Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  1. Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй:
  2. Раскрыть  позицию  школы:  ответственность  педагогов  за развитие детей не является всеобъемлющей, часть её лежит на родителях.

Материалы: ручки, фломастеры, писчая бумага, цветная бумага, плакаты, ИКТ (презентация)

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

1. Вступительное слово

Уважаемые родители, наша встреча сегодня повещена теме взаимодействия семьи и школы в воспитании детей. А что же такое воспитание? В это слово каждый из присутствующих вкладывает свой смысл. Так что же это такое?

Родители: "Воспитание- это взаимопонимание".

Родители: "Воспитание- формирование личности"

"Воспитание- это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали)

"Воспитание- это прежде всего любовь и понимание близких, основанная на личном опыте старших".

"Воспитание формирование в человеке определенных норм морали, формирование восприятия окружающего мира, людей"

Как вы видите, были получены самые разнообразные ответы.

Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать.

Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто так или иначе оказывает воздействие на ребенка.

Родители называют, один из ведущих записывает на доске зелёный цвет- школа, синий- дом, красный- улица.

Посмотрите, всех людей, можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа, и улица (друзья).

На столах перед вами находятся по три цветных кружочка ,оцените в процентах, как оказывает влияние школа, семья и улица, условно их сумма 100%. Согласно полученным данным, по вашему мнению, на формирование личности влияют 45%- семья, 15%- улица, 40%- школа.

А теперь давайте, сравним с теми данными, которые мы получили, проводя анонимное анкетирование среди детей. По мнению детей на формирование личности 55% оказывает семья, 21%- улица, 24%- школа.

2. Ролевая игра

Мы хотим предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы "Родители", "Школа", "Улица". И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. 5-7 минут.

Давайте, ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа зачитывает то, что у вас получилось. Одновременно ответы фиксируются на ватмане.

Семья

Положительное

Отрицательное

•    личный пример

•    здоровый образ жизни

•    занятия спортом вместе с ребенком

•    расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.)

•    развитие     ситуации     успеха     (похвала, поддержка)

•    индивидуальный подход к ребёнку

•    добрые отношения в семье

•    главное: любить ребёнка только за то, что он Ваш ребёнок

•    личный пример

•    вредные привычки

•    неуважение  друг к другу, грубость, ссоры

•    физическое воздействие

•    психическое насилие

•    игнорирование ребёнка, как личности

Школа

 

•    знания

•    эстетическое развитие

•    физическая подготовка

•    патриотические чувства

•    формирование личностных качеств

•    общественные навыки

•    формирование жизненной позиции

•    развитие индивидуальных способностей

•    развитие коммуникативности

• формирование  личностных качеств (отрицательных)

Улица

 

•    общение

•    физическое   развитие    (развивает свободу действия)

•    познание мира

•    развитие  коммуникативных навыков

•    охрана природы

•    интеллектуальное развитие

•    развитие эстетических качеств

•    закалка характера                           

• плохое влияние

• вредные привычки

• отсутствие     контроля     со стороны взрослых

• повышенный травматизм

• нерациональное использование времени пагубное    воздействие    на

природу

Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы.

Но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице и чтобы победить улицу нам с вами просто необходимо объединиться.

Важное учитывать и то, как проходит процесс воспитания, как оказывается воздействие на ребенка. В заключении мы хотим предложить вашему вниманию философскую сказку, которая покажет в аллегорической форме как происходит воздействие на ребенка и какой метод наиболее эффективны.

3. Сказка «Фиолетовый котенок»

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

—  Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — нивкакую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

—Да что с ним цацкаться? —рычал кабан.

—Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

— Он просто глупый, — каркала ворона.

— Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает еще? —удивлялся котенок.

— У меня есть брат, — сказала. Луна, —

он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя? Конечно, хочу.

—   Тогда не ложись спать,  когда я стану таять в небе,  а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

—  Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру

Луну!

— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.

— Конечно, передам.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

Ну и что?

Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона —это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.

- "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Сегодня на нашем собрании нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях. Семейные традиции - это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребятами сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 Мая по-особому поздравляете дедушку или соседа -ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей. Нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка?

(Выслушиваются ответы родителей.)

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы: "Вы любите домашние праздники? Какие бывают у вас праздники? Что запомнилось?"

- Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, "тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники", как писал К.Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка. В доме праздник - нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так труд входит в жизнь ребенка.

А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Как быть, если праздник, например Ваш день рождения, Вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: "Можно и я с вами буду праздновать?" Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

После ответов родителей включить магнитофонную запись ответов детей на вопросы: "Дети, приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике всем запомнилось?

Как это ни странно, но и детские праздники бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества.

Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное - всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворение "Бедный Костя":

Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
Спой, пожалуйста, сынок!
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
"Пой! - настаивает мама, -
Только стой на стуле прямо!"
Папа шепчет: "Константин,
Спой куплетик! Хоть один!"
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно.
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилось ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
"Ах, певец какой хороший!"
Кто-то просит: Ты, малыш,
Лучше спой "Шумел камыш..."
За столом смеются гости,
И никто не скажет: "Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать".

- А бывает мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные "конкурсы талантов".

Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие ребята. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что-то рассказывать, когда это выпадает им сделать при игре или по фанту. Помните, пожалуйста, об этом.

В дни рождения, а иногда и в праздники мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Какие подарки Вы предпочитаете дарить своим детям? (Обмен опытом).

Нужно ли дарить их в праздники? Какие? Как дарить подарки в Новый год?

-Подарки должны всегда быть немного "на вырост", но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, грампластинок, диафильмов.

Конечно, подарки детям - отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей. Как вы считаете, умеет ли Ваш ребенок принимать подарки? Обращаете ли Вы внимание на это? Какой из ответов будет ответом Вашего ребенка, если ему в подарок принесли игрушку, которая у него уже есть?

1-й вариант: развернув подарок и поблагодарив, ребенок говорит: "Я мечтал о такой машинке!"

2-й вариант: "Ну, зачем мне такая машинка? У меня уже есть такая!"

Включается магнитофонная запись ответов детей на вопросы: "К вам пришли гости, вручили подарки, нужно ли их тут же разворачивать? Что вы скажите, если вдруг вам подарили такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?

(Обсуждение вопроса родителями "Как вручать и принимать подарки")

Вы готовитесь к празднику, ждете гостей в своем доме. Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Как, по -Вашему, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего? Что Вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику?

Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома - чистота и порядок.

К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.

Конечно, без цветов праздники - не праздники. По традиции в вазу ставят нечетное количество стеблей. Если нет цветов, можно заменить их осенним, зимним букетом-композицией.

(Обмен опытом, секреты мастерства: как сделать веточки, обсыпанные снегом, что учесть при составлении композиции).

Музыкальная пауза.

А теперь поговорим о праздновании дня рождения Вашего ребенка

Ситуация: Встретились две мамы, разговорились. "У моего сына через два дня будет день рождения, - делилась радостью одна из них. - Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют". "И все?" - поинтересовалась собеседница. "А что ты мне еще посоветуешь? Что мне - клоуном перед ними быть?"

Представьте, что такой разговор состоялся с Вами, и Ваша собеседница спрашивает у Вас совета. Что бы Вы посоветовали? Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка? Запомнится ли он детям? Как отмечать день рождения ребенка? Что интересного было в вашей семье?

(Обмен опытом).

Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаще у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения Вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, - это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появления сказочного героя - взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки.

Почему мы коснулись этих вопросов? От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех.

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте Вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И Вы увидите: это скромное проявление доброты в сердце Вашего ребенка.

В заключение родители высказали следующие пожелания и мнения:

- Предлагаю  создать  "телефон  доверия"  и  на  другом  конце  провода-психолог, соцпедагог или педагог, владеющий общей ситуацией в школе.

- Встреча заставила задуматься о многом.

- Заседание неофициальное, раскрепощенное.

- Больше проводить ролевые игры совместно с детьми.

- Очень интересно, очень полезно.

- Почаще проводить такие заседания.

- Предлагаю создать клуб "Искусство воспитывать".

- Заседание прошло продуктивно. Хотелось бы расширить круг общения, привлечь  большее  количество родителей. Предлагаю проводить театрализованное разыгрывание ситуаций и обсуждение.

- Очень   интересная   ролевая   игра,   хотелось   бы   при   других   встречах попробовать ещё что-то подобное, и.т.д.

Главным результатом встречи явилось то, что ни один человек не ушёл равнодушным.