Цель: автоматизация звука [ч].
Задачи:
- обучающие: активизация словарного запаса по лексической теме “Перелётные птицы”; закрепление у детей знаний о механизмах образования звука [ч] изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте; формирование понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”; формирование навыков чтения слогов и двусложных слов с закрытым слогом на конце слова (бычок); закрепление названий перелётных птиц;
- развивающие: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звука [ч]; развитие фонематических процессов; развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности, зрительного восприятия (профилактика оптической дисграфии); совершенствование навыков дифференциации гласных и согласных букв; развитие мелкой моторики (на этапе связи буквы со звуком);
- воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, внимательное и уважительное отношение друг к другу, аккуратность; умение внимательно выслушивать педагога;
- коррекционные: устранение неправильного артикуляционного уклада звука [ч]; преодоление речевого негативизма.
Оборудование: картинный план для описания артикуляции звуков, индивидуальные зеркала на каждого ребёнка; схема дифференциации всех звуков речи по их характеристикам; кассы букв по количеству детей; печатное начертание буквы [ч] большого формата; фишки для обозначения на схеме звуков, слогов и слов; предметные картинки перелётных птиц – ласточки, грача, соловья и чайки; одна пейзажная картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, и две сюжетные картинки с изображением ребят, закрепляющих скворечники на деревьях; буквенное изображение птицы – 1 большой вариант на доску и много маленьких для раздачи детям (дидактическая игра “Забавная птичка”); наборы цифр (1–5, 6) по количеству детей для подсчёта звуков и букв в словах и слов в предложениях; фишки для поощрения детей; ручки и карандаши разных цветов по количеству детей.
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Организационный момент (2 мин.) |
|
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите на
доску и скажите, какие птицы изображены на
картинках. За правильный ответ вы получите фишку.
– Какие это птицы? Что у них общего? – Правильно! А каких птиц называют перелётными? – А кто определил, какой новый звук есть в названиях этих птиц? – Правильно. Какая же птица здесь будет лишней? Почему? |
– Ласточка, чайка, грач, соловей. – Это перелётные птицы. – Перелётными птицами называют тех птиц, которые на зиму улетают в тёплые края. – В названиях этих птиц есть новый звук [ч]. – Лишняя птица – это соловей. Потому что в названии этой птицы нет нового звука. |
II. Основная часть (25 мин.) |
|
1.Сообщение темы. – О ком мы будем говорить сегодня на занятии? – Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах, и познакомимся с новым звуком [ч] и буквой ча. (Название буквы в дальнейшем не используем, а называем её именем звука – [ч].) 2. Анализ артикуляции звука Ч. – А сейчас, ребята, возьмите зеркала, для того, чтобы определить, как получается звук [ч]. Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы. В конце этого задания вы получите фишки за правильные ответы. (На доске вывешен картинный план описания артикуляции звука [ч].) – При произнесении звука Ч, губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”; зубы сомкнуты или разомкнуты; кончик языка поднят или опущен; воздушная струя тёплая или холодная; воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?. Молодцы, ребята. Мы выполнили это задание. Возьмите фишки только те, кто отвечал правильно. 3. Характеристика звука [ч]. – Ребята, мы с вами уже познакомились со многими звуками русского языка и все эти звуки разные. Теперь нам нужно определить характеристику этого звука [ч]. Здесь мы будем опираться на знакомую нам схему (схема дифференциации всех звуков по их характеристикам вывешена на доску). За правильные и полные ответы вы снова получите фишки. – Звук [ч] согласный или гласный? Почему? – Звук [ч] глухой или звонкий? Почему? – Звук [ч] мягкий или твёрдый? Произнесите за мной ЧА, ЧУ, ЧО, ЧА, ЧО, ЧУ. – Звук [ч] обозначается фишкой синего или зелёного цвета? – Правильно, ребята! Сейчас вы сообщили новое правило про звук [ч]. Это правило нужно запомнить: Звук [ч] всегда только мягкий и обозначается всегда только фишкой зелёного цвета. Повторите его вместе со мной. – А теперь, ребята, нужно повторить всю характеристику звука [ч]. – Теперь фишки берут только те, кто правильно ответил на мои вопросы (или правильно смог повторить его). 