Цели урока:
- Дидактические цели:
- создать условия для формирования представления о войне 1812 года;
- показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
- Развивающие цели:
- продолжить развитие и становление:
- интеллектуальных умений;
- практических умений: работа со справочниками, тестами;
- положительных качеств ребенка.
- расширить социальный опыт учащихся;
- Воспитательные цели:
- воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Психологический настрой
Учитель: Я прошу всех встать. Возьмите друг друга за руки, подарите ему частичку своего тепла, почувствуйте тепло и доброту другого человека. (Приложение 7, 2 слайд, Приложение 1)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Учитель: Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас – целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.
III. Народный календарь
Учитель: Какое время года наступило в
нашей стране?
Дети: Весна
Учитель: Чем пахнет весна?
Дети: Свежестью, цветами, чистым
воздухом
IV. Дыхательная гимнастика (4 с – вдох, 4 с – выдох, 2 с – пауза)
(Приложение 7, 4 слайд – «Весна»)
Учитель: Как зима ни злится, как март ни хмурится, а от весны всё равно не уйдёшь. Солнышко греет день ото дня всё решительнее. 12 марта в народном календаре называется Прокоп Дорогорушитель. Об этом дне в народе так говорили: «Прокоп дорогу рушит». А трудолюбивый крестьянин без дела не сидит. Нужно всё проверить и починить.
– Следующий этап нашего урока – проверка домашнего задания.
V. Проверка домашнего задания
Тест (презентация)
1. Кто продолжил дела Петра I? (Приложение 7, слайд 5)
Екатерина Великая
Иван Грозный
М.В. Ломоносов
Учитель: Что вы знаете о Екатерине Великой?
2. Самый большой город Российской империи в XVIII веке? (Приложение 7, слайд 9)
Москва
Рязань
Санкт-Петербург
Учитель: Домашнее задание было – составить синквейн со словом Санкт-Петербург. Зачитайте.
3. Во время войны России с Турцией отличились: (Приложение 7, слайд 12)
А.В. Суворов
Ф.Ф.Ушаков
Александр Невский
Дмитрий Донской
VI. ФНЗ
1. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим. Тема урока – Отечественная война 1812 года (Приложение 7, слайд 17).
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем:
- о нашествии Наполеона на Россию;
- о Бородинской битве;
- о том, как на войну с Наполеоном поднялся весь народ
Цели урока:
- Узнать о войне 1812 года (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
- Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году?
- Узнать о Бородинской битве.
Учитель: В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт.
2. Наполеон Бонапарт – кто он? (Приложение 7, слайд 18)
Учитель: В это время почти все
европейские страны были охвачены войной. Во
Франции пришел к власти и провозгласил себя
императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о
мировом господстве. Уже многие покоренные страны
лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно
почувствовать себя мировым господином, ему нужно
было завоевать Россию.
К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона
насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла
она не только из французов, но из представителей
народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на
Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск
стояли умные, опытные, проверенные в боях
военачальники.
Наполеон был уверен в скорой победе.
Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму
Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я
захвачу Петербург, я возьму Россию за голову.
Если я займу Москву, я поражу Россию в самое
сердце”.
Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ.
В этот трудный для России час главнокомандующим
был назначен Михаил Илларионович
Голенищев-Кутузов.
Учитель: Почему войска с радостью встретили Кутузова?
Просмотр фильма о Кутузове – 1 мин.
Дети: Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова
3. Бородинская битва
– Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы.
Вопрос перед просмотром фильма:
Учитель: Какого числа и во сколько началось генеральное сражение?
Просмотр фильма «Бородинское сражение».
Дети: 26 августа 1812 года в 6 часов утра.
5. Оборона Курганной высоты
– Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский (Приложение 7, слайд – 23)
Учитель: Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский?
Дети: Батарея Раевского.
Просмотр фильма «Батарея Раевского».
Учитель: Тяжёлый был день 26 августа 1812 года. Вот как писал М. Ю. Лермонтов об этом дне в стихотворении «Бородино»:
Ученик:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
6. Отступление русских
Учитель: Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал, как полководец мог сдать Москву в руки неприятелю. М. Ю. Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение «Бородино»:
Инсценировка отрывка
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
7. Ученик: На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно … (Приложение 7, слайд 25)
Отрывок из стихотворения (читает ученица)
– Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(А. С. Пушкин)
Учитель: Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Одним из участников партизанского движения был Денис Давыдов.
Сообщение ученика о Давыдове (Приложение 2)
Учитель: За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские войска освободили свою землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по Парижу – столице Франции.
Физминутка под музыку «Аты-баты» (Приложение 3, Приложение 7, слайд 29)
8. Работа с учебником
Учитель: Прочитайте последний абзац на стр. 116 «На войну с Наполеоном поднялся весь народ» и ответьте на вопрос – (Приложение 7, слайд 31) Почему в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной?
Дети: Потому что на борьбу с французскими захватчиками поднялся весь народ.
10. Обобщение по теме урока
Учитель: Посмотрите последний фильм об Отечественной войне 1812 года и ответьте на вопрос: За что сражались русские воины на Бородинском поле?
Дети: За своих детей, женщин, стариков, за мир в России, за свободу.
Учитель: Скажите, что приносит людям война?
(Фильм – «Окончание войны»)
Учитель: Большинство людей хотят, чтобы на земле был мир, радость, счастье, чтобы звучали голоса птиц и светило солнце. Мы сегодня на уроке работали – слушали, смотрели фильмы, читали. Ваши глазки устали – им нужно дать отдых. Проследите за солнышком, которое неустанно путешествует по небу. (Приложение 4, Приложение 7, слайд 34)
– А сейчас я хочу проверить знания, полученные на уроке.
VI. Формирование практических навыков
1. Закрепление по теме
– В каком году была война, о которой шла речь на
уроке?
– Между какими государствами шла война?
– Назовите имена полководцев во главе каждой
армии.
– Перед вами тесты. Подчеркните простым карандашом правильный ответ. (Приложение 5)
Учитель: От тестов переходим к закреплению темы в рабочих тетрадях.
2. Работа в тетради. Дифференцированные задания по группам
– У каждой группы своё задание и дополнительный вопрос, над которым нужно подумать и ответить устно.
1 группа: с. 40 – упр. № 2.
– Кто командовал Бородинской битвой?
2 группа: с. 41 упр. № 3.
– Почему ты отнёс картинку к Бородинскому сражению?
3 группа: с. 43 упр. № 6.
– Подпиши, когда началось Бородинское сражение?
VI. Домашнее задание – с. 112– 113, 116 (пересказ); синквейн со словом Родина
VIII. Обобщение
Учитель: Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества. В 1837–1883 году по проекту архитектора Тона был возведён Храм Христа Спасителя (Приложение 7, слайд 36) в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая сегодняшнюю тему.
IX. Рефлексия
– А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»: у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета. Если вы испытали чувство:
– гордости, восхищения, то возьмите оранжевый
лепесток;
– сострадания, сочувствия, милосердия, то
возьмите лепесток зеленый;
– никаких – лепесток синий.
– На каждом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток. Покажите, каких лепестков получилось больше. Вы люди неравнодушные, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.
Учитель: А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили людей, которые не жалели своей жизни для спасения Родины/
Песня «Кавалергарда век недолог…» (Приложение 6 , Приложение 7, слайды)
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.