Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Хочу рассказать о своём опыте работы по модульным программам на уроках русского языка.
Работа по модульным программам привлекла меня, прежде всего тем, что технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Не первый год работая в школе, постоянно сталкиваюсь с проблемой сохранения объяснительно-иллюстрированного характера учебного процесса, что делает учебный процесс малоактивным, тогда как “одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика”.
Практическую возможность решения данной проблемы, на мой взгляд, даёт модульное обучение, с теорией которого я познакомилась в статье Т.И. Шамовой “Основы модульного обучения”. Т.И. Шамова в своей работе опирается на идеи П.Юцявичене, изложенные в монографии “Теория и практика модульного обучения” (Каунас, 1989г.)
усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика”.
Построение модульного урока начинается с определения системы целей и ее структуры. Прежде всего, формируется комплексная дидактическая цель, которая и будет реализовываться модульной программой.
На основе комплексной цели определяются интегрирующие дидактические цели, характеризующие структуру модульной программы. Для реализации каждой интегрирующей цели строится конкретный модуль. Далее определяется структура отдельных модулей, обеспечивающих достижение интегрирующих дидактических целей. Основой структуры модулей являются частные дидактические цели, реализуемые отдельными учебными элементами.
В ходе освоения содержания модуля организуется текущий контроль. Он может проводиться с помощью заданий, представленных в содержании модуля. При этом каждое задание должно быть снабжено эталоном (ответы на задания, описание решений, алгоритмы и др.).
Текущий контроль позволяет своевременно выявит пробелы в усвоении знаний и скорректировать работу ученика.
В конце изучения каждого учебного элемента обязательно организуется контроль с целью определения качества усвоения в соответствии с целями учебного элемента. Этот контроль может проводиться в виде проверочных, контрольных, самостоятельных, практических работ.
Количество учебных элементов в модуле может быть различно, но всегда присутствуют три обязательных. Первый – целевой УЭ-О. Он всегда первый и предназначен для представления целей и содержания всего модуля. Ученик, знакомясь с целевым блоком, имеет возможность видеть перспективу работы при изучении конкретного учебного предмета, может самостоятельно планировать свою деятельность.
Второй обязательный учебный элемент является резюмирующим УЭ-Р, он всегда занимает предпоследнее место в модуле и служит для обобщения и повторения всей информации модуля. В этом учебном элементе в сжатом виде повторяются все самые важные, основополагающие вопросы, усвоение которых будет проверяться при проведении итогового контроля.
Особое значение в УЭ-резюме имеет форма подачи информации, выносимой на повторение. Повторяемый материал может быть представлен в форме: концентрированного текста; опорного конспекта, различных блок схем; таблиц, графиков, рисунков.
После того, как учащиеся повторили необходимую информацию, они переходят к последнему учебному элементу – УЭК (контроль).
Итоговый контроль проводится с целью определения качества усвоения содержания учебных целей, представленных в целевом блоке (УЭ-О).
Именно этот блок дает возможность оценить в какой степени ученик усвоил содержание и соответствуют ли полученные результаты поставленным целям. Этот вид контроля позволяет учителю выявит индивидуальные пробелы в знаниях и умениях учащихся.
Почему отдаю предпочтение модульной технологии? Именно модульная технология предполагает самостоятельной изучение нового материала. Это приучает и вырабатывает навыки самостоятельной работы с информационным источником (учебником), что немаловажно для будущих студентов вузов. Работая именно по этой технологии, учитель имеет возможность применять свои умения и знания самых разнообразных элементов других технологий. Это и диалоговая технология, групповая, работа в парах динамической смены и постоянного состава, и многие другие.
