Цели урока:
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
- расширение и укрепление практических умений учащихся в ходе изучения данной темы;
- развитие исследовательской деятельности учащихся через индивидуальные экспериментальные задачи повышенной трудности;
- показать связь физики, химии, биологии;
- формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к своему родному краю.
Оборудование: набор лабораторного оборудования: весы с разновесами, мензурки, пластилиновые тела, чашки Петри, образцы угля в закрытых конвертах, справочный материал, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Эпиграф: (Приложение 1. Слайд №1)
Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного.
Иоганн Гёте
I. Организация целевого пространства
Класс делится на шесть творческих
групп, каждая группа получает экспериментальное
задание.
Учитель зачитывает слова эпиграфа (слайд №1) и
обращает внимание учащихся на физическое тело,
находящееся у нее в руке (пластилиновый шар).
Учитель физики. Можно ли определить, что это физическое тело полностью состоит из пластилина или внутри находится какое-то вещество?
II. Организация поискового пространства
Основной задачей урока – открыть
неизвестное с помощью известного путем
исследования.
Каждая группа получает экспериментальное
задание: не разламывая пластилиновое тело,
определить, что у него внутри.
Используя для этого набор оборудования:
мензурку, весы, набор гирь, стакан с водой, чашку
Петри, пластилиновое тело на нити, внутри
которого спрятан определенный вид угля, таблицу
плотности веществ (плотность пластилина = 1,3 г/см3) и
масса пластилина для каждой группы: для первой
группы масса равна 21,8 г, для второй – 30,2 г, для
третьей – 25,5 г, для четвертой – 26,3 г, для пятой –
30 г, для шестой – 22,9 г, на работу отводится до 15
минут.
В ходе исследований учащиеся дополнительно определяют:
- общий объём пластилинового тела,
- общую массу пластилинового тела.
Применяя формулу плотности тела, и путем
необходимых расчетов определяют плотность
вещества, находящегося внутри пластилина.
Полученные данные сравнивают с табличными и
открывают, какое вещество находилось внутри
пластилинового тела, а после вскрытия его
убеждаются в правильности своего исследования.
Представитель каждой группы на доске знакомит с
расчетами, полученными в ходе своего
исследования и с веществом, которое было
определено (каменный и бурый уголь, и
антрацит).
Учитель химии. Вскройте конверты. Сравните ваши образцы с находящимися образцами в конверте. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Цветом, блеском, плотностью)
III. Работа с таблицей «Характерные физические свойства угля» (Приложение 1. Слайд №2)
Используя данные таблицы, учащиеся, определяют дополнительные признаки, характеризующие данные виды угля (содержание углерода, глубину залегания, теплоемкость).
– Почему уголь имеет разную плотность, от чего
она зависит? (От разной глубины залегания,
процентного содержания углерода)
– А от чего зависит глубина залегания? (Уголь
образовался в разные геологические эпохи)
IV. Изучение нового материала
– Какой уголь считается самым древним? (Приложение 1. Слайд №3
«Древовидные папоротники»)
– Да, действительно, антрацит самый древний
уголь. В очень далекие от нас времена, 300 млн. лет
назад ( в каменноугольном периоде) на Земле
климат повсюду был влажным и теплым. На суше
скапливалось много воды. Существовали
бесконечные болота и озёра, соединявшиеся с
мелководными морскими заливами. Учёные
предполагают, что из-за большого количества
водяных паров освещение было гораздо менее
интенсивно, чем сейчас, а свет – мягким и
рассеянным. Это было время папоротникообразных.
Они образовывали леса вместе с древними
голосеменными. Многие папоротникообразные того
времени (папоротники, хвощи и плауны) были
настоящими деревьями до 40 метров высотой, с
толстыми стволами, обладавшими камбием. Травы в
этих лесах также были представлены
исключительно папоротникообразными и мхами.
Леса в те отдаленные времена очень часто были
сильно заболочены, а нередко залиты водой.
Погибая, деревья валились прямо в воду,
заносились песком и илом. За миллионы лет деревья
спрессовались и, без доступа кислорода
превращались в каменный уголь.
– А, что вы можете сказать о буром угле?
– Бурый уголь – самый молодой. Ему всего лишь 40
млн. лет Бурый уголь является переходной формой
от торфа к каменному углю.
– Из чего образовался бурый уголь? (Cвоему
зарождению бурый уголь обязан торфяным болотам)
(Приложение 1. Слайд №
4 «Каменноугольный лес»)
– Уголь – это остатки растений, погибших многие
миллионы лет назад, гниение которых было
прервано в результате прекращения доступа
воздуха. Поэтому они не смогли отдать в атмосферу
отобранный у неё углерод. Доступ воздуха
прекращался особенно там, где болота и
заболоченные леса опускались в результате
тектонических подвижек и изменения
климатических условий, и покрывались сверху
другими веществами. При этом растительные
останки превращались под воздействием бактерий
и грибов (углефицировались) в торф и дальше в
бурый уголь, каменный уголь, антрацит и графит. В
результате длительного воздействия повышенных
температур и давления бурые угли преобразуются в
каменные угли, а последние – в антрациты.
Необратимый процесс постепенного изменения
химического состава, физических и
технологических свойств органического вещества
на стадии превращения от бурых углей до
антрацита носит название метаморфизма углей.
