Работа психолога с одаренными детьми

Разделы: Школьная психологическая служба


Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает "ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", для чего необходима целенаправленная работа. Одним из путей реализации поставленной цели является работа с одаренными детьми.

Цели:

  • выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
  • создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Определение своих целей начнем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления.

Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных  решений предлагаются многими  исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э.Де Боно, Е Гонг,В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И Севанков, В.Д. Шадриков и др.)

К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензулли, которую мы возьмем за основу. Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Выделим из основных составляющих модели Дж. Рензулли критерии одаренности:

Мотивация

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.

Креативность

Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез ; формулирования и сообщения результатов решения.  Основными показателями креативности служат:

1. Беглость – количество порожденных идей.

2. Гибкость- их разнообразие.

3. Оригинальность – редкость.

4. Разработанность – детализация.

Способности выше среднего уровня

Рассмотренные критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоменто отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования  просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.  Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка.  Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. (Приложение 1)

Второй этап диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей  статуса ребенка. (Приложение 2)

В психологии принято различать общую и специальную одаренность. (Приложение 3)

Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.

Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.

«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Поэтому диагностика проходит в два этапа:

  1. Диагностика по выявлению одаренных учащихся.
  2. Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.

На первом этапе диагностики  мы используем следующие методики:

 - Тест  «Школьная мотивация» Потапова.  Направленность (доминирующая мотивация) личности.

 - Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание Закончи рисунок.

 - Тесты интеллекта Равенна (невербального),

 Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативностии достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.

В своей работе мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных,  учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров.

На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

. С этой целью мы  используем следующие методики:

- Тесты интеллекта ТУР (вербального)

-  Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов

- Методика «Профиль»

- Опросник типа мышления

Психологическое сопровождение одаренных учащихся

Так как вопрос об «общей» и «специальной одаренности» имеет важный возрастной аспект, то наиболее продуктивен  путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. С ней работают учителя предметники. А психолог на данном этапе оказывает психологическую помощь педагогам  в виде консультаций и рекомендаций по работе с одаренными учащимися (Приложение 4). Проводит консультации с родителями по вопросам одаренности.

Как мы уже отмечали,  с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная задача в этот период смещается к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

С этой целью психологом проводятся элективные курсы:

- Консультационный час.  Цель курса – формирование готовности девятиклассника к обучению в старшей школе в условиях профильности (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, рефлексивная, деятельнастная, креативная и эмоциональная компетентности).

- Профориентационный час. Целью, которого является оказание помощи в приобретении учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.

Следующее направление работы с одаренными учащимися – это работа с учащимися занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Такой путь предназначен для удовлетворения  индивидуальных  потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем.

Целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся является воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности, выявление и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи  работы  психолога с учащимися:

1. развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;

2. развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

3. развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

4. развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

5. формирование чувства ответственности за порученное дело;

6. воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;

7. привития желания в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Также проводится индивидуальная работа с одаренными учащимися по разрешению проблемности в обучении, воспитании, развитии. Оказывается индивидуальная психологическая помощь учащимся участникам олимпиад, соревнований, конкурсов, научно-практических конференций. Продолжается консультативная работа с учителями и родителями по вопросам одаренности.