Урок по русскому языку в 5–м классе "Глагол как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек-;
  • познакомить с правилом и алгоритмом его применения ;
  • провести тренинг в применении правила.

Ход урока

1. Планирование работы

2. Минутка чистописания

Для чего проводим минутку чистописания?

(На доске написаны слоги он, ок, ор, ои.)

– Какое соединение применяли для написания этих слогов? (Верхнее.)

(Показ учителем написания слогов на доске, дети пишут в тетрадях.)

– Рефлексия: написание, какого соединения мы повторили?

3. Словарная работа

– Запишите слова под диктовку (Ворона, воробей, дорога, медведь, собака, ученик.)

– Обменяйтесь тетрадями (в парах), проверьте и поставьте отметку на полях. Поднимите руку кто не допустил ошибок? У кого одна ошибка? Было ли у кого больше ошибок?

Рефлексия: для чего мы проводим словарную работу?

4. Целеполагание

– Откройте учебник, прочитайте тему.(с. 111)

– Что вы уже знаете о суффиксах? (Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов ; уже знаем когда писать суффиксы -онок-, -ёнок-.)

– Как найти суффикс в слове? (Дети рассказывают алгоритм нахождения суффикса: а) читаю слово; б) подбираю однокоренные слова – выделяю корень в слове; в) изменяю форму слова – выделяю окончание; г) между корнем и окончанием стоит суффикс.)

– Какие два суффикса мы будем учиться писать? Поставьте для себя цель на урок: чему я буду учиться? (Дети озвучивают цель.)

5. Изучение новой темы

На доске написаны слова:

дом…к, внуч…к, топор…к, молоточ…к

– В каких словах нужно написать суффикс -ек-, а в каких -ик-?

– У вас на партах лежат листочки со стихотворением, вы должны будите в парах прочитать и определить как проверить написания суффикса?

Вот братишки в нашей книжке –
Суффикс -ек- и суффикс -ик-.
Чтоб писать их без ошибки,
Вот что сделал ученик:
Правило учил, учил…
Взял слова – и изменил !
Если гласная сбежала,
Это “Е” была сначала:
Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК –
Пишем “Е” без проволочек.

Если гласная осталась,
То, конечно, оказалась, -
Это “И”, а суффикс – -ик-.
Это понял ученик !

И на строчке чуть пониже
Он опять примеры пишет:
КЛЮЧИКА– и КЛЮЧИК,
ЛУЧИКА – ЛУЧИК.

Изменять слова умеем,
Про себя теперь проверим:
ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК ;
КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК !

Пусть диктуют громче, тише –
Мы не спутаем братишек.

Рефлексия: как проверить, какой суффикс нужно писать? Что для этого нужно сделать?

Работа по учебнику:

– Попробуем определить какой суффикс нужно написать? (Учебник, с. 112.)

– Сделайте вывод: когда нужно писать суффикс -ек-, а когда -ик-?

Прочитайте правило в учебнике.

Давайте составим алгоритм определения суффикса -ик- или -ек- в словах. (Обозначаем схематично на доске.) Находим корень в слове, изменяем форму слова, подставляем слова нет, много, осталась гласная или нет? Если есть гласный, то пишем -ик-, если нет – пишем -ек-.

Теперь вернёмся к словам, написанным на доске, и вставим нужные суффиксы пользуясь алгоритмом (домик, внучек, топорик, молоточек).

6. Упражнения в определении суффиксов

Выполнение упр. 2 из учебника пользуясь алгоритмом – фронтально с последующей проверкой.

– Что помогало вам выполнить это упражнение? (Алгоритм.)

7. Итог урока

– Чему учились на уроке? Что нового узнали? Какими знаниями хочется поделиться?