Как ни прискорбно, современная молодёжь почти ничего не знает о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для них американские вооружённые конфликты кажутся более близкими, нежели война более чем полувековой давности в истории их родины.
Посмотрев фильмы о Перл-Харборе и о подвигах представителей западных стран при открытии второго фронта, они говорят об увиденном с восторгом и ужасом. Но при этом немногие из детей назовут битвы, в которых участвовали советские воины.
Само слово «ветеран» для детей ХХI века связано прежде всего с ветеранами труда, а не с ветеранами войны, так как последних уже почти никого нет в живых. Но ведь забвение – первый шаг на пути к повторению событий.
Поэтому, используя материальные предметы канувшего в прошлое военного времени (а из них наиболее доступны для изучения памятники), необходимо напомнить детям об очевидном и сохранить в их сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых те принимали участие.
С учётом данной цели составлена приведённая ниже программа по организации поисковой работы. Она решают следующие задачи:
- сбор материалов о возведении и использовании памятников, посвященных ветеранам В.О.В.
- приведение в порядок и обеспечение ухода за могилами ветеранов, умерших в мирное время
- определение смысловых рядов, связанных с фамилиями на памятнике погибшим в В.О.В.
- расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в В.О.В.
Результат поисковой работы:
- создание фотоальбома о ветеранах В.О.В. «Память о прошлом»
- оформление композиционного стенда, отражающего результаты проделанной работы, в музее или учебном заведении
- исследовательские работы, посвященные ветеранам В.О.В.
Данная поисковая работа проводится учащимися и воспитанниками творческих объединений (кружков).
В состав поискового отряда входят: фотограф, летописец, корреспонденты-исследователи, наборщик текста на компьютере. Фотограф запечатлевает изучаемые объекты и информантов. Летописец фиксирует все этапы поисковой работы. Корреспонденты-исследователи собирают материал согласно стоящих перед ними задач, пишут исследовательские работы. Наборщик текста систематизирует собранный материал.
Перед началом работы поисковой группе выдается путевой лист с программой предстоящей деятельности и памятки. О выполнении работы по путевому листу свидетельствуют фотографии и наличие текстового материала.
Ресурсное обеспечение программы:
- наличие мемориального комплекса (памятника, стелы) и надгробных плит, установленных в честь ветеранов В.О.В.
- списки семей ветеранов В.О.В.
- памятки по программе сбора материалов поисковыми группами
- фотоаппарат
- фотоальбом
- бумага писчая
Механизм реализации поисковой работы:
1.Организационный этап: составление списка ветеранов В.О.В. и их семей, проживающих на территории населённого пункта..
2.Поисковая работа: экскурсия к памятникам, возведенным в честь ветеранов В.О.В.; составление таблицы «Памятники»; работа с памятками по программе сбора материалов; фотофиксация полученных материалов, информантов и памятников.
3.Обобщение, систематизация, оформление материалов.
ТАБЛИЦА «Памятники ветеранам В.О.В., умершим в мирное время»
(см. Приложение 1)
ПАМЯТКА «Захоронения ветеранов, умерших по окончании В.О.В.»
1. Ф.И.О. ветерана, которому установлен памятник.
2. Дата и причина смерти.
3. Дата установки памятника.
4. История установления памятника.
5. Месторасположение памятника.
6. Характеристика памятника (размер, форма, материал, композиционное решение, наличие фото и надписей, сохранность).
7. Наличие ухода за местом захоронения ветерана войны.
8. Фамилии и адреса родственников ветерана, проживающих в селе.
9. Где, когда и в какой форме обобщались, представлялись, хранятся сведения о ветеране и месте его захоронения.
ПАМЯТКА «Памятник (обелиск) погибшим в период В.О.В.»
1. Наименование памятника.
2. Местонахождение памятника (край, поселок, город, улица, № дома и т.д.)
3. Дата открытия памятника и его автор.
4. История возведения.
5.Описание памятника (планировка, композиция, размер)
6. Историческое событие, которому посвящен памятник.
7. Состояние памятника. Организация шефской работы. Как используется данный памятник в настоящее время.
