Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные - содействовать формированию представления о пустыне как о природном комплексе.
Развивающие
1. содействовать развитию умения выделять главное, сравнивать, анализировать, развивать воображение
2. содействовать формированию умения у школьников работать с картой
3. содействовать развитию рефлексии деятельности.
Воспитательные - содействовать формированию коммуникативных качеств.
Оборудование: атласы «География России» 8-9 класс для двух групп, тексты из произведения А.Экзюпери «Планета людей» для третьей группы и из хрестоматий – для четвертой группы, мультимедийный проектор со слайдами к уроку, экран, рисунки, чемодан, магниты.
Ход урока
Слова учителя: Добрый день! Я рада вас видеть сегодня на уроке, и надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.
Длинной холодной зимой всегда хочется чего-то теплого, яркого, необычного. И таким необычным может быть … путешествие в поисках неизвестного.
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Назад листая календарь.
Взяла я календарь, открыла его и увидела фрагмент карты. Время не пощадило страницы. Можно было только прочесть ….. (показывает на карте слово). (См. Презентацию 1.)
Ученики: КУМА (ударение на второй слог, по ассоциации с названием поселка в нашем районе)
Учитель: Сначала у меня, как и у вас, мелькнула мысль, что это…
Ученики: Поселок Кума
Учитель: Но посмотрите внимательно на карту. Это очертания нашего района?
Ученики: Нет
Учитель: Тогда попробуйте определить какой это регион, и какие крупные географические объекты здесь изображены.
Ученики: Каспийское море, р. Волга, дельта Волги, Прикаспийская низменность, г. Кавказ, р. Кума.
Учитель: Только не Кума, а Кума (ударение на первом слоге). Путешественников всегда притягивала неизвестное. Может быть, здесь, на берегах р Кумы мы встретим то, что уже знакомо нам, а также увидим то, с чем мы пока еще незнакомы (на доске в месте написания темы появляются слова «знакомая» и «незнакомая»)
- Согласны ли вы отправиться в путешествие? Отправляясь в путешествие, поставим перед собою цель. Какова же она?
Ответы учащихся.
Учитель обобщает варианты ответов и на доске обозначает цели:
- изучить ландшафт
- учиться применять знания в различных ситуациях
Учитель: Пусть девизом нашего путешествия станут слова Михайло Ломоносова «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».
(учащиеся комментируют, что может подразумеваться под словами «велико и прекрасно»)
Учитель: Цель поставлена! Девиз есть! Что еще необходимо для путешествия?
Учащиеся отвечают
Учитель: Конечно, нужно:
1. Разработать маршрут
2. Подготовить снаряжение
3. Получить информацию о районе путешествия.
Учитель: Чтобы подготовка прошла быстрее, каждая группа получает свое задание, а затем мы объединим результаты. При этом
Научимся терпенью, уважению
Мы в поисках совместного решения.
(эти слова появляются на доске в качестве третьей цели)
Учитель: I группа – разрабатывает маршрут путешествия, описывая природные зоны, через которые он будет проходить (карточка №1 (Приложение 1) и слайды (Презентация 2))
II группа – определяет особенности климата местности по климатической карте (карточка №2)
III, IV группа – знакомятся с регионом по литературным источникам (карточка №3)
Учитель: Группы выполнили свою работу, результат которой мы отразим в схеме «паучок». Я предлагаю вам взять ручки и вместе со мной создать образ нашей незнакомки.
(заполнение «паука»), общий вид которого представлен ниже.
Учитель: Как же зовут нашу незнакомку? (выводит учащихся в случае затруднения на слово «пустыня» и записывает его в центре «паучка» и в теме урока.
ПУСТЫНЯ ЗНАКОМАЯ И НЕЗНАКОМАЯ
Ребята, она для вас незнакома или вы о ней что-то знали? (Значками ! и ? в «паучке» отмечают то, что знакомо и ново).
Учитель: Зная особенности пустыни, вы легко подготовите снаряжение. На доске 4 ряда рисунков – для каждой – свой.(различные виды напитков, обуви головных уборов, одежды). Вы должны из них выбрать те, которые возьмете с собой и обосновать свой выбор.
