В 2006 году в МДОУ Детский сад № 2 п. В-Дарасунский был составлен проект «Создание системы менеджмента качества образования и воспитания в детском саду». На момент написания проекта детский сад находился в критических условиях: здание требовало капитального ремонта, в течение нескольких лет в связи с низким температурным режимом срывался педагогический процесс, заканчивался срок лицензии на образовательную деятельность. Решение административных проблем требовало немедленного вмешательства заведующего ДОУ и отвлекало его от управления педагогическим процессом, отсутствие методиста усугубляло ситуацию. В течение 2006/2007 учебного года при содействии Учредителя здание было отремонтировано, в детский сад был принят методист, успешно прошла процедура лицензирования и аккредитации ДОУ. У педагогов появилась возможность непрерывно осуществлять воспитательно-образовательную деятельность, требовало совершенствования качество образовательного процесса.
Целью проекта является формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды учреждения на основе изучения и удовлетворения потребностей участников образовательного процесса.
В цепочке удовлетворения потребностей основным звеном являются дети. Нельзя забывать, что детский сад, прежде всего, существует для детей, а не для того, чтобы обеспечить комфортные условия для его сотрудников, или конкурентоспособность учреждения в дошкольной среде. На втором плане находится удовлетворение запросов родителей. Сегодня содержание образования целиком определяется обществом. Именно родители выступают основными заказчиками на образовательном рынке. Следующими в цепочке идут воспитатели, от удовлетворения профессиональных запросов которых зависит качество выполнения запросов потребителей. Замыкает цепочку руководитель ДОУ.
Для начала был изучен потребительский спрос. Среди родителей провели анкетирование с целью выявления удовлетворения их запросов и желаний. Анализ ответов показал, что родителей на 70 % устраивают условия, предоставленные детским садом для воспитания и образования детей. Но каждый родитель указал на необходимость введения дополнительного образования. 50 % опрошенных согласны были оплачивать дополнительные услуги.
Переполняемость групп до минимума свела индивидуальную работу педагога с детьми, отстраняя на задний план личностную ориентацию «педагог–ребенок», развитие необходимых творческих и интеллектуальных способностей детей.
После проведения в здании детского сада капитального ремонта развивающая среда была приведена в негодное состояние. Идей по её восстановлению оказалась масса, но для их осуществления требовались финансовые вложения.
Таким образом, в ДОУ наметилось три ведущие проблемы:
- введение дополнительного образования;
- повышение качества усвоения детьми программного содержания;
- привлечение внебюджетных средств для развития воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.
Попечительский совет.
Внимательно ознакомившись с законодательной базой и со всей имеющейся литературой по данному вопросу, составили положение «О Попечительском совете МДОУ детский сад № 2». На очередном родительском собрании заведующая обрисовала перспективы развития детского сада, объяснила целесообразность вкладов в образовательный процесс. Сразу же выбрали членов Совета и определили размер взносов. Результаты собрания радовали.
На первом заседании Попечительского совета был выбран председатель и секретарь. Утвердили Положение о Попечительском совете, составили смету расходов. Часть поступивших средств (к тому времени родители уже начали делать взносы) направили на нужды групп, остальное на совершенствование развивающей среды ДОУ. Все виды попечительских взносов четко фиксируются. Расходование средств напрямую контролируется Попечительским советом. Бухгалтерия на 100 % прозрачна и доступна любому из родителей. Деятельность совета определена Положением «О Попечительском совете», рекомендации родителей по регулированию внебюджетных средств оформились в Положение «О попечительских взносах», все нововведения протоколируются.
Попечительский совет функционирует в детском саду с апреля 2007 года, польза от него огромна: группы укомплектованы игрушками и игровыми материалами, дидактическими пособиями, построены новая веранды, обновлено игровое оборудование на площадках, куплены столы, мягкая мебель, ковры. Благодаря помощи родителей был проведен косметический ремонт в группах. Детский сад буквально преобразился. На сегодня развивающая среда в каждой группе удовлетворяет запросам родителей, соответствует возрастным потребностям детей, создает условия для творческой работы педагогов.
В 2007/2008 году ДОУ приняло участие в областном конкурсе по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году. Одним из главных условий участия в конкурсе была помощь Попечительского совета. Среди дошкольных учреждений ДОУ заняло первое место.
Рациональное использование учебного времени.
За последние годы в нашей стране наметилась хорошая тенденция на восстановление дошкольного образования. Высокий спрос на образовательные услуги породил недостаток мест в детских садах. Даже несмотря на мировой кризи, очередь в ДОУ не уменьшается, вопрос переполнения групп остается насущной проблемой. Психологами установлено, что максимальное количество детей, которыми может управлять один педагог, не превышает 15. Что же делать, когда в группе их 27? К тому же группа подготовительная к школе. Очень хотелось бы, чтобы уровень усвоения программ оставался на высоком уровне.