8. Фотография, рисунок или план памятника
9. Определение биографических сведений, относящихся к фамилиям, помещенным на памятнике.
10. Основная библиография, архивные источники.
ПАМЯТКА «Семья ветерана войны»
1. Характеристика семьи (создание, состав, социальное положение).
2. Наличие наград отца (деда) в семье и условия их хранения.
3. Наличие фотографий и писем времен войны в семье ветерана. Их характеристика.
4. Отношение к боевому прошлому и наградам в семье ветерана (1-е, 2-е и последующие поколения).
5. Участие семьи в мероприятиях по увековечению памяти участников войны.
6. Воспоминания членов семьи о боевом прошлом отца (деда).
ПАМЯТКА «Ветеран В.О.В.»
1. Ф.И.О.
2. Дата рождения и дата смерти.
3. Место рождения.
4. Образование.
5. Место жительства перед началом В.О.В.
6. Место призыва.
7. Воинская часть (партизанский отряд, подпольная группа) и фронты, в составе которых воевал в годы войны.
8. Наличие наград (когда и за что награжден).
9. Место работы и должность в послевоенный период.
10. Участие в общественной деятельности, связанной с увековечением памяти о событиях В.О.В.
ИНСТРУКЦИЯ по работе с «Книгой Памяти Хабаровского края»
1. Найти в оглавлении книги и открыть для чтения интересующий исследователя район Хабаровского края
2. Найти в списке фамилий ту, что интересует исследователя в данный момент, прочесть, обращая внимание на сокращения, принятые в книге.
3. Определить боевой путь дивизии, в которой воевал данный человек, используя литературу о войне, воспоминания родственников и данные архивов.
4. Охарактеризовать военную профессию и звание участника В.О.В.
5. Определить влияние указанных ранений для жизни и здоровья участника В.О.В.
6. Охарактеризовать населенный пункт и битву, в которой погиб участник В.О.В.
7. Охарактеризовать награды, указанные в Книге Памяти напротив фамилии участника войны (за что и кому их вручали)
8. Если участник войны остался в живых, определить, где он жил в послевоенное время.
ПРОГРАММА ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ (34 часа)
ТЕМА. Операция «Поиск».(1 час)
Создание поисковых отрядов. Определение поля деятельности отрядов.
ТЕМА. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (11 часов)
История создания памятника. Роль памятника в жизни населённого пункта. Шефская работа. Памятник в литературе.
Создание паспорта описания памятника. Заполнение тетради воспоминаний о сооружении памятника погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Определение планировки, композиции и размеров памятника. Фотофиксация памятника. Состояние памятника сегодня.
Память о погибших сегодня. Биографические сведения, относящиеся к фамилиям, помещенным на памятнике.
Выставка фотоматериалов «Памятники погибшим в ВОВ на территории края, района, села»
Индивидуальное задание: написать творческие работы о памятнике или событиях, которым он посвящен.
ТЕМА. Ветераны Великой Отечественной войны в военное и послевоенное время (20 часов).
Начало Великой Отечественной войны для жителей села.
Военные призывы и их влияние на жизнь сельчан. Семьи участников Великой Отечественной войны. Семейные реликвии времен войны.
Ветераны войны: воспоминания, легенды, факты. «Книга Памяти» села. Участие ветеранов войны и членов их семей в увековечении памяти о войне.
Состояние могил фронтовиков, умерших в послевоенное время. Совет ветеранов села и его роль в сохранении памяти о ветеранах.
Экскурсия к месту погребения ветеранов войны.
Встреча с членами семей ветеранов войны.
ТЕМА. Итоги работы.(2 часа)
Презентация результатов поиска: фотоальбом, музейная композиция, исследовательская работа.
Литература для обучающихся и педагогов:
1. Книга Памяти. Т.1-4. – Хабаровск, 1994.
2. Память в металле и граните. – Хабаровск, 2000.
3. Словарь-справочник Великой Отечественной войны. – М., 1986.
4. Копилка туриста-краеведа (методические рекомендации). – Хабаровск, 2000.
5. Ципкин Ю.Н. Требования к оформлению конкурсных работ учащихся. – Хабаровск, 2000.