ЦЕЛЬ:
- познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
- ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях
- применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
- развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной
- коммуникации.
ВЕДУЩИЙ: Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»
Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
(ответы детей)
ВЕДУЩИЙ: Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. .А теперь давайте подумаем, что же такое конфликты?
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуаций и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя, чаще всего, конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность. Есть различные виды конфликтов – внешний и внутренний. Первый виден всем, а второй происходит в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Например – тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете?
(Ответы детей)
ВЕДУЩИЙ: А какие конфликты в последнее время случались у вас?
(Ответы детей)
ВЕДУЩИЙ: Какие чувства вы тогда испытывали?
(Ответы детей)
ВЕДУЩИЙ: Предлагаю вам познакомиться в временными моделями конфликтных реакций.
1. Вулкан (непредсказуемые вспышки)
2. Глиняный горшок (медленно разогревается)
3. Волна (спорный вопрос кажется решённым, но позже поднимается снова)
4. Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид не высказывает никакой ракции)
5. Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)
ВЕДУЩИЙ:Также существуют рекомендации как управлять собой и окружающими.
1. Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
2. Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
3. Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
4. Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.
5. Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.
ВЕДУЩИЙ: Иногда в результате спора, конфликтной ситуации происходят какие-то положительные изменения в жизни человека, но чаще это неприятности и неприятные эмоции. Давайте послушаем, как вы предпочитаете выходить из конфликтных ситуаций.
Конечно, в зависимости от ситуаций вы поступаете по-разному. Мы разобьемся на группы и проинсценируем несколько ситуаций. И сразу попробуем решить, как можно было конструктивно, положительно решить эти конфликты.
(после инсценировки ситуаций конфликта, инсценируется конструктивный выход из сложившейся ситуации)
ВЕДУЩИЙ: Мы подошли к основным правилам разрешения конфликтов:
- в конфликте не бывает победителей.
- встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами»
- детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.
- расскажите о своих чувствах в данной ситуации.
- выслушайте оппонента- не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.
- не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации.. (Я хотел бы… Я вас прошу…)
- контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей)
ВЕДУЩИЙ: Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт. А теперь подведём небольшой итог. Что мы сегодня узнали?
(дети рассказывают о своих впечатлениях).
ВЕДУЩИЙ: Надеюсь, что у нас больше не будет конфликтных ситуаций и вы всегда с честью выйдете из любой спорной ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Разработка урока психологии по теме «Конфликт. Стили разрешения конфликтов» Полетыкина С.В.
- Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов (Хрестоматия по социальной психологии)-М., Международная педагогическая академия, 1994
- Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога, М., Просвещение,2005
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х томах. М., 2001