Учащиеся по одному из группы выбирают предмет и обосновывают свой выбор. Учитель в случае неправильного выбора предлагает учащимся из других групп назвать свой вариант выбора.
Учитель: Вот теперь все готово. И мы можем отправиться в путь! Удачи! (гул самолета, смена слайдов на экране).
Первый кадр: поселок Междуреченский, вид сверху. Скажем ему «до свидания». Ну а чтобы время пролетело незаметно, 1 группа, которая изучала маршрут, расскажет нам о том, что мы можем увидеть под крылом самолета.
Сменяются слайды с видом
- Тайги (Западно-Сибирская равнина)
- Смешанные леса Урала
- Степь
- Пустыня
- р. Волга, учащиеся называют зоны и объясняют, по каким признакам определили.
Учитель: В устье р. Волги среди песков находится совершенно оазис – Волго-Ахтубинская пойма. Здесь, для сохранения уникального животного и растительного мира в 1919г. был создан Астраханский заповедник. Только тут вы можете увидеть знаменитый цветок лотоса, именно здесь выращивают красные, сочные, ароматные, сахарные арбузы, помидоры.
Слайд с изображением пустыни.
Слайд физической карты «Северный Кавказ и Поволжье».
Учитель: Обратите внимание, что пустыни в России занимают небольшую территорию и протянулись от границы с Казахстаном до р. Терек
Слайд: Самолет над пустыней.
Учитель: полдень, температура в месте посадки +35, осталось всего 60 км до пункта нашего назначения. Нас уже ждут.
- Голос (из компьютера) «Просьба пристегнуть ремни. Наш самолет совершает вынужденную посадку»
- Голос: «Просьба всем быстро покинуть самолет»
Учащиеся выходят к доске.
Учитель: Мы должны принять решение.
- Оставаться и ждать помощи.
- Идти к пункту назначению.
- Если вы не определились с выбором, можете остаться посредине и выслушать аргументы каждой группы, после чего присоединиться к одной из них.
Учитель: А теперь каждая группа приводит доводы в пользу своего решения.
Если эти аргументы вас убедили, вы можете перейти.
Учащиеся совместно с учителем разбирают варианты выбора.
Учитель: Да, я согласна, что надо остаться. И пока нас ищут, я надеюсь, что это произойдет быстро, предлагаю вспомнить цели нашего путешествия (учащиеся возвращаются к целям и обосновывают их достижение)
- Что вы о ней узнали нового?
Учащиеся отвечают
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вам дважды пришлось принимать решение. Помогли ли в этом вам знания о пустыне?
(заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: В успешном достижении поставленных целей нам помогло то, что мы учились
Терпенью, уважению в поисках совместного решения.
У каждого из вас сложился свой образ пустыни. Но люди, побывавшие в пустыне, говорят: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты – величайшее в мире богатство.
- О чем эти слова?
Ученики: О воде
Учитель: А можете ли вы доказать что вода – это жизнь? (группа, работавшая с текстом А. Экзюпери, приводят пример того, как путешественники получали скудные капли воды с помощью парашюта; друга группа говорит о приспособлении животных и растений пустыни).
Учитель: Именно благодаря воде весной, когда идут кратковременные дожди и тает снег, появляется чудо: пустыня зацветает. Огромное море красных маков. Правда через день они завянут, т.к. все растения – эфемеры (поясняет). Это то, что, наверное, вы не знали о пустыне.
Исследовав, мы увидели, что пустыня может быть не только сухой и безжизненной, но и прекрасной. И в этом – величие природы (обращает внимание с помощью жеста на эпиграф).
Сегодня наше путешествие закончено, но я надеюсь, что вам удастся побывать в разных уголках нашей страны, и вы увидите, насколько велика и прекрасна природа и вспомните слова:
А нам природа – мать.
Он отдаст нам все.
Бери, но не уродуя
Извечной красоты
Для суетных затей.
Учитель благодарит ребят за урок и прощается с ними и предлагает взять памятки о том, как вести себя в экстремальных ситуациях природного характера (Приложение 2) и выполнить домашнее задание.