрный ящик с циркулем.
- Таблица для "Интеллектуальной лестницы".
- Интерактивная доска, компьютер, презентация.
Форма учебного занятия:
групповая, индивидуальная.Цель:
Учащиеся в игровой форме должны- обобщить знания по физике и математике;
- оценить свои умения решать расчетные, экспериментальные задачи.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Продолжить работу по формированию умений работать с рисунками, анализировать условия задач.
- Формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
2. Воспитательные:
- Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся.
- Воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний.
- Развивать коммуникативные способности учащихся.
- Развивать устную речь учащихся.
3. Развития мышления:
- Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях
Ход игры
Звучит музыка, на экране название игры (слайд №1).
Участники делятся на две команды по пять человек.
Одна команда называется "Альфа", другая "Бетта".
I этап соревнований "Интеллектуальная лестница".
Участникам задают вопросы, если ответ дан верно, то команда поднимается на ступеньку выше. Если ответ дан не верно, то на ступеньку ниже. Если ответ дан недостаточно полно, то остаются на месте.
Вопросы команде "Альфа".
- Гриша положил мороженое в карман. Оно там растаяло и утекло. Можно ли это назвать физическим явлением?
- Коля сделал модель планеты, а Толя - модель молекулы серной кислоты. Если Толя разломает Колину модель - получатся палочки и колесики. На что развалится модель молекулы, когда Коля стукнет ею Толю по лбу?
- Что мешает Васе, пойманному директором школы на месте курения распасться на молекулы и исчезнуть из виду?
- Почему пуговицы, которые нарочно прикладывают к штанам, сами не держаться, а жвачка, пластилин, на которые нечаянно сядешь, тик прилипают, что их не отдерешь?
- Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной, и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, не видя этого, догадалась о случившемся?
- В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают как первоклассницы на переменке. Каким утюгом быстрее погладить рубашку?
- Ученый открыл кастрюлю и обнаружил там 400 граммов гречневой каши, быстро ее съел. Сколько тонн каши съел ученый?
- Счастливый жених массой 50 кг несет на руках красавицу невесту, масса которой 100 кг. С какой силой эта парочка давит на пол? (слайд №2).
- Сможет ли нечистая сила в 1000 ньютонов голыми руками поднять из гроба покойника массой 120 кг? (слайд №2).
- Братья-близнецы Митя и Витя ростом 1 метр нырнули на одинаковую глубину 5 метров. Витя прыгнул солдатиком, а Митя вниз головой. Одинаково ли давление на Митины ,и Витины пятка?(слайд№3)
Вопросы команде "Бетта".
- Мише во сне явилась добрая фея и подарила рогатку. Можно ли это считать физическим явлением?
- На сколько частей ,самый щедрый мальчик может разделить одну шоколадку?
- Почему Вася, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?
- Тетя Уля упала в речку с гусем. Гусь вышел на берег сухой, а тетя Уля - мокрой. Почему? (слайд №4).
- В каком из мальчиков быстрее бегают молекулы: в здоровом или больном?
- Температура утюга тем выше, чем больше скорость движения его молекул, Почему утюг не нагревается, если, держась за провод крутить его над головой?
- Петя ехал на электричке ,и всю дорогу над ним издевались два неведомых ему явления. Одно при остановке толкало Петю вперед, другое, когда вагон трогался, дергало назад. Что это за хулиганские явления и может ли транспортная милиция с ним справится?
- Вечером Ляля, массой 100 кг, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались. Во сколько раз скорость Ляли при прыжке меньше скорости Миши, если Миша вместе с лодкой весит 50 кг? (слайд №5).
- Печальный дядя Боря забрел в магазин и попросил взвесить 1 Н. сосисок и 2 Н масла. Какова масса покупки?
- Витя тянет одеяло с силой 0,7 КН , а Митя с силой 600 Н. У кого из ребят сильнее мерзнут ноги по ночам?
Вопросы иллюстрируются рисунками из книги "Физика" Григорий Остер.
Номер ступени соответствует полученным баллам.
II этап соревнований "Практика".
Командам предлагаются 2 эксперимента. Ребята должны выбрать табличку с правильным ответом и показать её. После ответа команд ,учитель проводит эксперимент и учащиеся видят правильность ответа.
Первый эксперимент: Мензурка наполнена водой и закрыта сверху резиновой пластинкой. Внутри нее находится пробирка-поплавок. Как ведет себя пробирка, если надавить на резиновую пластинку? (утонет, всплывёт, останется на месте)
Второй эксперимент: Если тело округлой формы толкнуть ( у тела смещен центр тяжести.), как оно себя ведет? ( покатится вперёд, покатиться назад, вернется на место) Оценка- 1 балл за правильный ответ.
III этап "Отгадай-ка".
Командам предлагается отгадать, что за прибор находиться в чёрном ящике (циркуль), после краткой характеристике его учителем .
Оценка: если прибор назван сразу - 3 балла, если после первой подсказки - 2 балла, после второй подсказки - 1 балл.
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу.
Подсказка №1.В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Подсказка №2.
Балерина создавала точный круг в один момент,
Подивился ей немало достославный геометр.
0 прекрасной балерине вспоминал частенько он -
Не по этой ли причине был прибор изобретен!
IV этап "Из истории".
Учащимся выданы карточки с фамилиями ученых (Менделеев, Ньютон, Архимед, Пифагор, Ампер, Ломоносов). Приводится исторический факт, и учащиеся должны по сигналу поднять карточку с именем того ученого, про которого это говорится.
Оценка:1 вопрос - 1 балл.
1. Кому из ученых его открытие приснилось? (слайд №6).
2. Кто открыл закон, после того как ему на голову упало яблоко? (слайд №7).
3. Кто сделал открытие после того, как нырнул в ванну с водой? (слайд №8).
4. Чьи штаны во все стороны равны? (слайд №9).
V этап на знание формул.
У учащихся есть карточки с цифрами 1, 2, 3. На доске приводятся формулы. Из них нужно выбрать не верную и поднять цифру с ее номером.
1-е формулы:
- m = p : V
- p =m : V
- V= m : p.
2-е формулы:
- (Y+X)2=(X+Y) (X+Y)
- X2-Y2=(X-Y)(X+Y)
- X2+Y2=(X-Y)(X+Y)
(слайд №10). За каждый правильный ответ 1 балл.
VI этап "Ребусы".
На экране приведены ребусы
(слайд №11), команды совещаются и через 5 минут дают ответы. (Диагональ, точка)Оценка:
За каждый правильно отгаданный ребус - 1 балл.VII этап " Дуэль".
Участники шоу поочередно называют фамилии ученых физиков и математиков. Та команда, которая назовет последнюю фамилию в дуэли и получает 3 балла.
Подведение итогов. (слайд №12).
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
(Фирдоуси.)
Награждение. Звучит музыка.