Модульный урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Главные члены называют, а второстепенные уточняют и углубляют мысль»
УЭ №0 1 мин. |
Цель урока: научить разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Выработать умение определять синтаксическую роль слов в предложении. Показать, что существительное – это не всегда подлежащее. Показать роль второстепенных членов предложения. Показать местонахождение дополнения и обстоятельства в предложении. |
|
УЭ №1 |
Цель: Выработать умение определять синтаксическую роль слов в предложении. Отличать главные и второстепенные члены предложения. Задача 1. Прочитайте текст. Заполните таблицу примерами из текста. Слова – дрова. Таблица в Приложении 1. |
Работа в парах постоянного состава. Консультация учителя, учебника. Взаимопроверка (ключ) |
УЭ №2 |
Цель: продолжить знакомство с распространенными и нераспространенными предложениями, отработку навыка определения второстепенных членов и их роли в предложении. Задача 2. Запишите два предложения. Сравните их, подчеркнув главные и второстепенные члены. Чем различаются предложения по наличию второстепенных членов? Звук живет. |
Работа в парах постоянного состава. Взаимопроверка (ключ) |
УЭ №3 |
Цель: Отработка навыка самостоятельно распространять главный член предложения – сказуемое. Задача 3. Какой второстепенный член предложения необходим, чтобы был понятен смысл поэтических строк? Запишите название творческого названия: «А слово сказкой расцветало…» Перепишите предложения, вставляя пропущенные слова. Белка … поет Задача 4.Перепишите текст, подчеркните грамматическую основу и найдите все обстоятельства. К какому члену предложения они относятся? Задайте вопрос и определите их значения. Дверь тихонько отворилась, Царь с царицею простился, |
Работа в парах постоянного состава Взаимопроверка (ключ) |
УЭ №4 |
Цель: показать роль определений в тексте, чем они могут быть выражены. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу определения, восстановив пушкинский текст. Определите, чем выражены определения? Там за речкой … Слова для справок: хрустальный, глубокая, тихоструйной, высокая, той, печальной. |
Работа в постоянных парах. Взаимопроверка (ключ) |
УЭ №5 |
Цель: отработка умений составлять предложения со смысловым богатством. Превратите нераспространенное предложение в распространенное, написав вместо вопросов нужный член предложения. Как вы достигли смыслового богатства предложения? (Какой?) Елисей отправился (когда?) (за кем?) (куда?) |
Работа в парах постоянного состава. Фронтальная проверка |
УЭ-Р |
Цель: осмысление, выводы. Ответьте на вопросы: -Каким членом предложения может быть существительное? -Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? -Для чего служат второстепенные члены предложения? -К какому члену предложения относятся дополнение и обстоятельство? -Какой частью речи может быть выражено определение? -Для чего служат определения? -Какое местоположение в предложении занимает дополнение и обстоятельство? |
Контроль учителя |
УЭ-К |
Контроль умения определять главные и второстепенные члены предложения. Перепишите предложение. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Надпишите вопросы. 1 вариант Сосновые иглы густо и колко устилают низкие пни. 2 вариант Легкий осенний снежок лег на крокетной площадке. |
Самостоятельная работа Контроль учителя. |
Домашнее задание |
Упр. 188. Подчеркнуть главные и все второстепенные члены предложения, надписать вопросы. |
|
Модульный урок по русскому языку в 6 классе по теме: “Систематизация и обобщение изученного о глаголе”
УЭ №0 |
Цель урока: систематизировать и обобщать знания о глаголе: а) отработать правописание личных окончаний глаголов; б) умение определить переходность, наклонение, спряжение глаголов; в) развивать речевые навыки учащихся, орфографическую зоркость. |
|
УЭ №1 4 минж. |
Цель: контроль грамотного письма глаголов – словарных слов и глаголов с изученными орфограммами. 1.Запишите слова под диктовку учителя 1 вариант 1. застревать 2. пререкаться 3. заставить 4. показаться 5. доставлять 6. подвергаться 7. дразнить 8. проясниться 9. удаляться 10. прекратить 11. удивляться 2 вариант 1. затмевать 2. прекословить 3. восставать 4. уединение 5.объяснение 6.представление 7.настигать 8.извержение 9. пожалеть 10. измениться 11. раздражаться |
Взаимопроверка. Ключ. Промежуточная оценка. |
УЭ №2 6 мин. |
Цель: проверить степень усвоения правописания личных окончаний глаголов, умение определить спряжение и вид. Перепишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания, обозначьте спряжение и вид. 1-В 1. Бездонной кадки водою не наполн…шь. 2. Как постел…шь, так и высп…шься. 3. Ноги нос…т, а руки кор…т. 2-В 1. Где стро…шь, там и ро…шь. 2. Правда глаза кол…т. 3. Розы кол…тся, а пчелы жал…тся. |
Взаимопроверка. Ключ. Промежуточная оценка. |
УЭ №3 5 мин |
Цель: проверить умение спрягать разноспрягаемые глаголы. 1. Проспрягайте глаголы; 1-В хотеть 2-В бегать; 2. Выделите окончание, укажите спряжение. Как называются такие глаголы? |
Взаимопроверка. Ключ. Промежуточная оценка |
УЭ №4 7 мин |
Цель: отрабатывать орфографическую зоркость, проверить умение определить переходность глаголов. 1. Спешите текст. Вставьте и графически объясните написание пропущенных букв-орфограмм. Ш…пот к ш…роху сп…шит. Ш…пот (по) лесу шуршит. У пч…лы – портных…. Шмель. Ш…ет х…рош..ю ш…нель. 2. Выполните указанные цифрами задания (по вариантам). 3. Обозначьте переходные и непереходные глаголы,опрнделите наклонение |
Взаимопроверка. Ключ. Промежуточная оценка |
УЭ-Р 5 мин. |
Цель: обобщить знания учащихся, повторяемые на уроке. Ответьте на вопрос учителя: - Как проверить безударную гласную в личном окончании глагола? - Какие глаголы называются переходными? - Какие знаете наклонения глаголов? - Как образуется повелительное наклонение? |
Контроль учителя. |
УЭ-К 10 мин. |
Цель: развивать речь, используя глаголы разных наклонений. 1. Придумайте и запишите рассказ из шести-восьми предложений по теме “Весна, весна! И все ей радо!...” 2. Подчеркните глаголы, обозначьте наклонение. |
Проверка и контроль учителем. |
Д/З 1 мин. |
Стр.191 Упр.506 |
|