Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: автоматизация звука [ч].

Задачи:

  • обучающие: активизация словарного запаса по лексической теме “Перелётные птицы”; закрепление у детей знаний о механизмах образования звука [ч] изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте; формирование понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”; формирование навыков чтения слогов и двусложных слов с закрытым слогом на конце слова (бычок); закрепление названий перелётных птиц;
  • развивающие: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звука   [ч]; развитие фонематических процессов; развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности, зрительного восприятия (профилактика оптической дисграфии); совершенствование навыков дифференциации гласных и согласных букв; развитие мелкой моторики (на этапе связи буквы со звуком);
  • воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, внимательное и уважительное отношение друг к другу, аккуратность; умение внимательно выслушивать педагога;
  • коррекционные: устранение неправильного артикуляционного уклада звука [ч]; преодоление речевого негативизма.

Оборудование: картинный план для описания артикуляции звуков, индивидуальные зеркала на каждого ребёнка; схема дифференциации всех звуков речи по их характеристикам; кассы букв по количеству детей; печатное начертание буквы [ч] большого формата; фишки для обозначения на схеме звуков, слогов и слов; предметные картинки перелётных птиц – ласточки, грача, соловья и чайки; одна пейзажная картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, и две сюжетные картинки с изображением ребят, закрепляющих скворечники на деревьях; буквенное изображение птицы – 1 большой вариант на доску и много маленьких для раздачи детям (дидактическая игра “Забавная птичка”); наборы цифр (1–5, 6) по количеству детей для подсчёта звуков и букв в словах и слов в предложениях; фишки для поощрения детей; ручки и карандаши разных цветов по количеству детей.

Ход занятия

Деятельность логопеда Деятельность детей

I. Организационный момент (2 мин.)

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите на доску и скажите, какие птицы изображены на картинках. За правильный ответ вы получите фишку.

– Какие это птицы? Что у них общего?

– Правильно! А каких птиц называют перелётными?

– А кто определил, какой новый звук есть в названиях этих птиц?

– Правильно. Какая же птица здесь будет лишней? Почему?

– Ласточка, чайка, грач, соловей.

– Это перелётные птицы.

– Перелётными птицами называют тех птиц, которые на зиму улетают в тёплые края.

– В названиях этих птиц есть новый звук  [ч].

– Лишняя птица – это соловей. Потому что в названии этой птицы нет нового звука.

II. Основная часть (25 мин.)

1.Сообщение темы.

– О ком мы будем говорить сегодня на занятии?

– Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах, и познакомимся с новым звуком [ч] и буквой ча. (Название буквы в дальнейшем не используем, а называем её именем звука –  [ч].)

2. Анализ артикуляции звука Ч.

– А сейчас, ребята, возьмите зеркала, для того, чтобы определить, как получается звук  [ч]. Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы. В конце этого задания вы получите фишки за правильные ответы. (На доске вывешен картинный план описания артикуляции звука  [ч].)

– При произнесении звука Ч, губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”; зубы сомкнуты или разомкнуты; кончик языка поднят или опущен; воздушная струя тёплая или холодная; воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?.

Молодцы, ребята. Мы выполнили это задание. Возьмите фишки только те, кто отвечал правильно.

3. Характеристика звука [ч].

– Ребята, мы с вами уже познакомились со многими звуками русского языка и все эти звуки разные. Теперь нам нужно определить характеристику этого звука  [ч]. Здесь мы будем опираться на знакомую нам схему (схема дифференциации всех звуков по их характеристикам вывешена на доску). За правильные и полные ответы вы снова получите фишки.

– Звук [ч] согласный или гласный? Почему?

– Звук [ч] глухой или звонкий? Почему?

– Звук [ч] мягкий или твёрдый? Произнесите за мной ЧА, ЧУ, ЧО, ЧА, ЧО, ЧУ.

– Звук [ч] обозначается фишкой синего или зелёного цвета?

– Правильно, ребята! Сейчас вы сообщили новое правило про звук  [ч]. Это правило нужно запомнить: Звук [ч] всегда только мягкий и обозначается всегда только фишкой зелёного цвета. Повторите его вместе со мной.

– А теперь, ребята, нужно повторить всю характеристику звука  [ч].

– Теперь фишки берут только те, кто правильно ответил на мои вопросы (или правильно смог повторить его).

4. Изолированное произнесение звука [ч].

Дидактическая игра “Зажигаем спички”.

– Дети, скажите, вы, когда-нибудь зажигали спички?

– Сейчас мы будем учиться зажигать спички. Представьте, что язык – это спичка, а нёбо – это спичечный коробок. Зажигаем спички как я: “Ч-Ч-Ч”

5. Дидактическая игра “Поймай звук” – развитие фонематического слуха. Определение места звука в словах. Игру проводим стоя, чтобы дети сменили позу, отдохнули.

– Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук  [ч].

– Плач, дочь, мыть, щётка, течь, шайка, топать, ласточка, цапля, птенчик, соловей, часы…

– Ребята, вы молодцы! Вы научились слышать новый звук  [ч]. Возьмите все ещё по одной фишке.

Здесь, вместо называния слов педагогом, можно раздать детям картинки с новым звуком в их названиях и предложить рассортировать их по месту звука в слове – начало, середина, конец, – раскладывая их соответственно под предметными картинками – чайка, ласточка, грач.

6. Связь буквы ч со звуком [ч]. Дифференциация гласных и согласных звуков. (На доску вывесить печатное начертание новой буквы.)

– А теперь нам нужно сказать, чем отличается звук [ч] от буквы ч. Что Мы можем делать со звуком  [ч]?

– А что мы будем делать с буквой ч?

– Правильно, ребята!

– Чтобы написать эту букву, нужно сначала сказать из каких частей состоит буква ч. Сколько в ней частей?

– Правильно. А с какой стороны расположены эти элементы? Куда завёрнут крючочек?

– Молодец! Всё правильно. А сейчас постройте букву ч из своих рук, кистей рук.

– Теперь возьмите все ручки, которыми мы пишем в тетрадях. Мы будем писать Букву ч в воздухе вместе со мной. Затем можно прописать по 2–3 буквы в индивидуальных тетрадях – если они используются,- а остальные буквы до конца строки дети пропишут дома или на логочасе.

Дидактическая игра “Забавная птичка”. Активизация словарного запаса по лексической теме. (На доске закрепить буквенное начертание птицы и раздать детям индивидуальные образцы этой птицы.)

– Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображён?

– Правильно. Это необычная птичка! Что вы заметили? Что в ней необычного?

– Какие буквы вы видите в этой забавной птичке? И какие части тела в ней эти буквы обозначают?

После завершения анализа изображения птицы, детям предлагается обвести в изображении красным цветом все гласные буквы, а чёрным цветом – все согласные буквы. И затем выписать их рядом с птицей на строчку теми же цветами в два ряда.

– Назовите все гласные буквы, которые вы заметили. Сколько их всего?

– Назовите все согласные буквы у нашей забавной птички. Сколько их?

– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, возьмите фишки.

7. Автоматизация звука [ч] в слогах. Прочитывание слогов. (На доске на писать обратные и прямые слоги в 2 столбика. У детей на столах лежат фишки слов, слогов, звуков.)

– А сейчас я познакомлю вас с новым правилом, которое нужно запомнить. В сочетании ча после буквы ч всегда пишется буква а. Повторите все вместе это правило.

– А теперь мы будем составлять звуковую схему этого сочетания ча. ЧА – это что? Это слог или слово? Почему?

– Правильно! Обозначьте этот слог фишкой.

– Какой первый звук в слоге ч-ча?

– Обозначим этот звук на схеме. Звук [ч] согласный или гласный? Почему?

– Звук [ч] глухой или звонкий? Почему?

– Звук [ч] мягкий или твёрдый?

– Звук [ч] обозначим синей или зелёной фишкой?

– Обозначьте звук [ч] фишкой под фишкой слога. И ниже положите саму букву ч из кассы букв.

– Теперь назовите второй звук в слоге ча-а, и полностью назовите его характеристику по схеме точно так же как и для звука  [ч]. (Здесь уже без вопросов сами дети могут сказать его характеристику.)

– Верно. Сколько звуков в слоге ча? Назовите их последовательно.

– Сколько букв в слоге ча?

– Вспомните ещё раз новое правило. Как пишется сочетание ча?

– Молодцы. Вы выполнили это задание. Возьмите все по фишке.

8. Динамическая пауза.

Все вместе изображаем журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек (2–3 раза).

Журавль. По болоту я хожу, во все стороны гляжу.

часто нагибаюсь, клюковкой питаюсь. Я схожу на ручеёк, заварю себе чаёк, буду пить попивать,

Красно лето вспоминать.

– Молодцы! Из вас хорошие журавлята получились. Возьмите все по фишке.

9. Автоматизация звука [ч] в словах. Чтение двусложных слов с закрытым слогом на конце. Дидактическая игра “Прочитай слова, договаривая слог -чок”: (На доске написать первые слоги слов): БЫ…, ПУ…, ЗНА…, СКА…, КАБА…

– Что значит слово “СКАЧОК”?

– Что обозначает слово “ПУЧОК”?

Дидактическая игра “Исправьте путаницу”.

В лесу бежит от волка…чайка.

Парит над океаном…зайка.

– Назовите слово со звуком  [ч].

– Составим слоговую и звуковую схему слова ЧАЙКА. ЧАЙКА – это слог или слово? Почему? Обозначьте его нужной фишкой.

