Актуальность и проблемы
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни и благополучия человека, основой для самореализации и самовыражения личности. На фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное и социальное.
Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского и подросткового населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными и экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенностями развития учащихся. Решать данную проблему можно только на научной основе в рамках государственной политики по данному вопросу. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010г., одной из основных характеристик качества школьного образования является соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся.
Известно, что объективными факторами, влияющими на здоровье учащихся, являются следующие: организация учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организация режима учебного дня, двигательная активность, требования к организации медицинского обслуживания и питания. Кроме них существует ряд субъективных факторов. Главный из них – низкий уровень сформированности культуры здоровья. Осознание необходимости заботы о собственном здоровье не стало убеждением большинства людей. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, является актуальнейшей задачей.
Обоснование актуальности разработки для МОУ СОШ №3 г.Ноябрьска. Анализ образовательных и ресурсных возможностей школы для реализации проекта.
Школа №3 г. Ноябрьска реализует Программу развития «Школа самовыражения» до 2010 года. Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы - раскрытие возможностей и способностей учащихся. «Школа самовыражения» – это образовательное учреждение, которое эффективно содействует развитию личностных качеств и способностей учащихся. Одним из основных направлений реализации Программы развития является сохранение и укрепление здоровья школьников.
Анализ показателей состояния здоровья учащихся в нашей школе по результатам углубленного медицинского осмотра и результатам внутришкольной медицинской документации указывает на ухудшение состояния здоровья детей и подростков за последние годы по отдельным параметрам: зрение, осанка. Кроме того, имеет место высокий уровень заболевания школьников и снижение качественной успеваемости учащихся по ряду предметов учебного плана за последние два года. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса позволит каждому ученику получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам без ущерба, нанесенного здоровью.
Педагогический коллектив школы обладает значительным профессиональным потенциалом и высоким уровнем квалификации, необходимыми для реализации проекта. По итогам аттестации педагогических кадров на сентябрь 2007 года категорийность составляет 71%. В школе имеется хорошая материальная база: 2 игровых спортивных зала, гимнастический зал, борцовский зал для занятий по греко-римской борьбе, зал для занятий шейпингом, плавательный бассейн, тренажерный зал, стадион, спортивная площадка, медицинские кабинеты, кабинет логопеда, психолога, комьютерная программа БОС «Логотерапевтический», комьютерная программа «Мониторинг физического развития и здоровья школьников».
Учителя и педагоги дополнительного образования используют в практической деятельности здоровьесберегающие образовательные технологии, 4 педагога прошли курсовую подготовку по технологии «БОС». Работают 3 педагога-психолога, 4 логопеда и преподаватель логоритмики. Созданы группы ЛФК в бассейне и спортивном зале. В соответствии с приказом Комитета по образованию Администрации муниципального образования г.Ноябрьск №513-од от 02.10.2002г. «Об исполнении приказа Департамента образования администрации ЯНАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в муниципальных образовательных учреждениях ЯНАО №593 от 18.09.02г.», школа была определена городской экспериментальной площадкой по введению третьего урока физической культуры в учебный план школы. В рамках эксперимента была разработана и реализована программа «Введение третьего часа физической культуры в учебный план общеобразовательной школы». Во 2 – 6 классах ведутся уроки плавания. В блоке дополнительного образования эффективно работает центр «Белый медведь», включающий занятия по греко-римской борьбе, баскетболу, футболу, аэробике, туризму. Работа школы обобщена и представлена в 2003 году на окружном семинаре-совещании по теме «Роль и современное состояние преподавания физкультуры и ОБЖ в формировании здоровья детей и подростков в условиях Крайнего Севера». На городских семинарах: 2004г. – по теме «Пути формирования мотивации здорового образа жизни и осознанного негативного отношения к употреблению психоактивных веществ», 2005г. – по теме «Физическое воспитание в школе как условие сохранения здоровья учащихся в районе Крайнего Севера». Следует отметить высокую результативность участия воспитанников школы в спортивных соревнованиях и конкурсах. За последние 5 лет школа воспитала 4-х мастеров спорта, 7 кандидатов в мастера спорта, 19 перворазрядников, 16 - воспитанников второго разряда. Но это только отдельные учащиеся школы. Проводятся акции здоровьесберегающей направленности («Мы выбираем» и др.). Коллектив школы сотрудничает с представителями Федеральной службы наркоконтроля. Проводятся ученические конференции с привлечением специалистов наркодиспансера, Федеральной службы наркоконтроля.