– Какой уголь добывают вблизи города
Райчихинска? (Бурый)
– Таким образом, можно сделать вывод, что на
территории города были заболоченные места.
(Приложение 1. Слайд
№5. «Характерные физические свойства угля»)
– Антрацит, бурый и каменный уголь различаются
по химическому составу? (Нет)
– Что общего? (Наличие углерода)
– Почему содержание углерода разное? (От
глубины залегания)
(Приложение 1. Слайд №
6. Портрет К.А. Тимирязева)
– В далеком 1910 году знаменитый русский ученый,
как-то провожая своего друга на вокзале, увидел
проходящий мимо состав, груженный доверху углем,
и задумчиво произнес: «Солнце везут».
– Что позволило ему сравнить Солнце с углем? (Уголь
горит, выделяя тепло и свет как солнце)
– Поэтому действительно уголь – это результат
деятельности процесса фотосинтеза.
Учитель предлагает учащимся прослушать легенду о горящих камнях.
Учитель физики. У подножия горы, где
жила красавица Анкан, однажды раздался
воинственный клич. Это хозяин подземного царства
Хуньджунри, отвергнутый царевной, вызывал на бой
счастливого соперника Буреина. Молодой герой
спустился с горы, где шло свадебное торжество, и
схватился с Хуньджунри.
Три дня и три ночи продолжалась битва. Под ногами
богатырей загорались камни, едкий дым наполнял
долину.
Буреин, наконец, поверг противника в пропасть и
забросал его горящими камнями.
С тех пор Хуньджунри сидит под землей и лютует в
бессильной ярости, и потому, то там, то тут снова
загораются камни.
Этой поэтической легендой охотники объясняли
таинственное явление природы, с которым им
приходилось сталкиваться. Долиной горючих
камней назвали они громадную котловину (Приложение 1. Слайд № 7
карта Амурской области), что лежит по течению
реки Бурея.
Но эта легенда.
Учитель химии. Первые сведения об угле – горючих камнях были получены ещё в 1893 году от братьев – охотниках из села Поярково Амурской области. Охотясь, они обнаружили вблизи реки Кивда горючие камни, образцы которых были доставлены в г. Благовещенск, экспертиза установила, что это бурый уголь.
Учитель физики. В 1912 году геологами на правом берегу речки Кивда был установлен первый штольник Кивдинского рудника.
(Приложение 1. Слайды № 8–13 Райчихинский угольный бассейн)
В 1932 году у деревни Духовской был
открыт первый угольный рудник Райчихинского
угольного бассейна. Ныне деревня Духовская
переименована в рабочий поселок Зельвино.
А почему эта деревня получила такое название? (Назван
в честь инженера Зельвина, трагически погибшего
при исполнении своих обязанностей, на том месте,
где он погиб установлен памятник)
(Приложение 1. Слайд № 14)
V. Беседа с учащимися о занятости их родителей, близких родственников в угольной промышленности.
VI. Рейтинговая оценка знаний учащихся
Работа учащихся оценивается по следующим критериям:
- качество проведения эксперимента – до10 баллов;
- качество выполнения отчета о проделанной работе – до 8 баллов;
- ответы на контрольные и дополнительные вопросы – до 5 баллов;
- полезные замечания и дополнения – до 3 баллов.
На основе этих критериев выставляется итоговая оценка.
Для быстрого и четкого фиксирования результатов ответов учащихся наиболее удобно воспользоваться следующей таблицей:
№ группы учащихся |
Эксперимент |
Отчет (до 8 баллов) |
Ответы на вопросы (до 5 баллов) |
Дополнительные вопросы |
Итого |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа | |||||
5 группа | |||||
6 группа |
Критерии оценки знаний:
«5» – 23–26 баллов;
«4» – 21–22 балл;
«3» – 18–20 баллов.
(Приложение 1. Слайды № 15–21 город Райчихинск Амурской области, звучит стихотворение)
Есть много городов на свете,
У каждого своя судьба.
И может красивее где-то,
Но в сердце… ты лишь навсегда.
Наш город маленький и светлый
С улыбкой ясною окон,
В снегах – зимой, цветущий – летом
Райчихинск – город горняков! (Слайд №22)
VII. Домашнее задание:
- Составить задачи на определение количества теплоты при сгорании каменного, бурого угля и антрацита с использованием плотности и объёма этих веществ. Использовать данные, взятые с угольных разрезов города.
- Используя краеведческий материал школьного музея подготовить сообщение о перспективах развития предприятия ООО «Амурский уголь»
Литература.
- Перышкин А.В. «Физика-7» и «Физика-8», – М: Дрофа, 2008 года.
- Габриелян О.С. «Химия-9», М: Дрофа, 2007 г.
- Третьяков Ю.Д. Справочные материалы по химии. Москва «Просвещение», 1991 г.
- Енохович А.С. Справочник по физике. Москва «Просвещение», 1990 г.
- Ненашев И.Ю. «Предметная неделя физики в школе». Ростов-на-Дону ЕНИКС, 2007 г.
- Трайтак Д.И. «Книга для чтения по ботанике». Москва «Просвещение», 1985 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Браверман Э.М. Пособие для учителей и методистов. Кн. 4. Формирование практических умений. Ч.1: обучение работе с приборами, измерениям, наблюдениям, постановке экспериментов – готовим к ЕГЭ. – М.: АПКи ППРО, 2008.