Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает "ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", для чего необходима целенаправленная работа. Одним из путей реализации поставленной цели является работа с одаренными детьми.
Цели:
- выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
- создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Определение своих целей начнем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления.
Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э.Де Боно, Е Гонг,В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И Севанков, В.Д. Шадриков и др.)
К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензулли, которую мы возьмем за основу. Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Выделим из основных составляющих модели Дж. Рензулли критерии одаренности:
Мотивация
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.
Креативность
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез ; формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат:
1. Беглость – количество порожденных идей.
2. Гибкость- их разнообразие.
3. Оригинальность – редкость.
4. Разработанность – детализация.
Способности выше среднего уровня
Рассмотренные критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоменто отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. (Приложение 1)
Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка. (Приложение 2)
В психологии принято различать общую и специальную одаренность. (Приложение 3)
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Поэтому диагностика проходит в два этапа:
- Диагностика по выявлению одаренных учащихся.
- Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.
На первом этапе диагностики мы используем следующие методики:
- Тест «Школьная мотивация» Потапова. Направленность (доминирующая мотивация) личности.
- Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание Закончи рисунок.
- Тесты интеллекта Равенна (невербального),
Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативностии достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
В своей работе мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных, учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров.
На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
. С этой целью мы используем следующие методики:
- Тесты интеллекта ТУР (вербального)
- Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов
- Методика «Профиль»
- Опросник типа мышления
Психологическое сопровождение одаренных учащихся
Так как вопрос об «общей» и «специальной одаренности» имеет важный возрастной аспект, то наиболее продуктивен путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. С ней работают учителя предметники. А психолог на данном этапе оказывает психологическую помощь педагогам в виде консультаций и рекомендаций по работе с одаренными учащимися (Приложение 4). Проводит консультации с родителями по вопросам одаренности.
Как мы уже отмечали, с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная задача в этот период смещается к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
С этой целью психологом проводятся элективные курсы:
- Консультационный час. Цель курса – формирование готовности девятиклассника к обучению в старшей школе в условиях профильности (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, рефлексивная, деятельнастная, креативная и эмоциональная компетентности).
- Профориентационный час. Целью, которого является оказание помощи в приобретении учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.
Следующее направление работы с одаренными учащимися – это работа с учащимися занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Такой путь предназначен для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем.
Целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся является воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности, выявление и поддержка одаренных учащихся.
Основные задачи работы психолога с учащимися:
1. развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;
2. развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
3. развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
4. развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
5. формирование чувства ответственности за порученное дело;
6. воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;
7. привития желания в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Также проводится индивидуальная работа с одаренными учащимися по разрешению проблемности в обучении, воспитании, развитии. Оказывается индивидуальная психологическая помощь учащимся участникам олимпиад, соревнований, конкурсов, научно-практических конференций. Продолжается консультативная работа с учителями и родителями по вопросам одаренности.