Программа элективного курса "Мой выбор"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией.

Таким образом профориентационная работа со школьниками - это также вклад в решение острых социальных проблем. Программа элективного курса предназначена для учащихся  8-9 классов. Начинать изучение курса целесообразно в 8 классе, т.к. именно в этом возрасте подросткам интересно изучать себя. В 9 классе актуальным становится вопрос  профессионального выбора,  поэтому продолжая профориентационную работу мы знакомим учащихся  с профессиями, профессиональным пространством региона.

Содержание элективного курса предполагает  включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решении своих проблем, связанных с профессиональным и профильным самоопределением.

Данный элективный курс  позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности  и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Содержание курса

1. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика (1 час) и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.  Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса  и краткая информация о содержании каждого раздела.

2. Мир профессий (20 час)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

3. Профессиональное самоопределение (7 часов)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

4. Подготовка к будущей карьере (2 часа)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

5. Обобщение (2 часа)

Построение личного профессионального плана. Зачет 

6. Введение (3 часа)

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Диагностика профнаправленности.

7. Психология личности (13 часов)

Понятие о личности. Самопознание личности. Ценностные ориентации личности. Саморазвитие личности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

8. Познавательные процессы и способности личности (14 часов)

Память. Внимание. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

9. Обобщение (2 часа)

Зачет. Составление и защита программ саморазвития. (Защита личностного портфолио.)

10. Информационная подготовка (28 часов)

Система образования в Российской Федерации

Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

Особенности получения среднего (полного) общего образования

Образовательные учреждения, реализующие программы общего образования. Образовательное учреждение, организующее универсальное обучение (непрофильное). Образовательное учреждение, осуществляющее профильное обучение. Возможные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • экономический;
  • социально-гуманитарный;
  • информационно-технологический;

Понятие элективного курса. Виды элективных курсов. Задачи элективных курсов. Перечень предметов, изучаемых углубленно на каждом профиле.

Реализация профильного обучения в учреждениях общего образования своего района (города).

Возможности приобретения профессии

Способы приобретения профессии:

  • профессиональная подготовка;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование.

Возможные пути получения профессионального образования:

  • школа – пу; школа – пусуз; школа – пусузвуз; школа – пусуз – вуз – аспирантура;
  • школа – суз; школа – сузвуз; школа – сузвуз – аспирантура;
  • школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.

Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

Общеобразовательные учреждения района, города, области.

Учреждения профессиональной подготовки.

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Послевузовское образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

Формы организации учебного процесса

Данная программа является комплексной по содержанию. Так как её проведение связано с применением различных методов профориентационной работы: элементов активного профинформирования и профконсультирования; профдиагностики; разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств.

Комплексный характер организационной формы программы проявляется в том, что в ней отражены  различные активные методы:

  • Проблемно- игровые и учебно- профессиональные ситуации;
  • Коллективная дискуссия;
  • Метод взаимной групповой оценки;
  • Бланковые и карточные активизирующие методики профессионального самоопределения.

Занятия данного элективного курса объединены одной идеей и не подлежат вычленению из общей структуры программы. Последовательность занятий составлена с учетом их постепенного усложнения как с организационной, так и с практической стороны.

Курс психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся рассчитан на 96 часов. Занятия проводятся  в 8 кл. - 1 раз в неделю; в 9 кл. – 2 раза в неделю. Работа предусматривает деление класса на подгруппы .

Планируемые результаты

По прохождению данной программы учащиеся должны быть готовы к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • составлять личный профессиональный план.

Формы отчетности учащихся по данному курсу

В данном курсе не применяется традиционная количественная шкала оценок. Тем не менее планируется достижение определенных результатов, которые необходимо диагностировать в ходе учебного процесса. При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Оценка эффективности занятий по курсу профессионального самоопределения учащихся:

  1. Сравнение результатов, полученных при использовании диагностических методик  на первом этапе обучения и в конце курса.
  2. Самоотчет учащихся по окончании курса.
  3. Оценка развития факторов профессиональной зрелости:

А) уровень развития автономности: оценивается по высказываниям учащихся о самих себе. Низкий уровень автономности – это высказывания о внешности, половой, национальной, территориальной принадлежности, друзьях, родственниках. Высокий уровень автономности – это высказывания об обобщенных личностных качествах, устойчивых особенностях поведения, направленности, интересах, ценностных установках, сопоставлении себя с другими;

Б) Об уровне развития информированности о мире профессий можно судить по полноте описания своей будущей профессии.

В) Сравнение готовности к выбору профиля обучения в старшем звене образования  до и после прохождения курса.

Используемая литература.

1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.

2. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007 г.

3. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.

4. Кон И.С. «В поисках себя» М, 1990 г.

5. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.

6. Мелибруда М. «Я-Ты-Мы» М., 1986 г

7.  «Методические рекомендации по проведению профоиентационной работы»\Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986 г.

8. Орлов Ю.А. «Самопознание и самовоспитание характера», М., 1987 г.

9. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1998 г.

10. «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.

11. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 1997.

12. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков”.М, 2000 г.