Интегрированный урок музыке, ИЗО, технологии (обслуживающий труд) для 6-го класса по теме "Преобразующая сила музыки. Искусство – зеркало жизни"

Разделы: Музыка


Х.П.И.:

«Питает жизнь ключом своим искусство,
Другой твой ключ – поэзия сама.
Заглох один - в стихах не стало чувства.
Забыт другой – струна твоя нема.»
С.Я.Маршак.

Вход: звучит хакасская музыка «Мелодии Шира» С. П. Кадышева.

– Ребята, под какую музыку вы зашли в класс?

– Какого народа?

– Что главное в этой музыке из средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, динамика, тембр, темп)?

– Какая она по характеру? А по движению? Нарисуйте. (Сначала вместе рисуем в воздухе, затем я на доске, а дети в тетрадях).

– Где встречали эти волны в природе?

– Да, в природе нашей малой Родины, Хакасии, есть и широкие степи, и бескрайние просторы, горы и озера.

Слайды 1-3 (природа Хакасии)

Какое настроение навеяла вам эта музыка?

– А сейчас? (Исполняю хакасскую песню «Кукушка» П. Боргояковой, Н.Тиниковой).

– Что главное, мелодия или ритм? (Ритм)

– Что хочется делать? (Танцевать)

– Давайте потанцуем, стоя за партами. Делайте, как я. (Танцуем 2-3 раза.)

– Что выполняли руками? (Движения.)

– На что похожи?

  • Первые – на рамочку, квадрат. (Рисую на доске каждое движение.)
  • Вторые – руки поочередно, как отростки вниз.
  • Третьи – ручки поочередно вверх, ладошками в стороны.
  • Четвертые – ладошки поочередно повернуть к себе, как бы обращение к солнцу.
  • Пятые – ручки опускаем, делая круг.

– Что получилось из музыки и танца? (Рисунок, узор, орнамент).

– Что такое орнамент?

Слайд 4

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Слайд 5

Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Люди, помещая орнаменты на свою одежду и предметы быта с изображениями солнца, древа жизни, птиц, цветов верили, что природа принесет им в дом благополучие.

(Показ детских рисунков с изображением хакасских орнаментов)

В долине Июсов – особый отличительный узор. В центре орнамента –розетки в виде цветка. Этот рисунок несет в себе древнюю символику Солнца – главного Божества у многих народов мира.

– Музыка и танец исполняемой нами песни, т.е. мелодия и ритм как бы целиком, едино подчинены поклонению Солнцу и графически изображены нами в каком орнаменте

(Показать на полученный орнамент, который нарисовала на доске).

– Вы встречали этот орнамент где-нибудь раньше?

Слайд 6 (Показ герба Хакасии).

– В верхней части герба – солярный знак, который символизирует дань уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии и использовавших этот знак на каменных изваяниях, встречающихся только на территории Хакасии.

Слайд 7

Черный цвет символизирует мудрость людей.

– Что вы еще видите на гербе? (Барс, переплетенные веточки березы.)

– А береза – символ какого государства, народа? (России, русского).

– А почему? (Потому что издревле люди собирались на гуляния, пели песни и водили хороводы вокруг березы).

– Какие песни-хороводы вы знаете? («Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу».)

Заводить хоровод поручалось не каждому, а опытному, который «водил» не только по кругу, но и узором-змейкой и мог завивать и развивать его.

Исполнение песни «Со вьюном я хожу».

Первый куплет: рисуем мелодию.

– Куда идет музыка? Вверх или вширь?

Второй куплет (исполнение каноном) – рисуем разноцветно два голоса.

Слайд 8: канон - пение двухголосием одной и той же мелодии, но второй голос вступает петь с опозданием. Голоса как бы разговаривают между собой (диалог).

Третий куплет (пение с подголосками и каноном). Рисуем ответвления вверх и вниз от волнистой линии в каждом раппорте орнамента.

– Что получилось? (Орнамент)

Слайд 9

Какой по виду? (Ленточный)

– Где используется орнамент в повседневной жизни? (Вышивание или аппликации на одежде или предметах быта).

Слайд 10: орнамент – это ритмически упорядоченное движение элементов.

Создайте, пожалуйста, свой орнамент, используя как основу графическое изображение песни « Со вьюном я хожу».

Самостоятельная работа детей: девочки вышивают, мальчики рисуют.

Кокой шов в вышивании перекликается с главной линией/мелодией? (Шов «шнурок»).

Слайд 10: шов «шнурок».

Что помогло нам создать этот орнамент? (Музыка).

– Читаю стихи В. Лазарева:

Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила
И все, что было на земле,
Все из нее происходило!

– Прав ли поэт?

– А откуда возникла сама хоровая песня? (Из жизни).

Вывод: жизнь питает все искусство: музыку, литературу, изобразительное искусство.

А повлияла ли эта музыка на ваше настроение?

– Может быть, вы открыли для себя что-то новое? (Связь музыки, изобразительного искусства, рождение орнамента, пение каноном, переплетение голосов в песне и линий в орнаменте.)