4. Изолированное произнесение звука [ч]. Дидактическая игра “Зажигаем спички”. – Дети, скажите, вы, когда-нибудь зажигали спички? – Сейчас мы будем учиться зажигать спички. Представьте, что язык – это спичка, а нёбо – это спичечный коробок. Зажигаем спички как я: “Ч-Ч-Ч” 5. Дидактическая игра “Поймай звук” – развитие фонематического слуха. Определение места звука в словах. Игру проводим стоя, чтобы дети сменили позу, отдохнули. – Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [ч]. – Плач, дочь, мыть, щётка, течь, шайка, топать, ласточка, цапля, птенчик, соловей, часы… – Ребята, вы молодцы! Вы научились слышать новый звук [ч]. Возьмите все ещё по одной фишке. Здесь, вместо называния слов педагогом, можно раздать детям картинки с новым звуком в их названиях и предложить рассортировать их по месту звука в слове – начало, середина, конец, – раскладывая их соответственно под предметными картинками – чайка, ласточка, грач. 6. Связь буквы ч со звуком [ч]. Дифференциация гласных и согласных звуков. (На доску вывесить печатное начертание новой буквы.) – А теперь нам нужно сказать, чем отличается звук [ч] от буквы ч. Что Мы можем делать со звуком [ч]? – А что мы будем делать с буквой ч? – Правильно, ребята! – Чтобы написать эту букву, нужно сначала сказать из каких частей состоит буква ч. Сколько в ней частей? – Правильно. А с какой стороны расположены эти элементы? Куда завёрнут крючочек? – Молодец! Всё правильно. А сейчас постройте букву ч из своих рук, кистей рук. – Теперь возьмите все ручки, которыми мы пишем в тетрадях. Мы будем писать Букву ч в воздухе вместе со мной. Затем можно прописать по 2–3 буквы в индивидуальных тетрадях – если они используются,- а остальные буквы до конца строки дети пропишут дома или на логочасе. Дидактическая игра “Забавная птичка”. Активизация словарного запаса по лексической теме. (На доске закрепить буквенное начертание птицы и раздать детям индивидуальные образцы этой птицы.) – Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображён? – Правильно. Это необычная птичка! Что вы заметили? Что в ней необычного? – Какие буквы вы видите в этой забавной птичке? И какие части тела в ней эти буквы обозначают? После завершения анализа изображения птицы, детям предлагается обвести в изображении красным цветом все гласные буквы, а чёрным цветом – все согласные буквы. И затем выписать их рядом с птицей на строчку теми же цветами в два ряда. – Назовите все гласные буквы, которые вы заметили. Сколько их всего? – Назовите все согласные буквы у нашей забавной птички. Сколько их? – Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, возьмите фишки. 7. Автоматизация звука [ч] в слогах. Прочитывание слогов. (На доске на писать обратные и прямые слоги в 2 столбика. У детей на столах лежат фишки слов, слогов, звуков.) – А сейчас я познакомлю вас с новым правилом, которое нужно запомнить. В сочетании ча после буквы ч всегда пишется буква а. Повторите все вместе это правило. – А теперь мы будем составлять звуковую схему этого сочетания ча. ЧА – это что? Это слог или слово? Почему? – Правильно! Обозначьте этот слог фишкой. – Какой первый звук в слоге ч-ча? – Обозначим этот звук на схеме. Звук [ч] согласный или гласный? Почему? – Звук [ч] глухой или звонкий? Почему? – Звук [ч] мягкий или твёрдый? – Звук [ч] обозначим синей или зелёной фишкой? – Обозначьте звук [ч] фишкой под фишкой слога. И ниже положите саму букву ч из кассы букв. – Теперь назовите второй звук в слоге ча-а, и полностью назовите его характеристику по схеме точно так же как и для звука [ч]. (Здесь уже без вопросов сами дети могут сказать его характеристику.) – Верно. Сколько звуков в слоге ча? Назовите их последовательно. – Сколько букв в слоге ча? – Вспомните ещё раз новое правило. Как пишется сочетание ча? – Молодцы. Вы выполнили это задание. Возьмите все по фишке. 8. Динамическая пауза. Все вместе изображаем журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек (2–3 раза). Журавль. По болоту я хожу, во все стороны гляжу. часто нагибаюсь, клюковкой питаюсь. Я схожу на ручеёк, заварю себе чаёк, буду пить попивать, Красно лето вспоминать. – Молодцы! Из вас хорошие журавлята получились. Возьмите все по фишке. 