Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным воспитателям.
Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной, активно саморазвивающейся личности. В этом школе помогает семья.
Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.
Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Рассматривая работу с родителями выделим две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную.
Индивидуальная работа психолога заключается в индивидуальном консультировании по заявленной проблеме.
Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.
Целью работы психолога с родителями – является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.
Задачи:
- согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.
Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.
Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами.
Опираясь на рассмотренные принципы, мы начинали работу с родителями, используя знакомые формы, т.е методы, в которых от них требовалась минимальная активность. А затем по мере появления доверия включали методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы.
Нашу «лесенку» методов можно представит следующим образом.
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.
2. Проблемные методы: проблемные лекции, детско-родительские мероприятия, тренинги, «круглые столы».
В данное время в работе с родителями мы используем проблемные методы.
Для повышения психологической культуры родителей нами систематически проводятся работа в форме психологических площадок.
Психологическая площадка – это мини-лекция психолога по определенной проблеме переходящая в групповую практическую работу родителей, либо родителей и детей с элементами тренинга, или «круглого стола».
Почему нами выбрана форма психологической площадки?
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Поэтому мы выбираем такую форму работы, как психологическая площадка. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Опираясь на основные функций семьи (Приложение 1) и специфику учебного заведения (лицея) мы определили следующую тематику психологических площадок.
Темы психологических площадок с родителями
Класс |
Название темы. |
Участники |
Время проведе- ния |
Ответственные |
5 |
«Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене» |
родители |
Ноябрь |
психолог |
7 |
«Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе» |
родители |
Март |
психолог |
9 |
«Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения» |
учащиеся и родители |
Декабрь |
психолог |
11 |
«Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена» |
родители |
Май |
психолог |
Учитывая то, что в каждом учебном заведении есть только одна ставка психолога, (т.е. 1 единица на 500 учащихся + как минимум 500 родителей, а учащихся в школах, как правило, больше данной цифры), то главным его помощником в работе с семьей, конечно же, является классный руководитель.
Классный руководитель проводит тематические лекции на родительских собраниях. В подготовки, которых психолог оказывает помощь. Тематика определяется психологом исходя из запроса родителей, учащихся, педагогов.
План основных мероприятий
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
|
1 этап - подготовительный |
|
|
1. |
Психодиагностическое исследование процесса адаптации пятиклассников. |
сентябрь-октябрь |
психолог |
2. |
Разработка психологической площадки для родителей пятиклассников «Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене» на основе результатов психодиагностического исследования. |
октябрь |
психолог |
3. |
Психодиагностическое исследование профнаправленности. |
ноябрь |
психолог |
4. |
Разработка психологической площадки для родителей «Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения» на основе результатов психодиагностического исследования. |
декабрь |
психолог |
5. |
Психодиагностическое исследование одаренности. |
январь-февраль |
психолог |
6. |
Разработка психологической площадки «Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе» на основе результатов психодиагностического исследования. |
март |
психолог |
7. |
Анкетирование учащихся по вопросу психологической готовности к экзаменам. |
апрель |
психолог |
8. |
Разработка психологической площадки для родителей «Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена» на основе результатов анкетирования. |
май |
психолог |
|
2 этап - практический |
|
|
9. |
ПП «Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене». |
Ноябрь |
психолог |
10. |
ПП «Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения». |
Декабрь |
психолог |
11. |
ПП «Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе». |
Март |
психолог |
12. |
ПП «Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена». |
Май |
психолог |
13. |
Индивидуальные консультации |
В течение года |
психолог |
|
3 этап - аналитический |
|
|
14. |
Анализ и оценка проведенных мероприятий |
ноябрь-май |
психолог |
15. |
Планирование дальнейшей работы |
июнь, август |
психолог |