Заниматься подгруппами казалось нереальным. Что будет делать вторая подгруппа, когда первая занимается? Помощник воспитателя не может ежедневно уделять три часа своего внимания исключительно детям. К тому же, если разбивать детей на подгруппы, учебное время у педагога увеличится в два раза, сократится время игр и прогулок, неизбежно наступит переутомление детей и выгорание педагогов. Детский сад небольшой, ставок отдельных специалистов нет, кроме музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. То есть возможность использовать образовавшиеся «окна» в качестве дополнительного образования отсутствует. Но, безвыходных ситуаций не бывает. На подготовительной группе всегда работает два педагога. Первый с 7.00. до 14.00, второй с 12.00. до 19.00. Начало рабочего времени воспитателя можно изменить, оставив при этом неизменным количество рабочих часов. Теперь первый педагог работает с 7.00 до 13.00., второй приходит в 9.15. и уходит в 17.30. (ДОУ работает с 7.00. до 17.30.) Таким образом, оба воспитателя могут одновременно заниматься с детьми без ущерба для режима дня. Группу разделили на две подгруппы (при этом не учитывались ни способности, ни развитие детей), оборудовали еще одно помещение для занятий.
В дополнение была введена недельная специализация педагогов. Первый педагог всю неделю вел развитие речи (и сопутствующие прикладные дисциплины), второй – математику. Минимизировалась подготовка воспитателя к занятиям, максимально увеличилось качество индивидуальной работы.
СЕТКА ЗАНЯТИЙ
|
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
Первая подгруппа |
Познавательное развитие |
Математика |
Развитие речи |
Математика |
1. Экология |
Рисование |
Конструирование |
Лепка / Аппликация |
Художеств. литература |
||
Музыкальное |
Физкультурное |
Музыкальное |
Физкультурное |
||
Вторая подгруппа |
Математика |
Познавательное развитие |
Математика |
Развитие речи |
|
Конструирование |
Физкультурное |
Художеств. литература |
Физкультурное |
||
Музыкальное |
Рисование |
Музыкальное |
Лепка /Аппликация |
В результате был решено несколько проблем:
- рационализировалось рабочее время педагогов;
- обеспечен высокий уровень усвоения программ через введение специализации педагогов и возможность индивидуальной работы с каждым ребенком.
Новая система оказалась проста и потребовала минимум затрат.
Дополнительное образование.
Одним из запросов родителей являлось введение дополнительного образования. Однако, как его обеспечить при отсутствии ставок? В ДОУ было всего два кружка, руководителями которых являлись педагоги дополнительного образования (рукоделие и конструирование из бумаги). Однако их качество и содержание не могло устроить ни родителей, ни воспитателей, ни руководство детского сада. Оставался один выход – привлечь собственные педагогические ресурсы. Воспитатели – люди творческие, к тому же, кто, как не они знают способности и склонности своих детей. Но дополнительная работа требовала дополнительной подготовки, и соответственно, оплаты. Проводить занятия с небольшой группой детей в рабочее время невозможно, так как не с кем оставить остальных детей (дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, когда помощник воспитателя уходит домой). Оставалось одно – пересмотреть рабочее время. Вторая смена была сокращена на один час, до 18.00, что высвободило в результате от одного до трех часов в неделю. Исключение составила подготовительная группа, воспитатели которой занимаются проектом Нестле «Разговор о правильном питании» и имеют возможность реализовать его в свое рабочее время.
Каждый педагог выбрал направление в зависимости от личных способностей и потребностей детей. Таким образом, в ДОУ появилась своя сеть дополнительного образования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
- «Театр маленьких актеров». Драматизация, подготовительная группа, музыкальный руководитель С.М.Линник.
- «Лакомка». Разговор о правильном питании, подготовительная группа, воспитатели В.М.Минина и Л.А.Кузнецова.
- «Волшебное тесто». Лепка из теста, подготовительная группа, воспитатель О.Я.Цепляева.
- «В гостях у сказки». Театральная деятельность, старшая группа, воспитатель Т.И.Писаренко.
- «Космическое путешествие». Знакомство с космосом детей дошкольного возраста, воспитатель Н.С.Шеломенцева.
- «Вырезай-ка». Аппликация, старшая группа, воспитатель Н.С.Андреева.
- «Непоседы». Ритмическая гимнастика, вторая младшая группа, воспитатель Е.И.Костюченко.
- «Радуга». Рисование, старшая группа, воспитатель Т.И.Писаренко.
Все направления деятельности оформлены как проектные работы. Кроме того, создание дополнительного образования дало толчок для формирования творческих групп, где педагоги обсуждают возникшие трудности, делятся педагогическим опытом.
2007/2008 учебный год стал отправной точкой в повышении качества управления образованием. Стратегия развития ДОУ определилась как деятельность, направленная на повышение престижа, имиджа детского сада.
Литература.
- Казакова И.Н. Привлечение внебюджетных средств в ДОУ // Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М., 2006.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.