Урок по окружающему миру. 2-й класс. "Наша дружная семья"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  1. Ввести понятие «культура общения».
  2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье и школе.
  3. Знакомство с семьёй одноклассников. Традиции семьи.
  4. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
  5. Развивать устную речь учащихся.

(Презентация к уроку в Приложении 1)

Ход урока

I. Культура общения – беседа

(Учитель читает сказку «Толины мечты»)

Учитель: Заинтересовала ли вас эта история? (да)

Учитель: Что особенного запомнилось?

Дети: Было жалко Толю, что он остался один.

Учитель: Почему в начале сказки Толя был доволен, что остался один?

Дети: Толя хотел остаться один и посидеть в тишине.

Учитель: Почему он решил, что невидимкой быть плохо?

Дети: Потому что его никто не замечал.

Учитель: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.

Учитель: В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья?

Учитель: А кто догадался, какая тема урока?

Дети: Семья. Слайд 1

II. Сообщение темы урока: «Наша дружная семья»

Учитель: Каким годом объявлен 2008 год?

Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с разными семьями и традициями. Закрепим навыки культурного общения.  

Учитель: Каким годом объявлен президентом 2008 год?

Дети: 2008 год -  объявлен годом Семьи.

III. Работа с учебником

Учитель: Откройте стр. 46 учебника. Слайд 2

Учитель: Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о семье наших героев: Сережи и Нади.

(Рассказ детей)

Учитель: Когда собралась вся семья, они вместе о чем-то говорят, т.е. они в кругу семьи…

Дети: Общаются.

Учитель: А что такое культура общения? Слайд 3

Дети: Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

Учитель: Нужна ли в семье культура общения?

Дети: да.

Учитель: Приведите пример культуры общения из вашей семьи.

Дети: Мы говорим: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи, разговариваем тихо, помогаем друг другу и т.д.

Учитель: Одним словом в семье вы – друзья!

Учитель: В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Слайд 4 - 5

IV. Игра

Учитель: Рассмотрите рисунок на стр. 47

Учитель: Накрой фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Сережи и Нади, но и в твоей семье.

Учитель: Как проводит свободное время ваша семья?

(Дети рассказывают о своих семьях
1. Кунусбаева Наталия, слайд 6 - 7
2. Грызлов Владимир слайд 8 - 9)

V. Школа

Учитель: Мы общаемся не только в семье, но и в … Чтобы закончить начатое мной предложение, нужно отгадать кроссворд. (слайд)

Загадки. Слайд 11 - 16

Белый камушек растаял –
На доске следы оставил. (мел)

У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (шкаф)

Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год из класса в класс. (парта)

По черному белым
Пишу то и дело.
Потру тряпицей –
Чиста  страница. (доска)

Он звонит, звонит, з0вонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань,  разомнись. (звонок)

Учитель: Дети, где мы еще общаемся?

Дети: В школе.

Учитель: Итак, мы общаемся не только в семье, но и в школе.

Учитель: А можно назвать наш класс семье?

Дети: Да.

Учитель: Почему?

Дети: В школе мы учимся, общаемся, дружим. Слайд 17

Учитель: А школу?

Дети: У нас есть друзья не только в классе, но и в других класса школы.

Учитель: Что вы знаете о нашей школе?

(дети рассказывают об истории своей школы).

Учитель: Нужна ли в школе культура общения?

Дети: Нужна. Для того, чтобы красиво говорить и общаться; вежливо относиться к своим сверстникам.  

Учитель: Вы любите перемену?

Дети: Да.

Учитель: Для чего нам нужна перемена?

Дети: Чтобы приготовиться к следующему уроку, отдохнуть с друзьями.

VI. Физминутка

Мы играли.
Мы читали.
О семье вам рассказали.
Пришло время отдохнуть.
Руки вверх,
Руки вниз,
А теперь  все - потянись.

VII. Работа с учебником

Учитель: Послушайте стихотворение В. Левановского «Перемена». 

Учитель: О ком шла речь в стихотворении?

Дети: О муравье.

Учитель: Почему муравей назвал школу муравейником?

Дети: Потому что дети на перемене бегали, и их было много.

Учитель: Хорошо ли вели себя дети?

Дети: Плохо. Потому что школа – это храм науки и должны вести себя культурно, должна соблюдаться техника безопасности.

Учитель: Объясните, для чего вы ходите в школу?

Дети: Чтобы общаться с друзьями, узнавать что-то новое, получать знания.

Учитель: На странице  52, прочитаем рассказ Кривина «Здание и знание». Слайд 18 - 19

Учитель: Давайте, сравним слова «здание» и «знание».

Учитель: Чем они похожи?

Дети: Количество букв одинаковое, это имена существительные

Учитель: Чем отличаются?

Дети: Написание этих слов отличается одной буквой. Значение разные: здание – сооружение, знание – сведения

Учитель: Какая главная мысль рассказа?

Дети:  О красоте судить не по зданию, а по знанию, знания  - это  главное!

Учитель: Какая пословица у нашего класса?

Дети: Хорошо того учить, кто хочет все знать! Слайд 20

Учитель: Что вы узнали сегодня нового на уроке, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Дети: Семья -  это школа, класс, родители. И школа учит нас общению, уважению  к людям.

Учитель: Мы проучились с вами 2 года, и у нас выросло дерево знаний. И образовалась большая и дружная семья.

Учитель: Возьмемся за руки друзья и передадим частичку своего тепла друг другу.(слайд)

(Дети встают в большой круг, берутся за руки и поют песню).

Песня о дружбе

Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть семья.
Будем мы всегда неразлучны,
Дружба дарит нам к счастью ключик,
Дружба будет с нами навсегда.