9. Автоматизация звука [ч] в словах. Чтение двусложных слов с закрытым слогом на конце. Дидактическая игра “Прочитай слова, договаривая слог -чок”: (На доске написать первые слоги слов): БЫ…, ПУ…, ЗНА…, СКА…, КАБА… – Что значит слово “СКАЧОК”? – Что обозначает слово “ПУЧОК”? – Дидактическая игра “Исправьте путаницу”. В лесу бежит от волка…чайка. Парит над океаном…зайка. – Назовите слово со звуком [ч]. – Составим слоговую и звуковую схему слова ЧАЙКА. ЧАЙКА – это слог или слово? Почему? Обозначьте его нужной фишкой. – Покажите цифрами количество слогов в этом слове. – Как вы определили? Что нужно сделать? – Правильно. Ещё можно посчитать все гласные звуки в слове. Сколько гласных столько и слогов в слове. – Назовите первый слог в слове ЧАЙКА. Обозначьте его слоговой схемой под схемой слова. – Назовите второй слог в слове ЧАЙКА. И обозначьте его нужной фишкой. – Какой же из этих слогов будет ударным ЧАЙ или КА: ЧАЙКА или ЧАЙКА? Обозначьте ударение фишкой над нужным слогом. – Теперь разберём на звуки оба слога и обозначим их фишками и буквами. (Разбираем каждый звук по очереди так как они стоят в слове, так же как и слог ча) – Сколько звуков в слове ЧАЙКА получилось, покажите цифрами. – Посмотрите, а сколько букв получилось? – Назовите все звуки слова ЧАЙКА последовательно. – Молодцы. Возьмите фишки, кто отвечал правильными и полными ответами. 10. Автоматизация звука [ч] в предложениях. Разбор предложения ведётся параллельно и на доске кем-нибудь из ребят, и на партах каждым ребёнком. – Ребята, составьте предложение со словом ЧАЙКА. – Молодцы! Возьмите фишки за предложения. – Давайте рассмотрим самое первое предложение: У ЧАЙКИ ЧАЙ. Сколько слов слышим в предложении (интонацией выделяем каждое слово)? Покажите цифрой. – Какое первое слово в нашем предложении? – Обозначьте его на схеме (рядом со схемой слова ЧАЙКА). Как мы обозначаем начало предложения? – Какое второе слово в предложении? Обозначьте его на схеме большим прямоугольником. – Назовите третье слово в предложении. – Правильно, обозначьте его в схеме предложения. Сколько всего фишек должно получиться в схеме? – Что обозначает последняя фишка? – Умницы и умники. Вы всё делаете правильно. Возьмите фишки, ребята. Разбор слова ЧАЙКИ делается сокращённо, в сравнении с уже разобранным словом, сменить только 4-ю фишку (зелёная). Разбор слова ЧАЙ проводить по аналогии и в сравнении со словом ЧАЙКА – остаётся на логочас. 11. Автоматизация звука [ч] в тексте. (На доску вывешиваются картинки к тексту.) – Ребята, послушайте внимательно рассказ, вам нужно услышать слова с новым звуком. Наступила весна. Стали прилетать грачи, скворцы, ласточки. Сначала они устраивают свои гнёзда. Затем откладывают яйца. А девочки и мальчики каждую весну мастерят для них скворечники. Они закрепляют свои скворечники на деревьях. – Скажите кратко о ком и о чём этот рассказ. – А теперь я буду называть предложения, а вы будете называть слова с новым звуком. – Ребята, покажите цифрой, сколько предложений в рассказе было. – Назовите слово из рассказа, в котором новый звук находится в конце слова. Далее проводится разбор слова ГРАЧ по той же схеме. – Молодцы, ребята! Возьмите ещё по фишке, потому что и это задание мы выполнили. |
- Сегодня на занятии мы будем говорить о
перелётных птицах.
– При произнесении Звука [ч], губы принимают положение “трубочки”. (Повторить ответ нескольким детям.) – При произнесении звука [ч], зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.) – При произнесении звука [ч], кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.) – При произнесении звука [ч], воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.) – При произнесении звука [ч], воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.) – При произнесении звука [ч], воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.) – При произнесении звука [ч], воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.) – Звук [ч] согласный, потому что воздушная струя встречает преграду – кончик языка и нёбо. (Каждый ответ повторяют несколько человек.) – Звук [ч] глухой, потому что голосовые связки не вибрируют. – Звук [ч] мягкий. – Звук [ч] обозначается фишкой зелёного цвета. – Звук [ч] всегда только мягкий и обозначается всегда только фишкой зелёного цвета. (И ещё несколько ребят индивидуально.) – Звук [ч] согласный, потому