Урок географии в 8-м классе "Пустыня знакомая и незнакомая"

Разделы: География


Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности

Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.

Задачи:

Образовательные - содействовать формированию представления о пустыне как о природном комплексе.

Развивающие

1. содействовать развитию  умения  выделять главное, сравнивать, анализировать, развивать воображение

2. содействовать формированию умения у школьников  работать с картой

3. содействовать развитию рефлексии деятельности.

Воспитательные - содействовать формированию  коммуникативных качеств.

Оборудование: атласы «География России» 8-9 класс для двух групп, тексты из произведения А.Экзюпери «Планета людей» для третьей группы  и из хрестоматий – для четвертой группы, мультимедийный проектор со слайдами к уроку, экран, рисунки, чемодан, магниты.

Ход урока

Слова учителя: Добрый день! Я рада вас видеть сегодня на уроке, и надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.

Длинной холодной зимой всегда хочется чего-то теплого, яркого, необычного. И таким необычным может быть … путешествие в поисках неизвестного.

Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Назад листая календарь.

Взяла я календарь, открыла его и увидела фрагмент карты. Время не пощадило страницы. Можно было только прочесть ….. (показывает на карте слово). (См. Презентацию 1.)

Ученики:  КУМА (ударение на второй слог, по ассоциации с  названием поселка в нашем районе)

Учитель: Сначала у меня, как и у вас,  мелькнула мысль, что это…

Ученики: Поселок Кума

Учитель: Но посмотрите внимательно на карту. Это очертания  нашего района?

Ученики: Нет 

Учитель: Тогда попробуйте определить какой это регион, и какие крупные географические объекты здесь изображены.

Ученики: Каспийское море, р. Волга,  дельта Волги, Прикаспийская низменность, г. Кавказ, р. Кума.

Учитель: Только не Кума, а Кума (ударение на первом слоге). Путешественников всегда притягивала неизвестное. Может быть, здесь, на берегах р Кумы  мы встретим то, что уже знакомо нам, а также  увидим то, с чем мы  пока еще незнакомы  (на доске в месте написания темы появляются слова «знакомая» и «незнакомая»)

- Согласны ли вы отправиться в путешествие? Отправляясь в путешествие, поставим перед собою цель. Какова же она?

Ответы учащихся.

Учитель обобщает варианты ответов и на доске обозначает цели:

  • изучить ландшафт
  • учиться применять знания в различных ситуациях

Учитель: Пусть девизом нашего путешествия станут слова Михайло Ломоносова «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».

(учащиеся комментируют, что может подразумеваться под словами «велико и прекрасно»)

Учитель: Цель поставлена! Девиз есть! Что еще необходимо для путешествия?

Учащиеся отвечают

Учитель: Конечно,  нужно:

1. Разработать маршрут

2. Подготовить снаряжение

3. Получить информацию о районе путешествия.

Учитель: Чтобы  подготовка прошла быстрее, каждая группа получает  свое задание, а затем мы объединим результаты. При этом

Научимся терпенью, уважению
Мы в поисках совместного решения.

(эти слова появляются на доске в качестве  третьей цели)

Учитель: I группа – разрабатывает маршрут путешествия, описывая природные зоны, через которые он будет проходить (карточка №1 (Приложение 1) и слайды (Презентация 2))

II группа – определяет особенности климата местности по климатической карте (карточка №2)

III, IV группа – знакомятся с регионом по литературным источникам (карточка №3)

Учитель: Группы выполнили свою работу, результат которой мы отразим в схеме «паучок». Я предлагаю вам взять ручки и вместе со мной создать образ нашей незнакомки.

(заполнение «паука»), общий вид которого представлен ниже.

Учитель: Как же зовут нашу незнакомку?  (выводит учащихся в случае затруднения на слово «пустыня» и записывает его в центре «паучка» и в теме урока.

ПУСТЫНЯ ЗНАКОМАЯ И НЕЗНАКОМАЯ

Ребята, она для вас незнакома или вы о ней что-то знали? (Значками ! и ? в «паучке» отмечают то, что знакомо и ново).

Учитель: Зная особенности пустыни, вы легко подготовите снаряжение. На доске 4 ряда рисунков – для каждой – свой.(различные виды напитков, обуви головных уборов, одежды). Вы должны из них выбрать те, которые возьмете с собой и обосновать свой выбор.

