Интегрированный урок (география + химия) по теме "Развитие черной металлургии на современном этапе"

Разделы: Химия, География


Цель: ознакомление учащихся с уровнем развития чёрной металлургии на современном этапе.

Задачи:

  • Познакомить учащихся:
    • ведущими факторами размещения предприятий черной металлургии;
    • основными технологическими стадиями металлургического производства;
    • химизмом выплавки стали;
    • географией экспорта продукции металлургического комбината;
    • экологическими проблемами металлургического комбината;
    • помочь учащимся в определении тематики исследовательских работ.
  • Формировать навыки работы с публицистическими, статистическими материалами, ресурсами Интернета.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь к своему краю, ответственность за его будущее.

Ход урока:

Учитель географии:

- Тема нашего урока: «Развитие чёрной металлургии на современном этапе» (Приложение №1, слайд №1)

- Металлургические комбинаты - градообразующие предприятия города Новокузнецка.

Наиболее современным предприятием чёрной металлургии, с точки зрения перспектив развития технологий, является ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат». Мы отправляемся на виртуальную экскурсию: рассмотрим структуру комбината, услышим о его особенностях, научных основах производства, новых технологиях, перспективах развития предприятия и всей отрасли в целом. По итогам экскурсии каждый из вас составит отчёт. Инструкционные карты, лежащие перед вами, заполняете в ходе нашего урока (Рисунок №1)

- И.П. Бардин, академик, главный инженер строительства КМК, написал, что «не будет преувеличением сказать, что район Кузнецка становится самым оптимальным металлургическим районом во всём СССР».

- На чём основано данное высказывание?

(В размещении предприятий чёрной металлургии полного цикла ведущую роль играет сырьё и топливо. Особенно велика роль сочетаний железных руд и коксующихся углей, что мы и видим на территории Кузбасса. Железные руды Горной Шории, Кузнецкого Алатау, а также Хакасии имеют высокое содержание железа, совсем небольшое серы, хорошо поддаются обогащению. Коксующиеся угли Кузбасса являются основным технологическим топливом. Разрабатываются месторождения известняка, доломита, огнеупорных глин. Наличие топливной и сырьевой базы – ведущий фактор размещения предприятий чёрной металлургии в Кузбассе.)

- О структуре ОАО «ЗСМК» и основных технологических стадиях производства расскажет УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР:

- Вы на крупнейшем предприятии Кузбасса. Без металла сегодня не может развиваться экономика России.

- Каким отраслям необходима сталь? (автомобилестроение, военное производство, судостроение, энергетическое машиностроение и т.д.)

- И, конечно, строительство – основной потребитель продукции Западно-Сибирского металлургического комбината.

Сегодня на долю черной металлургии приходится 8% общего объема промышленного производства в РФ, 92% выплавляемой стали в стране приходится на 9 крупнейших производителей, куда входит ОАО «ЗСМК».

В металлургии большое развитие получила практика создания интегрированных структур на основе прав собственности. ОАО «ЗСМК» входит в состав горно-металлургической компании «ЕВРАЗ». Основа производственной деятельности этой компании – сталелитейный комплекс, специализация – сортовой длинномерный прокат для строительной индустрии.

ЗСМК в полной мере можно назвать «сердцем» ЕВРАЗА. В цехах и на производствах работают 18 тыс. человек. На комбинате действуют 3 доменных печи, семь коксовых батарей, два кислородно-конвертерного цеха, несколько прокатных станов. Запущен МНЛЗ – машины непрерывного литья заготовок с производительностью до 2,5 млн.т в год.

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом: (Приложение №1, слайд №2)

Учитель химии:

- Выплавка стали на комбинате ведётся кислородно-конвертерным способом, что в отличие от мартеновского способа уменьшает время выплавки стали, себестоимость продукции и увеличивает производительность труда. Приглашаем вас в кислородно-конвертерный цех, где ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА СТАЛЕПЛАВИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ познакомит вас с основами технологии. (Приложение №1, слайды №3 и №4)

- В нашем цехе используется классическая технология выплавки стали: продувка жидкого чугуна и лома кислородом сверху в 1,5-тонном агрегате – конвертере, где получается металлический полупродукт. Его выливают в сталеплавильный ковш и методами внепечной обработки доводят и стабилизируют сталь по химическому составу и температуре; проводят корректировочные операции, подготавливая сталь к разливке в изложницы, где она остывает, образуя слитки. Безусловно, постоянно идёт совершенствование этой технологии, меняется её аппаратурное оформление. Дальнейшее развитие конвертерного производства связано с разработкой ресурсосберегающих и экологически целесообразных технологий.

Ученики:

- Какие есть еще технологии получения стали?

- В чем отличие мартеновского способа от конвертерного?

- Как эту информацию можно использовать при выборе темы исследований?

Учитель химии:

- У данной технологии много перспектив, поэтому предлагаю тему исследования: «Принципы и перспективы развития кислородно-конвертерного производства».

Ученики:

- Как можно определить качество стали? (По количеству углерода: если углерода мало – сталь ломается.)

Демонстрационный опыт по закаливанию стали, из которой сделана швейная игла.

Описание опыта: швейную иглу несколько раз накаливают в пламени газовой горелки. После охлаждения иглу можно сгибать, как мягкое железо. Произошёл отпуск стали. Иглу после первого опыта снова накалить и быстро опустить в воду. Теперь игла не гнётся, её можно сломать. Сталь при быстром охлаждении в воде закалилась.

Учитель химии:

- Этот вопрос тоже может стать темой вашего исследования: «Традиционные и новейшие способы определения свойств стали».