– Покажите цифрами количество слогов в этом слове.

– Как вы определили? Что нужно сделать?

– Правильно. Ещё можно посчитать все гласные звуки в слове. Сколько гласных столько и слогов в слове.

Назовите первый слог в слове ЧАЙКА. Обозначьте его слоговой схемой под схемой слова.

– Назовите второй слог в слове ЧАЙКА. И обозначьте его нужной фишкой.

– Какой же из этих слогов будет ударным ЧАЙ или КА: ЧАЙКА или ЧАЙКА? Обозначьте ударение фишкой над нужным слогом.

– Теперь разберём на звуки оба слога и обозначим их фишками и буквами. (Разбираем каждый звук по очереди так как они стоят в слове, так же как и слог ча)

– Сколько звуков в слове ЧАЙКА получилось, покажите цифрами.

– Посмотрите, а сколько букв получилось?

– Назовите все звуки слова ЧАЙКА последовательно.

– Молодцы. Возьмите фишки, кто отвечал правильными и полными ответами.

10. Автоматизация звука [ч] в предложениях. Разбор предложения ведётся параллельно и на доске кем-нибудь из ребят, и на партах каждым ребёнком.

– Ребята, составьте предложение со словом ЧАЙКА.

– Молодцы! Возьмите фишки за предложения.

– Давайте рассмотрим самое первое предложение: У ЧАЙКИ ЧАЙ. Сколько слов слышим в предложении (интонацией выделяем каждое слово)? Покажите цифрой.

– Какое первое слово в нашем предложении?

– Обозначьте его на схеме (рядом со схемой слова ЧАЙКА). Как мы обозначаем начало предложения?

– Какое второе слово в предложении? Обозначьте его на схеме большим прямоугольником.

– Назовите третье слово в предложении.

– Правильно, обозначьте его в схеме предложения. Сколько всего фишек должно получиться в схеме?

– Что обозначает последняя фишка?

– Умницы и умники. Вы всё делаете правильно. Возьмите фишки, ребята.

Разбор слова ЧАЙКИ делается сокращённо, в сравнении с уже разобранным словом, сменить только 4-ю фишку (зелёная). Разбор слова ЧАЙ проводить по аналогии и в сравнении со словом ЧАЙКА – остаётся на логочас.

11. Автоматизация звука [ч] в тексте. (На доску вывешиваются картинки к тексту.)

– Ребята, послушайте внимательно рассказ, вам нужно услышать слова с новым звуком.

Наступила весна. Стали прилетать грачи, скворцы, ласточки. Сначала они устраивают свои гнёзда. Затем откладывают яйца. А девочки и мальчики каждую весну мастерят для них скворечники. Они закрепляют свои скворечники на деревьях.

Скажите кратко о ком и о чём этот рассказ.

– А теперь я буду называть предложения, а вы будете называть слова с новым звуком.

– Ребята, покажите цифрой, сколько предложений в рассказе было.

– Назовите слово из рассказа, в котором новый звук находится в конце слова.

Далее проводится разбор слова ГРАЧ по той же схеме.

Молодцы, ребята! Возьмите ещё по фишке, потому что и это задание мы выполнили.

- Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

 

– При произнесении Звука  [ч], губы принимают положение “трубочки”. (Повторить ответ нескольким детям.)

– При произнесении звука  [ч], зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука  [ч], кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука  [ч], воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука  [ч], воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука  [ч], воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)

– При произнесении звука  [ч], воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)

– Звук  [ч] согласный, потому что воздушная струя встречает преграду – кончик языка и нёбо. (Каждый ответ повторяют несколько человек.)

– Звук  [ч] глухой, потому что голосовые связки не вибрируют.

– Звук  [ч] мягкий.

– Звук  [ч] обозначается фишкой зелёного цвета.

Звук [ч] всегда только мягкий и обозначается всегда только фишкой зелёного цвета. (И ещё несколько ребят индивидуально.)

– Звук [ч] согласный, потому что… Он глухой, потому что… Он всегда только мягкий и обозначаем мы его всегда только фишкой зелёного цвета. (1-2 ребёнка.)

– Нет. (Да.)

– Ч-Ч-Ч-Ч…

Дети “ловят” звук Ч.

– Звук [ч] мы можем слышать и произносить.

– Букву [ч] мы будем видеть, читать и писать.

– Буква [ч] состоит из 2 частей: палочки и крючочка.

– Вертикальная палочка с правой стороны, а крючочек с левой стороны. Крючок завёрнут в правую сторону.

Дети конструируют букву [ч] из своих рук.

Дети пишут букву [ч] в воздухе вместе с педагогом по его инструкциям (1 – 2 раза).

Дети пишут букву в воздухе под счёт.

– На ней изображена птица.