Учащиеся по одному из группы выбирают предмет и обосновывают свой выбор. Учитель в случае неправильного выбора предлагает учащимся из других групп назвать свой вариант выбора.

Учитель:  Вот  теперь все готово. И мы можем отправиться в путь! Удачи! (гул самолета, смена слайдов на экране).

Первый кадр: поселок Междуреченский, вид сверху. Скажем ему «до свидания». Ну а чтобы время пролетело незаметно, 1 группа, которая изучала маршрут,  расскажет нам о том, что мы можем увидеть под крылом самолета.

Сменяются слайды с видом

  • Тайги (Западно-Сибирская равнина)
  • Смешанные леса Урала
  • Степь
  • Пустыня
  • р. Волга, учащиеся называют зоны и объясняют, по каким признакам определили.

Учитель: В устье р. Волги среди песков находится совершенно оазис – Волго-Ахтубинская пойма. Здесь, для сохранения уникального животного и растительного мира в 1919г. был создан Астраханский заповедник. Только тут вы можете увидеть знаменитый цветок лотоса, именно здесь выращивают красные, сочные, ароматные, сахарные арбузы, помидоры.

Слайд с изображением пустыни.

Слайд физической карты «Северный Кавказ и Поволжье».

Учитель: Обратите внимание, что пустыни в России занимают небольшую территорию и протянулись от границы с Казахстаном до р. Терек

Слайд: Самолет над пустыней.

Учитель: полдень, температура в месте посадки +35,  осталось всего 60 км до пункта нашего назначения. Нас уже ждут.

  • Голос (из компьютера) «Просьба пристегнуть ремни. Наш самолет совершает вынужденную посадку»
  • Голос: «Просьба всем быстро покинуть самолет»

Учащиеся выходят к доске.

Учитель: Мы должны принять решение.

  • Оставаться и ждать помощи.
  • Идти к пункту назначению.
  • Если вы не определились  с выбором, можете остаться посредине и выслушать аргументы каждой группы, после чего присоединиться к одной из них.

Учитель: А теперь каждая  группа приводит доводы в пользу своего решения.

Если эти аргументы  вас убедили, вы можете перейти.

Учащиеся совместно с учителем разбирают варианты выбора.

Учитель: Да, я  согласна, что надо остаться. И пока нас ищут, я надеюсь, что это произойдет быстро, предлагаю вспомнить цели нашего путешествия (учащиеся возвращаются к целям и обосновывают их достижение)

- Что вы о ней узнали нового?

Учащиеся отвечают

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вам дважды пришлось принимать решение. Помогли ли в этом вам знания о пустыне?

(заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: В  успешном достижении поставленных целей нам помогло то, что мы учились

Терпенью, уважению в поисках совместного решения.

У каждого из вас сложился свой образ пустыни. Но люди, побывавшие  в пустыне, говорят: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты – величайшее в мире богатство.

- О чем эти слова?

Ученики: О  воде

Учитель: А можете ли вы доказать что вода – это жизнь?  (группа, работавшая с текстом А. Экзюпери, приводят пример того, как путешественники получали скудные капли воды с помощью парашюта; друга группа говорит о приспособлении животных и растений пустыни).

Учитель:  Именно благодаря воде весной, когда идут кратковременные дожди и тает снег, появляется чудо: пустыня зацветает. Огромное море красных маков. Правда через день они завянут, т.к. все растения – эфемеры (поясняет). Это то, что, наверное, вы не знали о пустыне.

Исследовав, мы увидели, что пустыня может быть не только сухой и безжизненной, но и прекрасной. И в этом – величие природы (обращает внимание с помощью жеста на эпиграф).

Сегодня наше путешествие  закончено, но я надеюсь, что вам удастся побывать в разных уголках нашей страны, и вы  увидите, насколько велика и прекрасна природа и вспомните слова:

А нам природа – мать.
Он отдаст нам все.
Бери, но не уродуя
Извечной красоты
Для суетных затей.

Учитель благодарит ребят за урок и прощается с ними и предлагает взять  памятки о том, как вести себя в экстремальных ситуациях природного характера (Приложение 2) и выполнить домашнее задание.