Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Для решения проблемы сохранения жизни на планете Земля коллектив дошкольного учреждения придает большое значение периоду дошкольного детства в воспитании и становлении личности ребенка.

Воспитательная система ДОУ построена на основе авторской модели «ЭКОЦВЕТ» (цветная экология на Крайнем Севере). Составители: заведующая Н.В. Логинова, старший воспитатель Л.И. Васильева.

Миссией воспитательной системы является приобщение ребенка к миру человеческих ценностей, его свободное самоопределение в мире. Он – значимая и равная единица мира: «Я» = «МИР»

Позиция ребенка: «Я» - личность, «Я» - живой организм.

Рассматривается как самореализация личности и саморазвитие. У детей формируется целостная система знаний о природе, обществе и человеке.

Стратегическое направление отражает современные требования модернизации развития образования в России: гуманизацию, индивидуализацию, социализацию, создание нового педагогического пространства, ресурсообеспечения.

Главная стратегическая цель – воспитание гражданина демократического  общества, выработка и реализация нового качественного целостного подхода к воспитанию.  Модель воспитательной системы объединяет детей всех возрастов от 1 года до 7 лет. Рассматривается как целое и как часть: природы, социума, общечеловеческой культуры.

Ее основой является личностно-ориентированная модель работы с детьми.

Детское экологическое движение ЭКОРАД создано с целью  показать ребенку красоту окружающего мира, обогатить его духовный мир яркими событиями, делами, встречами, открытиями, заложить начальный базис личной экологической культуры.

Э – экологическая

К – краеведческая

О – организация

Р – российских

А – апатитских

Д – дошкольников

ЭКОРАД – (ЭКО – экология), (РАД – радости).

Воспитательная технология детского движения ЭКОРАД имеет свою символику: гимн, девиз, форму, вымпел, газету «Экошка». Газета выходит 1 раз в месяц и состоит из разделов: «Календарь природы», «Вести из «Радости», «Экошкина школа», «Говорят дети», «Родительская», «Экологический калейдоскоп» (где отражены результаты акций)    и др.  Ее авторы – наши воспитанники, педагоги и родители.

При решении задачи воспитания Экологического человека используется педагогическая модель, основанная на принципах интеграции и экологизации всех видов деятельности ребенка, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Приоритетные для дошкольного возраста направления развития детей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-личностное – реализуются на основе сочетания чувственного и рационального познания, но на уровне, соответствующем их возрасту.

Чувственное восприятие более значимо для дошкольника в силу того, что деятельность его многоаспектна.

«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца»,- писал В.А. Сухомлинский. Гармоничная жизнедеятельность возникает из гуманного мировоззрения, из тонкого чувствования и восприятия мира, из любви ко всему миру.

Воспитание в ДОУ направлено на сознательное саморазвитие и самореализацию личности ребенка в процессе его разносторонней жизнедеятельности, осознания им целостности мира как единства природной, социальной и духовной среды его обитания.

Непосредственное общение с природой, практическая природоохранная деятельность воспитывает в детях уважение к природе, бережное отношение к среде жизни, формирует сознание экологической ответственности.

Занятия познавательного цикла, музыкальные, по изобразительной деятельности обеспечивают мультикультурное воспитание. Приобщение детей к собственным традициям и культуре воспитывает в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. Формирование представлений о человеке в истории и культуре вводит дошкольников в мир культуры других народов, приобщает к культуре мира.

Процесс воспитания связан с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами и нормами поведения в обществе. Осознание своего «Я», своих возможностей, умение понять партнера, его возможности и выстроить на этой основе отношения – все это воспитывает чувство толерантности, терпимости к мнению других, умение признавать и уважать прав других.

В ДОУ дети и взрослые испытывают чувство комфортности, удовлетворенности и защищенности. Предметно-развивающая среда несет высокую культуру интерьера, созданного  руками детей, родителей и сотрудников,  радуют и интересуют дошколят: экомузей, зимний сад, бассейн, на участке: уголок леса, ягодник, огород, фитополяна. Заботятся дети о птицах, животных и растениях. Совместная жизнедеятельность педагогов, детей и родителей строится на основе гуманистических ценностей (самоуважение, доверие, доброжелательность).

Воспитательная система рассматривается как социально-открытая, так как она имеет множество связей и отношений. Дети общаются в разновозрастных сообществах при организации рейдов, экскурсий, праздников, спектаклей, практической и продуктивной деятельности. Организованы «Дни открытых дверей», «Школа молодых родителей».

Приложение 1.