Вместе с тем, результаты проведённых социологических исследований учащихся школы и их родителей, случаи уклонения некоторых учащихся школы от занятий физической культурой свидетельствуют о недостаточном на сегодняшний день уровне сформированности навыков здорового образа жизни. Приложение 1
Сфера использования: общеобразовательные школы
Цели и задачи, решаемые в результате проекта
Цель: создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся и системы мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Задачи:
- развитие активной здоровьесберегающей среды;
- создание системы мотивации учащихся, родителей и учителей школы на сохранение и укрепление здоровья;
- освоение основ культуры здоровья;
- расширение физического потенциала учащихся, укрепление психического и нравственного здоровья школьников;
- внедрение современных методов мониторинга физического развития учащихся;
- использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье учащихся.
Ожидаемые результаты
1.Создание активной здоровьесберегающей среды в школе, способствующей сохранению здоровья, мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.
2.Снижение уровня заболеваемости учащихся.
3.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
4.Обеспечение статистического учета, контроля и анализа полноценного сбалансированного питания.
5.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
6.Высокий уровень понимания участниками образовательного процесса ценности физического образования и физического здоровья.
Целевые индикаторы реализации проекта
Эффективность реализации Проекта определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты, обозначенные в Федеральной целевой программе развития образования и в городской целевой программе «Развитие системы образования города Ноябрьска до 2010 года». Эти приоритеты связаны с обеспечением доступности качественного образования, эффективностью работы школы. Приложение 2.
Новизна разработки
Новизна проекта заключается в использовании комплексного подхода к здоровьесбережению учащихся, системного подхода к формированию навыков культуры здоровья в рамках программы «Культура здоровья» и оцениванию результатов обучения, при котором учитываются предметная, деятельностная и ценностная структуры образованности.
Качество образования по вопросу здоровьесбережения получает своё системное выражение в ценностных ориентациях личности и раскрывается в составляющих качества образованности: предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентационная.
Уровень проработанности проекта: экспериментальный этап.
Содержание проекта
Главная задача педагогического коллектива заключается в развитии имеющейся здоровьесберегающей среды и создании условий для освоения минимума содержания программы «Культура здоровья».
Основными компонентами реализации проекта являются:
- благоприятный микроклимат;
- мониторинг состояния здоровья учащихся школы;
- оптимизация системы физкультурно-массовых мероприятий;
- оптимизация системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
- оптимизация системы психологической помощи учащимся (организация адаптационного периода, формирование положительного психологического климата в школьном коллективе, индивидуальная работа с детьми «группы риска»;
- организация просветительской работы с педагогами, учащимися и родителями по вопросам сохранения и улучшения здоровья учащихся школы (система ежемесячных классных часов, лекций);
- освоение учащимися минимума содержания программы «Культура здоровья» с учётом следующих составляющих качества образованности.
Развитие активной здоровьесберегающей среды в школе предполагает организацию всего образовательного процесса на основе принципов здоровьесберегающей педагогики: оздоровительной направленности, непрерывности, активного обучения, комплексного подхода и др.
Школа со здоровьесберегающей средой – это такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно-меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой есть методики обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья.
Минимум содержания программы «Культура здоровья» включает в себя следующие обязательные направления:
1.Системные представления о роли физического образования в физической культуре личности, значение физической культуры в культуре здоровья и общей культуре личности.
2.Валеологическое направление.
3. Адаптивная физическая культура.
4.Нетрадиционные виды физической культуры.
5.Сведения о видах спорта ациклического и циклического характера, зимних видах, игровых видах, водных видах и профессионально-прикладной физической подготовке.
В основные принципы и понятия программы «Культура здоровья» входят:
Понимание человека как саморегулирующейся системы, знание особенностей и состояния личного здоровья. Понимание принципов и ценностей культуры здоровья. Знание о единстве физического, психического и духовного здоровья и путей его сохранения. Владение способами самооздоровления, умение организовать активный отдых, используя различные спортивные, народные игры, туризм и т.д. Формирование здорового образа жизни. Осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни. Признание ценности гармоничных отношений между людьми.
Системные представления о роли физического образования в физической культуре личности и значении физической культуры в общей культуре личности включают знания о сущности, структуре и содержании физического образования, физической культуры, общей культуры.
Валеологическое направление предусматривает наличие у учащихся минимума знаний и умений по элементарной медицине, массажу и самомассажу, здоровому образу жизни, знаний о физиологии и психологии личности, которые следует учитывать для сохранения здоровья, а также формирование соответствующих умений и навыков.
Адаптивная физическая культура предусматривает наличие минимума знаний, умений и навыков в таких видах двигательной активности, как оздоровительный бег, оздоровительное плавание, различные виды туризма и ориентирования; основы фито- цвето- и музыкальной терапии.
Нетрадиционные виды физической культуры включают в себя элементарные умения и навыки по применению аутогенной и психорегулирующей тренировки, нервно-мышечной релаксации, пластической и диагональной гимнастики, знание основ ци-гуна, хатха-йога, восточных единоборств, видов дыхательных гимнастик и систем биологического оздоровления.
