Цели:
- обобщить знания детей о глаголе, показать роль глаголов синонимов и антонимов в речи;
- расширить знания детей об устройстве языка, способствовать совершенствованию точности и правильности речи;
- воспитывать культуру речи и труда.
Оборудование: - таблица «синонимы и антонимы», карточки со словами.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
У. Сегодня мы проведём обобщающий урок по теме «Глагол» и его употребление в речи.
У. Что такое глагол?
Д. Глагол – это самостоятельная часть реки, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
У. Что значит «самостоятельна»?
Д. Глагол имеет лексическое и грамматическое значение.
У.Расскажите об этих словах.
___________ет, ___________ла, __________ть, __________ишь, буду ________чь..
У. Что дало нам возможность говорить об этом слове?
Д. Грамматическое значение глагола.
У. А сможем по этим признакам говорить о лексическом значении этих слов?
Д. Нет.
У. А что для этого нужно знать?
Д. Чтобы говорить о лексическом значении глагола, нужно иметь основу слова или его корень, потому что именно корень хранит значение всех слов семьи
У. Какие слова помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность выразится чётко и ясно?
Д. Синонимы, антонимы.
У. Какую часть речи вы будете использовать чаще всего при описании хода событий, выполнении какой-то работы?
Д. Глагол.
У. Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?
Д. Да. Нет.
У. Я думаю, в конце урока вы мне ответите на этот вопрос однозначно?
III. Работа над синонимами.
У. Для начала давайте припомним, что такое синонимы?
Работа с таблицей.
по значению | по звучанию | примеры | |
синонимы | близкие | различные | бежать-мчаться |
антонимы | противоположные | различные | говорить-молчать |
У. Давайте с вами подберём синонимы к слову «смотреть».
Д. Смотреть-глядеть.
У. Какое из этих глаголов указывает на меньшую сосредоточенность ?
Д. Глядеть.
У. В какой форме употреблены глаголы? Докажите.
Д. Неопределённой.
У. Именно в начальной форме все слова, в том числе и глаголы, употребляются в словарях. А несколько синонимов подобранных к главному слову называется синонимический ряд.
Списать текст, вставляя в него подходящий глагол из этого ряда, при этом все глаголы употребить в прошедшем времени. Расскажите об этой форме глагола.
1. Дев.чка …из окна на мор..
2. Дев.чка внимательно … в микроско. .
- Решение орфографических задач.
- Первое предложение разобрать и выписать словосочетания.
- Разобрать глагол первого предложения, как часть речи.
(У доски работают двое детей по индивидуальному заданию)
Подбери к данным глаголам антонимы и запиши все слова в будущем времени (простой формы) ед. ч, 3-лица | Выполни данный разбор слова. | |
Улучшать |
сошьётс.с |
У. Запишите синонимический ряд глаголов к слову «разговаривать», употребив их в форме настоящего времени ед.числе, 2-го лица.
Какие грамматические признаки этой формы глагола? Какую гласную написали в безударном личном окончании этих глаголов. Что нужно ещё помнить про написание эти глаголов?
Разговаривать - болтать - толковать - беседовать.
(Разобрать слова по составу)
У. Какой из этих глаголов имеет неодобрительный оттенок.
Что обозначает этот глагол?
Д. Болтать - говорить быстро, много и о чём-нибудь незначительном.
У. Вывод: Для чего в речи синонимы?
Д. Синонимы нужны для того,что бы наша речь была точной.
У. Целенаправленный отбор синонимов помогает избегать повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания, делает нашу речь яркой и художественной.
ФИЗМИНУТКА.
Руки поднять-опустить
Присесть- встать
Наклониться- выпрямиться
Глаза закрыть-открыть
IV. Работа над антонимами.
Как назвать такие слова, которыми я называла ваши действия при выполнении физминутки?
Д Антонимы.
У. Какие слова называют антонимами?
Д. Противоположные по смыслу. (работа по таблице)
Подберите к данным словам антонимы.
Улучшать-
Забрать –
Запомнить-
Замёрзнуть –
Уменьшать -
Развеселиться –
Сшить -
- Запишите слова в форме будущего времени (простой) ед.числа, 3-л. (рассказать о будущем времени простой форме)
- Пояснить написание безударной гласной в личном окончании глагола.
- Сопоставление работы класса с выполнением этих задания отдельными учениками с целью обратной связи.
У. Как вы думаете, а зачем в речи антонимы-глаголы?
Д. Антонимы нужны в нашей речи для сравнения действий, указания противоречий действий.
Вывод: антонимы делаю нашу речь более точной. Ведь не зря народ придумал такую пословицу «Всё познаётся в сравнении». А помогают нам сравнивать слова - антонимы.
V. Итог урока
У. Какие знания мы сегодня на уроке систематизировали?
Д. Мы сегодня повторяли знания о глаголе и его употребление в речи.
У.Сможем ли мы однозначно дать ответы на вопросы, поставлены в начале урока.
Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?
VI. Д\з упр. 557. 558.
У. Урок сегодня я хочу закончить такими словами:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»
А.И.Куприн