Учитель географии:

- Все процессы контроля за выплавкой стали автоматизированы. О специальностях, в функции которых входит работа с контрольно-измерительными приборами нам расскажет ДИСТРИБУТОР (ОПЕРАТОР КОНВЕРТЕРА)

Рассказ ученицы о профессии дистрибутора и лаборанта экспресс-анализа ККЦ-1.

(Приложение №1, слайд № 5)

Ученики:

- Наверное, работа в цехе не женский труд? Вот и на фото дистрибутор – это мужчина, да и слово «металлург» мужского рода?

ДИСТРИБУТОР:

- Конечно, мужчин на комбинате больше. Предлагаю провести исследование по данному вопросу. Тема исследования: «Гендерный аспект в выборе металлургических профессий».

СОТРУДНИК ЛАБОРАТОРИИ ККЦ-1

Рассказ о химических процессах, лежащих в основе выплавки стали с записью химических реакций (Приложение №1, слайд №6)

- Получение стали из чугуна основано на химических процессах путём удаления окислением излишек примесей углерода, Si, Mn и других элементов. Изобретён этот способ был англичанином Бессемером – получение железа при продувании воздуха в конвертере через расплавленный чугун. Этот способ устранял необходимость применения специального топлива для поддержания чугуна в жидком состоянии. Таким топливом оказывались самовыгорающие из чугуна примеси. При продувании кислорода через расплавленный металл сначала происходит окисление железа, так как его содержится в чугуне больше, чем примесей:

2Fe + O2 = 2FeO + Q

Далее идёт восстановление Fe из его оксидов:

2FeO + Si = 2Fe + SiO2 + Q

FeO + Mn = Fe + MnO + Q

FeO + C = Fe + CO

Все реакции, за исключением последней, идут с выделением тепла, вследствие чего, металл и остаётся при продувании кислорода в жидком состоянии. Процесс продувки длится всего 15-18 минут.

Учитель географии:

- Мы рассмотрели не только химизм выплавки стали, но и историю вопроса. Что может стать отдельной темой исследования. Предлагаю тему работы по библиографии: «И.П. Бардин и его вклад в развитие металлургии». Вы соприкоснетесь с удивительной, талантливой личностью человека, академика, главного инженера КМК. Работа в городском архиве обогатит ваш опыт юных исследователей.

ЭКОЛОГ КОМБИНАТА:

- Металлургические комбинаты вредно воздействуют на экологию нашего города. Я познакомлю вас с природоохранной деятельностью на комбинате (Приложение №1, слайд № 7, 8, 9, 10)

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВНЕШНИМ СВЯЗЯМ:

Рассказ о видах продукции ОАО «ЗСМК», географии экспорта продукции и технологий.
(Приложение №1, слайд №11, 12)

Предлагаются темы исследований:

«Экспортный потенциал черной металлургии России»

«Маркетинговая деятельность на предприятиях на примере ОАО «ЗСМК»

Учитель географии:

-Ребята, многих из вас интересует экономический аспект развития комбината. Особенно в период мирового кредитного кризиса. О состоянии финансово-экономической сферы ЗСМК на сегодняшний день нам расскажет ГЛАВНЫЙ ЭКОНОМИСТ:

- Беспрецедентный рост цен на сталь в первой половине 2008г с конца лета сменился настоящим обвалом, причины которого лежат в области спроса – основные отрасли-потребители стали в условиях мирового кредитного кризиса начали испытывать серьёзные проблемы. Больше всего пострадали цены на полуфабрикаты и активно используемый в строительстве сортовой прокат, стоимость которых на некоторых рынках упала более чем в 2 раза.

Поэтому комбинат с октября снижает объём производства на 15% при падении объёма заказов на 40%

Паники в «EVRAZ Group» нет, хотя нельзя исключать пересмотра производственной программы. В компании признают необходимость перехода на неполную рабочую неделю (4-х дневную) с целью сохранения сотрудников, а также снижения фонда заработной платы на 35%

Надо сказать, что на ММК (Магнитогорский металлургический комбинат) с начала кризиса под сокращение попало уже 3 тыс. сотрудников.

Задача классу:

Средняя зарплата молодого специалиста – программиста первого года работы составляет 16 тыс. рублей. Сколько он получит за ноябрь 2008 г, если фонд оплаты труда уменьшился на 30%?

АНАЛИТИК БАНКА:
Рассказ о курсе акций металлургических предприятий (Приложение №1, слайд №13)

Учитель:

- Металлургические комбинаты нашего города работают в тесном сотрудничестве с ВУЗами и средними специальными учебными заведениями города, которые обеспечивают отрасль высококвалифицированными кадрами.

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ рассказывает о наиболее востребованных специальностях металлургического производства.

Учитель географии:

- Какие исследования можно провести по изложенному материалу?

Ученики:

- Это может быть частью работы по теме «Трудовые ресурсы Кемеровской области» или «Обеспеченность трудовыми ресурсами крупных металлургических предприятий на современном этапе».

Итог урока:

- Ребята, в ходе экскурсии вы заполняли инструкционные карты, давайте подведём итог нашего урока-экскурсии, опираясь на ваши записи.

- Перечислите те вопросы, которые вам уже встречались в школьном курсе химии, географии на предыдущих уроках (факторы размещения предприятий чёрной металлургии; сырьевая база металлургии; способы получения металлов из руд)

- Что нового вы сегодня узнали? С какими новыми терминами познакомились?

- В дополнение к уже прозвучавшим на уроке темам исследовательских работ, мы предлагаем следующие темы (Приложение №1, слайд №14) Данные работы вы сможете выполнить как с нами, учителями географии и химии, так и с преподавателями ВУЗов, работающими в нашей гимназии.

Инструкционные карты сдаются на проверку.