Развитие речи в 4-м классе по теме "Фразеологизмы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с фразеологизмами, учить понимать значение фразеологизмов, развивать умение правильно употреблять их в речи, воспитывать культуру общения. 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка рабочего места.

2. Сообщение темы, целей урока.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием «фразеологизмы». Научимся объяснять значение фразеологизмов, попытаемся составить текст, используя фразеологизмы, на протяжении всего урока будем работать над культурой нашего общения.

3. Работа над темой урока.

3.1. Речевая разминка.

Чтение стихотворения В. Орлова «Ни пуха, ни пера»

Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
-Не дерись,
-Не дразнись,
-Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.

        

Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час,
Едва живой
Петушок
Идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

3.2. Вопросы по содержанию стихотворения.

- Что пожелала мать-квочка, провожая сына словами «Ну, ни пуха, ни пера!»

- Почему стихотворение заканчивается словами «Нет ни пуха, ни пера.»

- Прочитайте строки, в которых эти слова употреблены в переносном значении.

3.3. Знакомство с фразеологизмами.

Учитель: «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение, употребленное в переносном значении. В таких выражениях нельзя заменять слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. Это выражение можно заменить близким по значению словосочетанием. В русском языке такие устойчивые выражения, употребленные в переносном значении, называют фразеологизмами или крылатыми словами.

3.4. Сообщения подготовленных учащихся.

1 ученик. «Бить баклуши» -заниматься пустяками, бездельничать. Баклушами в старину называли чурки для выделки ложек, деревянной посуды. Раскалывать полено на чурки считалось очень простой работой. Отсюда и значение выражения.

2 ученик. «Зарубить на носу»- хорошенько и надолго запомнить. Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней зарубки для памяти. Взял человек что-то у богатого в долг. Для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол её пополам. Одну часть отдал богатому, другую взял себе и носил с собой, отсюда и НОС.

3.5. Коллективная работа.

На доске записаны фразеологизмы: медвежья услуга; уши вянут; кто в лес, кто по дрова; водой не разольёшь. Каждый ученик имеет карточки со стихами.

Задание: подберите фразеологизмы в соответствии со стихами.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
…. (водой не разольёшь).

Фальшивят, путают слова,
Поют ….(кто в лес, кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни …(уши вянут).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

Объясните значение подобранных фразеологизмов.

-Что такое фразеологизмы?

3.6. Работа в парах.

Учащиеся выполняют работу на карточках.

Задание: окончить выражения и объяснить значение.

  • От нечего ….(делать)-
  • Спустя….(рукава)-
  • Прикусить …. (язык)-
  • Ни в зуб….(ногой)-
  • С горем….(пополам)-
  • С минуты ….(на минуту)-

4. Творческая работа.

Задание: составить рассказ «Попались на удочку», используя следующие фразеологизмы

  • пальчики оближешь,
  • развесить уши,
  • морочить голову,
  • плакать в три ручья,
  • ни в сказке сказать, ни пером описать.

Проверка. Учащиеся зачитывают своё выполненное задание. Обсуждение работы.

5. Итог урока.

- Какие выражения называют фразеологизмами?

- В чём их особенности?

- Для чего используют фразеологизмы в речи?

6. Домашнее задание.

Выучить определение фразеологизмов. Составить предложение с выражением «Попались на удочку».