– Эта птичка нарисована из букв.

– Я вижу букву А. Это клюв забавной птички.

– Я заметил букву О. Это голова и туловище этой птички. И т. д.

Дети обводят буквы на рисунке.

Дети сортируют и выписывают буквы рядом с птицей на строчку.

– Гласные буквы – это А, У, О, И. Всего 4 буквы.

– Все согласные буквы – это Ч, Т, Ш. Всего 3 буквы.

Дети читают слоги вместе с педагогом.

Дети сами читают слоги.(1–2 ребенка)

В сочетании ЧА после буквы [ч] всегда пишется буква А. (Все дети хором.)

Произносят правило вместе с педагогом. (И ещё 2 ребёнка индивидуально)

– ЧА – это слог. Потому что не имеет никакого смысла.

Дети обозначают слог фишкой, обозначающей слог.

– В слоге ЧА первый звук Ч.

– Звук [ч] согласный, потому что…

Ответы детей должны быть полными.

Дети обозначают фишкой звук [ч] и выкладывают под фишкой букву Ч. Тоже делаем и на доске.

– В слоге ЧА второй звук слышим А. Звук А гласный, потому что воздушная струя не встречает преграды.

– В слоге ЧА 2 звука Ч, А.

– В слоге ЧА 2 буквы.

В сочетании ЧА после буквы [ч] всегда пишется буква А.

Дети вместе с педагогом изображают журавля, соответственно тексту.

Дети прочитывают по одному слову.

– Скачок, значит прыжок.

– Пучок – это небольшая связка веток или стеблей какого-то растения (петрушки).

Дети исправляют ошибку.

Слово со звуком [ч] – чайка.

– ЧАЙКА – это слово, потому что слово имеет своё значение. ЧАЙКА – это птица. (Обозначают его фишкой для слов.)

– Цифра – 2.

– Нужно пропеть, прохлопать.

– Первый слог – ЧАЙ. (Обозначают фишкой для слога.)

– Второй слог КА. Обозначим фишкой для слогов.

– Ударным будет первый слог ЧАЙ. (Обозначают фишкой для ударения).

– Звук [ч] – согласный, потому что…Он глухой, потому что…(преграда кончик языка и небо). Он всегда мягкий и обозначается … Ставим букву ч под этой фишкой.( Один ребёнок рассказывает.)

– Звук  [а] – Гласный, потому что… Он всегда звонкий и обозначается фишкой красного цвета. Ставим букву а.(Всю характеристику даёт один ребёнок.)

– Звук  [й] – согласный, потому что …Он всегда звонкий и мягкий. Мы обозначаем его зелёным цветом. Ставим букву й.

– Звук К – согласный, потому что…(преграда – корень языка и небо). Он глухой, потому что голосовые связки не вибрируют. Он твёрдый и обозначается синей фишкой. Ставим букву к под фишкой.

– Звук  [а]…Цифра – 5. Тоже – 5.

– Ч, А, Й, К, А.

– У ЧАЙКИ ЧАЙ. ЧАЙКА ПИТАЕТСЯ РЫБОЙ. ЧАЙКА ЖИВЁТ У БЕРЕГА МОРЯ.

– 3 слова.

– Маленькое слово У.

– Начало предложения обозначаем с большой буквы, значит берём фишку, похожую на перевёрнутую букву Г.

– Второе слово – ЧАЙКИ.

– Третье слово – ЧАЙ.

– Всего 4 фишки.

– Последняя фишка обозначает точку – это конец предложения.

Дети слушают рассказ.

Это рассказ о весне, о перелётных птицах, о ребятах, которые помогают птицам.

Дети выделяют слова со звуком [ч] из текста.

– 5 предложений.

– Грач.

– Г – согласный, потому что …преграда корень языка и нёбо, он звонкий…., он твёрдый и обозначается синей фишкой.

– Р – согласный, потому что …преграда – кончик языка и альвеолы, он звонкий, твёрдый и обозначается фишкой синего цвета.

– А – гласный…

– Ч – согласный…

III. Заключительная часть (3 мин.)

1. Итог занятия.

– О ком мы говорили на занятии?

– Что нового вы узнали сегодня?

– Какие два новых правила мы сегодня учили?

– Какая игра, какое задание вам понравились больше всего?

2. Оценка деятельности детей.

– Ребята, посчитайте свои фишки. Кто сегодня больше всех сегодня говорил о птицах?

– Молодцы! Вы сегодня много успели сделать.

– Теперь вы можете пойти отдохнуть.

- О перелётных птицах.

– Мы познакомились с новым звуком [ч] и буквой ч.

– Звук [ч] всегда только мягкий и обозначается фишкой только зелёного цвета. (Повторяют несколько ребят.)

– В сочетании ча после буквы ч всегда пишется буква а.