Сведения о видах спорта ациклического и циклического характера, зимних видах, игровых видах, водных видах, сведения о профессионально-прикладной физической подготовке предусматривают наличие у учащихся такого минимума знаний, умений и навыков, который позволяет им заниматься самостоятельно, автономно и непрерывно.
Комплексный подход к обучению и оцениванию достижений учащихся заключается в том, что качество образования не сводится только к знаниям, умениям, а характеризуется тремя составляющими:
предметно-информационной (формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира);
деятельностно-коммуникативной (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих её самоопределение и самовыражение);
ценностно-ориентационной (развитие ценностных отношений личности с целью её интеграции в современное общество и совершенствование этого общества).
I ступень.
Требования к уровню подготовки (образованности) обучающегося (выпускника)
Предметно-информационная составляющая образованности:
- представление о культуре здоровья и путях ее развития;
-знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;
- представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
-знание приемов самоконтроля.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;
-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести элементы точечного массажа, пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;
- умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;
-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- освоение основ культуры физического здоровья;
- овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;
-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы;
-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.
II ступень.
Требования к уровню подготовки (образованности) обучающегося (выпускника)
Предметно-информационная составляющая образованности:
-знание основ здоровья и физической культуры;
-знание одной из оздоровительных систем для решения личностных проблем;
-знание составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов, определяющих здоровье.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- осознанное владение знанием основ культуры здоровья и физической культуры;
-владение одной из оздоровительных систем для решения личностных проблем;
-расширение и применение знаний, умений и навыков физической культуры в практической деятельности;
-умение самостоятельно готовиться к занятиям и упражнениям, освоение разнообразных двигательных действий;
- применение специальных упражнений с целью профилактики простудных заболеваний;
-самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью освоения здорового образа жизни.
Средства:
Комплексы основной, гигиенической и других видов гимнастики, легкоатлетические упражнения, подвижные, народные и спортивные игры, танцы, элементы спортивных единоборств, плавание, передвижения на лыжах, велосипеде, коньках, другие виды двигательной деятельности, туризм, использование гигиенических процедур и гигиенических факторов.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-формирование потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;
-гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;
-отношение к здоровью как ценности, условию самореализации, самовыражения и социальной адаптации
-ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
III ступень
Требования к уровню подготовки (образованности) обучающегося (выпускника)
Предметно-информационная составляющая образованности:
- понимание человека как саморегулирующейся системы;
- понимание принципов и ценностей культуры здоровья;
- знание о единстве и особенностях физического, психического, социального и духовного здоровья и путей его сохранения;
- системные знания в области физкультурного образования;
- знание особенностей различных оздоровительных систем и их влияния на здоровье.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
- владение способами физического развития человека, самооздоровления, выживания в экстремальных ситуациях;
- умение использовать знания о своих индивидуальных особенностях и склонностях для углубленного освоения избранного вида физических упражнений и спорта, оздоровительной системы;
- самостоятельное построение тренировочного, оздоровительного или профилактического занятия, решение поставленных задач с учетом своих возможностей и жизненных планов;
- умение корректировать и дать оценку эффективности своей деятельности; контролировать физические и умственные нагрузки, основываясь на показателях функционирования систем организма и индивидуальных особенностях;
- применение приемов психосаморегуляции как в экстремальных ситуациях, так и в обыденной жизни;
- умение противостоять физической и психической агрессии;
- организация своего досуга, и досуга окружающих людей с помощью средств физической культуры;
- умение организовывать активный отдых, используя различные спортивные, народные игры, туризм и т.д., формирование здорового образа жизни;
- рациональное регулирование мышечных напряжений и расслаблений, точное выполнение движений в пространстве и времени;
- умение составлять индивидуальные комплексы и программы занятий для поддержания хорошего физического состояния.
Средства:
Комплексы общеразвивающих физических упражнений, виды спорта по выбору, ритмическая и атлетическая гимнастика, танцы; туризм, средства закаливания, гигиенические факторы, профессионально-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка, различные виды единоборств, аутогенная и психорегулирующая тренировка и др.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни;
- признание ценности гармоничных отношений между людьми;
- формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни, становление активной жизненной позиции.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья: соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека.
Таким образом, создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей, выработка навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды школы.
Сроки реализации проекта
1 этап - организационный (2006 - 2007 год)
На первом этапе реализации данного проекта предполагается:
1. Анализа санитарно - гигиенических, медико – психолого - педагогических условий обучения;
2. Совершенствование нормативно-правовой документации;
3.Перспективное планирование: система классных часов (1-11 классы), валеологическое содержание учебных предметов, план спортивно-массовых мероприятий, предметные недели по физической культуре, дни здоровья и др.
