Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.
Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, фонограммы (по сценарию).
I. (Звучит мелодия песни "Чистые пруды", ученик читает стихотворение).
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Учитель: - Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.
- Посмотрите слайды картин художников пейзажистов.
(Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года ")
Учитель: - Почему же мы зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая, перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной? Обычно нам "некогда". Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.
Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные "удобрениями" овощи и фрукты.
(Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый диалог)
- Эй, вы там, как живёте?
- Хорошо живём.
- Школьные проблемы решаете?
- Решаем.
- А что, много проблем?
- Хватает.
- Как вам дышится?
- Отлично.
- Как вам плавается?
- Прекрасно.
- А как гуляется на природе?
- А где природа?
Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.
Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире "Там-там новости".
(Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных.)
Мальчик: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.
Девочка: - "Покорять природу и не ждать от неё милости"- это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.
Мальчик: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?
Девочка: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенол ом.
Мальчик: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем селе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручаем".
Девочка: - У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственньгх экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг болыне не выходило.
Учитель: - Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу. (Облепиха, мать-и-мачеха, пижма, бадан.)
(Дети показывают рисунки этих растений.)
Учитель: - Сегодня мы проводим экологический турнир между командами "Родничок" и "Капелька". Каждой команде досталось вот такое облетевшее "деревце". За каждый правильный ответ на нём будут "распускаться листочки".
- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: "Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок". Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.
1 ТУР
Викторина "Ромашка"
- На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.
1. Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик.
Из какого произведения ?ти стихи? (Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей").
2. "Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умьшся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная".
- Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери "Маленъкий принц")
3. Продолжите стихотворение:
Колокольчики мои, Цветики степные!
4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.
- О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)
5.
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей
- О каком цветке идёт речь? (О розе)
- Кто написал сказку "Каменный цветок "? (П.П.Бажов)
- Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
- Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленъкий цветочек) Задание для гостей:
- Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)
II ТУР
Учитель: - Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картинки. Сейчас перед вами развернётся выставка работ очень известных художников, а вы должны вспомнить точное название оригинала и имя художника.
III ТУР
Учитель: - Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс "Знатоки природы".
Задания для команды "Родничок":
1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)
2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)
3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков - листоедов. (Скворец)
Задания для команды "Капелька".
В России этого жучка издавна называли "солнышко". Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. {Божья коровка)
Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко - красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчъя ягода)
Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей - в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравъи)
Учитель: - Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.
- Команде победительнице - "Драконов зуб" (чеснок)
- Проигравшим - "Поточим зубки" (морковь).
Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних, мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на планете в одиночестве.
Песня "Просьба" (исполняет группа ребят)
Ученик: - Но мы верим - настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.
Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: " Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". Ребята, что значит, по-вашему, "прикоснуться к красрте природы сердцем"?
(Радоватъся всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречъ, любитъ; ощутитъ эту красоту)
- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?
(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать иад собой)
Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!