Блок–схемы с творческими заданиями как средство активизации мыслительной деятельности студентов по дисциплине "Основы права"

Разделы: Общепедагогические технологии


Активизация мыслительной деятельности студентов – одна из первостепенных задач современного педагога. И это подтверждают работы многих педагогов-исследователей. Хотелось бы добавить, что идеальный студент (ученик) – это студент (ученик), который учит, знает и умеет больше, чем это хотелось бы преподавателю. Мало иметь какие-либо способности – их необходимо развивать, особенно в условиях активного развития информационных технологий и постоянно изменяющейся внешней среды. Именно поэтому мы решили обратиться к проблеме обсуждения способов активизации мыслительной детальности студентов.

Преподавание учебного предмета «Основы права» ведется по программе, разработанной в соответствии с требованиями, установленными государственным стандартом.

Основная цель курса «Основы права»  - формирование у студентов системно-целостного подхода к анализу, пониманию и осмыслению государственно-правовых процессов, правовой культуры. 

Основные задачи курса:

  • раскрыть основные составляющие системы права и государства;
  • активизировать мыслительную деятельность студентов, развивать способность логического мышления;
  • способствовать формированию законопослушного гражданина. 

Структура и содержание данного курса позволяют формировать основы правовой культуры, развивать логическое мышление студентов в процессе обучения. Курс «Основы права» является  достаточно объемным и сложным, т.к. большой объем понятийного аппарата представляется усложняющим фактором для наилучшего усвоения материала. Студентам приходится работать не только с учебным материалом, но и с нормативной документацией, информационными сообщениями, научной литературой и т.д. При этом необходимо учитывать и тот фактор, что законодательство постоянно подвергается изменениям. Поэтому перед педагогами встает нелегкая задача формирования конкретных умений, знаний и навыков с учетом вышеперечисленных факторов.

На сегодняшний день в данной области существует огромное количество разработок, главная цель которых помочь студентам использовать свой творческий потенциал на максимальном уровне. Успех учебной деятельности, на наш взгляд, во многом зависит от способности студентов строить свою учебную деятельность и выбирать наиболее адаптированные способы ее осуществления.

Для того, чтобы облегчить этот процесс, нами предлагается следующий вариант организации учебных занятий по учебной дисциплине «Основы права». Мы считаем, что такие виды работ, как проведение теоретических исследований, изучение специальной и учебной литературы следует отдавать на самостоятельное изучение. Очевидно, что этот процесс осуществляется под систематическим контролем преподавателя.

Сама система организации учебно-исследовательской деятельности студентов проходит в два этапа. На первом этапе новый материал анализируется с применением блок-схемы, что позволяет систематизировать знания, облегчить усвоение материала. Использование схемы может быть многоцелевым: как готовый материал, конспект урока, образец. Л.Н. Гумилев отмечал, что схема – это целенаправленное обобщение материала, она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко, - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу. Блок-схемы урока позволяют решить учебную задачу, заключающуюся в систематизации полученной информации таким образом, чтобы понятийный аппарат предмета и действий были представлены целостной системой, где каждый элемент и взаимосвязь нескольких элементов даны в развернутом виде.

Приведем пример возможного использования блок-схемы в качестве образца. Так, в процессе работы над темой «Законотворческий процесс», студенты работают с Конституцией РФ и на основании данного нормативного акта пытаются построить схему принятия законов органами государственной власти. В процессе самостоятельной работы студентов с учебником, нормативным документом и иным материалом при составлении конспекта блок-схема будет являться сравнительным образцом, с которым студенты могут сопоставить изученное и дополнить или справить свою работу. Примеры блок-схем приведены в приложении 1.

На втором этапе идет работа с понятийным аппаратом: термины, которые анализируются на занятии выносятся в отдельный блок с целью наилучшего усвоения.

На третьем этапе подключаются творческие задания, с помощью которых полученный материал закрепляется, ряд творческих заданий можно перенести на дом. Это может быть задание следующего плана: дополнить таблицу, схему; привести примеры сказок, былин, легенд, где бы были отражены нормы поведения; составить схему управления государством и догосударственным обществом и сравнить их и т.д.  Такие задания позволяют не только закрепить полученные знания, но и повысить интерес к изучаемой дисциплине, активизировать мыслительную деятельность студентов. Кроме этого, блок-схемы позволяют использовать потенциал межпредметных связей.

Таким образом, в конце занятия  у студентов  в тетрадях появляется блок-схема конспекта урока, понятия определенной темы, и наглядное закрепление пройденного материала в виде творческих заданий. По схеме проводится первичное закрепление, осознание и осмысление учебного материала, применение знаний и умений в различных ситуациях. Совместно созданная схема помогает учащимся в подготовке домашнего задания, повторения учебного материала перед контролем. Такие блок-схемы являются раздаточным материалом.

В заключение хотелось бы отметить, что опыт использования блок-схем показал  целесообразность в работе со студентами технического колледжа по дисциплинам гуманитарного цикла. На наш взгляд, блок – схемы с творческими заданиями способствуют активизации мыслительной деятельности студентов технического колледжа.