– А сейчас послушайте вот эту музыку. Те чувства, что вы испытываете сейчас, сохранятся или изменятся?

Слушание экспозиции (показа тем) Органной фуги соль-минор И.С. Баха.

Что услышали? (То же переплетение голосов).

– Сколько их было? (4)

– Много голосов, многоголосие, полифония.

– Как они относятся друг к другу? (С уважением)

Слайд 11: полифония – многоголосие.

Одна и та же тема повторяется многократно в разных голосах, регистрах.

Демонстрация и работа со зрительным рядом.

– Какая картина созвучна прослушанной музыке?

Слайд 12: фуга – музыкальное произведение полифонического склада, в котором как бы происходит музыкальный разговор нескольких голосов.

Каждая тема развивается и происходит беседа. Движение ширится, растет. Куда ведет нас музыка? (Вверх, в космос, в вечность). Черчу на доске стрелку вверх. Получаются оси координат.

Повторное слушание фуги.

– Как заканчивается фуга? (Мощным аккордом).

– Каким? Мажорным или минорным? (мажорным, светлым).

– Какой инструмент звучал? (орган).

– Где звучит орган? (В церкви).

– В какой? (Католической).

– Кто из композиторов владел в совершенстве органом? (Бах).

– Что вы знаете о Бахе? (рассказы детей).

Читаю:

Мне дорог Бах,
Ну как бы Вам сказать,
Не то, что нынче музыки не стало,
А вот такого чистого кристалла
Природа не являла благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая всеобъемлющая повесть
О брошенной в века душе моей.
(Ушаков.)

– Что делала музыка Баха с человеком? (Уводила вверх, к свету, к свободе).

– Гений Баха улавливал свет Божий в вечность и музыкой уводил человека к свету, углубление в себя, размышление о вечности, о космосе, я - частичка всего: (читаю)

Там, над облаками эпох,
С улыбкой на губах
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах.

– А вам когда-нибудь хочется уйти к свободе духа, просто к свободе?

– Какое стихотворение пришло вам на ум?

(«Узник» Лермонтова:
Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня…

«Узник» Пушкина:
Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай, улетим!
Мы вольные птицы; пора , брат , пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»).

А вы пробовали сами сочинять стихи? Давайте попробуем.

Творческое задание: моделирование стихов на тему свободы или радости, веселья и счастья.

(заслушивание получившихся детских стихотворений)

Читаю своё:

Мне вырваться бы из плена
В цветущую молодость дня:
Купаться под солнцем нетленным
И жить полной жизнью, любя!
Любить хочу, быть любимой
И радость дарить вокруг.
Как хочется быть счастливой,
Чтоб рядом был верный друг!

А что такое счастье? (Верный друг, благополучие, много друзей, любовь).

Слайд 13: фрагмент картины Кустодиева «Масленица»

Давайте внимательно посмотрим на эту картину и попытаемся войти в неё. Что мы чувствуем? Что происходит вокруг нас? Что мы слышим? (лай собак, звон бубенцов, смех молодой пары).

Звучит вступление песни Дж. Пирпонта «Бубенцы»

Что интересного вы уже услышали во вступлении? (Лай собак, звон колокольчиков-бубенцов).

Зрительный ряд: Юон. «Масленичное гуляние», Суриков В. И. «Взятие снежного городка».

– С какой репродукцией картин созвучна музыка?

Слушание песни Пирпонта «Бубенцы» целиком.

– О чем поется в песне?

– Поменялось ли у Вас настроение после прослушанной музыки Баха?

– Почему?

– Какую картину вам нарисовало ваше воображение?

– Как вы это поняли?

– Понравилась ли вам эта песня?

Разучивание песни. Вокально-хоровая работа. Пение хором и соло.

– Есть ли здесь полифония? ( Нет).

– А здесь?

Звучит эта же песня в аранжировке а капелла .

(Ответы детей: слышны подголоски, полифония).

– Вы слышали эту песню раньше, когда и где?

Вот так она звучит на английском языке (пою сама припев).

– Какое настроение у вас создалось?

– Как вы думаете, как возникла эта песня? (Из жизни автора).

– А остальные произведения прозвучавшие на уроке? (Из жизни людей).

– В каких странах и в каких эпохах мы сегодня побывали? (В России, в том числе в Хакасии, в древности, в 19 веке и в настоящее время, в Германии почти 300 лет назад, в Англии в настоящее время).

– Сколько раз менялось настроение в течении урока? Что повлияло? (Музыка, картины художников, стихи – произведения искусства.)

Вывод: искусство зеркало жизни.

Луначарский около ста лет назад так писал:

«Настроение меняется, когда человек увлекается, когда он любит, когда затронуты струны его эмоционального, чувственного существа. И это делает искусство!»

Таким образом, мы можем сказать, что жизнь питает искусство.

Слайд 14:

Питает жизнь ключом своим искусство.
Другой твой ключ – поэзия сама.
Заглох один – в стихах не стало чувства.
Забыт другой – струна твоя нема.
С.Я. Маршак.

Презентация Приложение 1.