4. Приобретение различного оборудования для реализации проекта.
5.Разработка планирования по реализации программы «Культура здоровья».
2 этап - основной (2007-2009 учебный год)
Реализация проекта в соответствии с основными направлениями и требованиями к обучению и оцениванию достижений учащихся.
3 этап – обобщающий (2009 – 2010 учебный год)
Проведение анализа реализации проекта в разрезе направлений. Обобщение результатов деятельности.
Основные мероприятия по реализации проекта представлены в приложении №3
Схемы организации работы по проекту представлены в приложении 4
Управление реализацией проекта
Руководство проектом осуществляет координационный совет, в состав которого входят: руководитель проекта, члены координационного совета из числа администрации, педагоги школы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, врач-педиатр и узкие специалисты школы. В функции координационного совета входит планирование мероприятий, контроль за их реализацией, анализ выполнения.
Кадровое обеспечение:
1. Руководитель проекта |
1 |
9. Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества.
Методическое обеспечение:
1.Создание банка здоровьесберегающих технологий.
2.Подготовка методических рекомендаций, дидактического материала по вопросам здоровьесбережения.
3.Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения.
4.Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой, направленными на формирование здорового образа жизни.
5.Разработка рабочей тетради для учащихся «Культура здоровья» с учётом возрастных особенностей.
Материально-техническое обеспечение:
1. Приобретение класса-комплекта «БОС-Здоровье» на 12 посадочных мест.
2. Кабинет компьютерной психофизиологической диагностики и оборудование к нему.
3. Фильтры для очистки воды и соблюдения питьевого режима в каждом кабинете.
4. Приобретение в соответствии с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, систем освещения, оборудования классов.
5. Приобретение компьютерных программ: СИРС, комплект «Логопед», «Мониторинг физического развития и здоровья школьников, «Психологический мониторинг».
6. Проведение текущего ремонта спортивных помещений школы.
7. Приобретение спортивного инвентаря.
Смета расходов, предусматриваемых на реализацию проекта представлена в приложении 5.
Перспективы дальнейшего развития проекта
1.Расширение возможностей дополнительного образования в формировании валеологических знаний, умений и навыков на основе интеграции учебно – воспитательного процесса и дополнительного образования.
2.Открытие на базе школы спортивного профиля.
3. Увеличение количества уроков физической культуры в учебном плане школы при обучении детей с задержками психического развития.
4.Внедрение здоровьесберегающих технологий и методик: БОС, БАТ (массаж биологически активных точек), фитопрофилактика, офтальмотренажёры.
5. Введение в учебный план элективного курса «Здоровье с детства».
6. Создание на базе школы «Клуба здорового образа жизни» с участием родителей и общественности.
Возможности распространения
Опыт работы может быть использован любой общеобразовательной школой, планирующей введение здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса при условии понимания:
-из каких элементов состоит система здоровьесберегающего образования;
-как эти элементы можно качественно и количественно оценить при анализе эффективности этого инновационного педагогического подхода.
Возможно, распространение опыта возможно через СМИ, обмен опытом по здоровьесбережению учащихся на уровне города и округа.
Социальный эффект от реализации проекта
Настоящий целевой проект направлен на улучшение здоровья школьников. Реализация проекта основывается на системном подходе, включающем согласованную деятельность всех участников образовательного процесса. Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса удовлетворяет широким образовательным запросам учащихся, родителей и общества, соответствует правовым требованиям со стороны государства, позволяет сделать процесс развития учащихся более социально ориентированным и направленным на решение значимых для общества проблем. Целевой проект способствует целостному развитию личности, её успешной социализации в обществе.
Нормативное основание для разработки проекта:
Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ.
Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи» от 29.12.01г.. №916.
Федеральная Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений.
Концепция развития российского образования до 2010 года.
Приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье».
Постановление Правительства РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 № 44.
Образцы заданий по формированию мотивации учащихся на здоровый образ жизни представлены в приложении №6.
Литература:
- Базарный В. Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. — Новосибирск: Наука,1991.
- Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. — Сергиев Посад, 1995.
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
- Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. — Сергиев Посад, 2004.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома. - М.: АРКТИ, 2005.
- Баранов АА. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты // Российский педиатрический журнал. — 1999.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. — М, 2004.
- Кучма В.Р. Школа — друг? Не всегда // Медицинская газета. — 20.04.2005.
- Матвеева Н.А. и др. Оценочные таблицы физического развития школьников г. Горького: Метод, указания. — Горький, 1973.
- Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2005.
- Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. — М.: Лист нью, 2001.
- Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л А. Родителям XXI века: как воспитать здорового ребенка. — М.: Знание, 1998.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005