что… Он глухой, потому что… Он всегда только мягкий и обозначаем мы его всегда только фишкой зелёного цвета. (1-2 ребёнка.) – Нет. (Да.) – Ч-Ч-Ч-Ч… Дети “ловят” звук Ч. – Звук [ч] мы можем слышать и произносить. – Букву [ч] мы будем видеть, читать и писать. – Буква [ч] состоит из 2 частей: палочки и крючочка. – Вертикальная палочка с правой стороны, а крючочек с левой стороны. Крючок завёрнут в правую сторону. Дети конструируют букву [ч] из своих рук. Дети пишут букву [ч] в воздухе вместе с педагогом по его инструкциям (1 – 2 раза). Дети пишут букву в воздухе под счёт. – На ней изображена птица. – Эта птичка нарисована из букв. – Я вижу букву А. Это клюв забавной птички. – Я заметил букву О. Это голова и туловище этой птички. И т. д. Дети обводят буквы на рисунке. Дети сортируют и выписывают буквы рядом с птицей на строчку. – Гласные буквы – это А, У, О, И. Всего 4 буквы. – Все согласные буквы – это Ч, Т, Ш. Всего 3 буквы. Дети читают слоги вместе с педагогом. Дети сами читают слоги.(1–2 ребенка) – В сочетании ЧА после буквы [ч] всегда пишется буква А. (Все дети хором.) Произносят правило вместе с педагогом. (И ещё 2 ребёнка индивидуально) – ЧА – это слог. Потому что не имеет никакого смысла. Дети обозначают слог фишкой, обозначающей слог. – В слоге ЧА первый звук Ч. – Звук [ч] согласный, потому что… Ответы детей должны быть полными. Дети обозначают фишкой звук [ч] и выкладывают под фишкой букву Ч. Тоже делаем и на доске. – В слоге ЧА второй звук слышим А. Звук А гласный, потому что воздушная струя не встречает преграды. – В слоге ЧА 2 звука Ч, А. – В слоге ЧА 2 буквы. В сочетании ЧА после буквы [ч] всегда пишется буква А. Дети вместе с педагогом изображают журавля, соответственно тексту. Дети прочитывают по одному слову. – Скачок, значит прыжок. – Пучок – это небольшая связка веток или стеблей какого-то растения (петрушки). Дети исправляют ошибку. Слово со звуком [ч] – чайка. – ЧАЙКА – это слово, потому что слово имеет своё значение. ЧАЙКА – это птица. (Обозначают его фишкой для слов.) – Цифра – 2. – Нужно пропеть, прохлопать. – Первый слог – ЧАЙ. (Обозначают фишкой для слога.) – Второй слог КА. Обозначим фишкой для слогов. – Ударным будет первый слог ЧАЙ. (Обозначают фишкой для ударения). – Звук [ч] – согласный, потому что…Он глухой, потому что…(преграда кончик языка и небо). Он всегда мягкий и обозначается … Ставим букву ч под этой фишкой.( Один ребёнок рассказывает.) – Звук [а] – Гласный, потому что… Он всегда звонкий и обозначается фишкой красного цвета. Ставим букву а.(Всю характеристику даёт один ребёнок.) – Звук [й] – согласный, потому что …Он всегда звонкий и мягкий. Мы обозначаем его зелёным цветом. Ставим букву й. – Звук К – согласный, потому что…(преграда – корень языка и небо). Он глухой, потому что голосовые связки не вибрируют. Он твёрдый и обозначается синей фишкой. Ставим букву к под фишкой. – Звук [а]…Цифра – 5. Тоже – 5. – Ч, А, Й, К, А. – У ЧАЙКИ ЧАЙ. ЧАЙКА ПИТАЕТСЯ РЫБОЙ. ЧАЙКА ЖИВЁТ У БЕРЕГА МОРЯ. – 3 слова. – Маленькое слово У. – Начало предложения обозначаем с большой буквы, значит берём фишку, похожую на перевёрнутую букву Г. – Второе слово – ЧАЙКИ. – Третье слово – ЧАЙ. – Всего 4 фишки. – Последняя фишка обозначает точку – это конец предложения. Дети слушают рассказ. Это рассказ о весне, о перелётных птицах, о ребятах, которые помогают птицам. Дети выделяют слова со звуком [ч] из текста. – 5 предложений. – Грач. – Г – согласный, потому что …преграда корень языка и нёбо, он звонкий…., он твёрдый и обозначается синей фишкой. – Р – согласный, потому что …преграда – кончик языка и альвеолы, он звонкий, твёрдый и обозначается фишкой синего цвета. – А – гласный… – Ч – согласный… |
III. Заключительная часть (3 мин.) |
|
1. Итог занятия. – О ком мы говорили на занятии? – Что нового вы узнали сегодня? – Какие два новых правила мы сегодня учили? – Какая игра, какое задание вам понравились больше всего? 2. Оценка деятельности детей. – Ребята, посчитайте свои фишки. Кто сегодня больше всех сегодня говорил о птицах? – Молодцы! Вы сегодня много успели сделать. – Теперь вы можете пойти отдохнуть. |
- О перелётных птицах. – Мы познакомились с новым звуком [ч] и буквой ч. – Звук [ч] всегда только мягкий и обозначается фишкой только зелёного цвета. (Повторяют несколько ребят.) – В сочетании ча после буквы ч всегда пишется буква а. |