В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ДОУ с семьей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи, специалисты используют разные формы взаимодействия с родителями: организуют встречи, проводят интервью, анкетирование, практикумы, тренинги, разрабатывают памятки. На протяжении нескольких лет для успешного сотрудничества в нашем ДОУ используется метод проектной деятельности, где педагоги, дети, родители выступают равноправными участниками. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития; совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.
Проекты социального педагога Серовой Ю.П.
«Что в имени тебе моём»
средние группы
Январь – февраль
1. Тип:
- творческий;
- краткосрочный.
Тема: «Что в имени тебе моём».
Участники: педагоги, родители, социальный педагог.
Итог: осознание родителями индивидуальных особенностей ребёнка, умение любить и уважать его таким, какой он есть.
2. Проблема
Для родителей:
- отсутствие тесных взаимоотношений с детьми;
- не удовлетворённость своим ребёнком.
Для педагогов:
- отсутствие интереса родителей к жизни детей в МДОУ.
Для социального педагога:
- не желание родителей сотрудничать с МДОУ.
Цели:
- заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду;
- помочь понять своего ребёнка и уважать его положительные и отрицательные качества.
Задачи:
- побудить родителей проанализировать характер своего ребёнка;
- углубить знания родителей об истории имени;
- воспитывать уважение и гордость за своего ребёнка;
- поощрять взаимодействие родителей и МДОУ;
- развитие творческих возможностей родителей.
3. Мероприятия
1 этап – подготовительный:
- беседа с педагогами на группах о задании;
- беседа педагогов с родителями своих групп;
- сбор работ о детях.
2 этап – основной:
- выставка работ «Что в имени тебе моём»;
- анализ работ членами жюри;
3 этап – завершающий:
- награждение победителей;
- выставка лучших работ в группах;
- оформление проекта.
В дальнейшем родители могут использовать полученные знания в процессе воспитания детей. Родители, заинтересованные конкурсом в дальнейшем будут принимать активное участие в жизни МДОУ.
«Герб семьи»
подготовительные группы
Декабрь – февраль
1. Тип:
- смешанный (творческо–исследовательский);
- долгосрочный.
Тема: «Герб семьи».
Участники: дети, родители, педагоги, социальный педагог.
Итог: умение детей создавать гербы.
2. Проблема
Для детей и родителей:
- скудность взаимоотношений;
- не умение подчеркнуть индивидуальность и самобытность семьи;
- утрата древних семейных традиций.
Для педагогов:
- трудность в организации совместной деятельности детей и родителей;
- отсутствие знаний у детей по геральдике.
Для социального педагога:
- не умение выделить семью из общей массы родителей;
- пристрастие родителей к пагубным привычкам.
Цели:
- формирование знаний детей по геральдике;
- создание условий для тесного сотрудничества детей и родителей;
- создание условий для творческого развития детей;
- налаживание взаимоотношений между родителями и МДОУ;
- отвлечение родителей от пагубных привычек.
Задачи:
- познакомить детей с Российской символикой;
- развивать творчество у детей и родителей;
- побуждать интерес к истории своей семьи;
- воспитывать уважение к членам семьи;
- поощрять взаимодействие родителей с детским садом;
- возрождать древние семейные традиции.
3. Мероприятия:
1 этап – подготовительный.
- беседа с детьми на тему «Страна, в которой мы живём»;
- занятие «Герб, флаг, гимн России»;
- беседа с детьми на тему «Моя семья»;
- выступление на родительском собрании на тему»Семейные традиции»;
- консультация с педагогами по работе с родителями;
- создание «копилки» гербов городов и стран.
2 этап – основной.
- проведение конкурса «Герб семьи»;
- сбор гербов на группах;
- творческая подготовка к презентации.
3 этап – завершающий.
- презентация гербов перед детьми подготовительных групп;
- награждение участников проекта;
- посещение концерта «Новогодние приключения Хрюши и Степашки»;
- оформление проекта.
В дальнейшем дети и родители могут составить генеалогическое древо своей семьи и полученные материалы передавать следующим поколениям, тем самым возродить древнюю семейную традицию
Проекты педагога-психолога Кузнецовой Ю.А.
«Давайте познакомимся»
группы раннего возраста
сентябрь-октябрь
1. Тип:
- творческий;
- краткосрочный.
Тема: «Давайте познакомимся»
Участники: педагоги, родители, педагог-психолог.
Итог: знакомство с семьями воспитанников, группы раннего возраста ДОУ.
2. Проблема
Для родителей:
- отсутствие информации о коллективе группы;
- трудности взаимодействия педагогов и родителей, родителей и родителей в адаптационный период.
Для педагогов:
- не знание интересов, потребностей, запросов конкретных семей;
- недостаточность на первом этапе эмоционально-доверительного контакта с родителями, с детьми.
Для педагога-психолога:
- недостаточный уровень эмоционально-доверительного контакта между педагогами, родителями и детьми группы раннего возраста в период адаптации.
Цель: знакомство с семьями воспитанников, группы раннего возраста и выявление проблем.
Задачи:
- активизировать родительское участие в подготовке ребенка и семьи к посещению детского сада;
- познакомиться с семьями воспитанников, с их интересами, увлечениями;
- стимулировать общение семей друг с другом и коллективом группы;
- поощрять взаимодействие родителей и МДОУ;
- развитие творческих возможностей родителей.
3. Мероприятия
1 этап – подготовительный:
- задание для родителей: « Сделать представление семьи. (Рубрики: наша семья (состав семьи), наши имена (как зовут ребенка, маму, папу), чем увлекаемся, что любим делать. Рассказ проиллюстрировать фотографиями, рисунками, аппликациями. Работы можно оформить в виде книжки, фотоальбома или на отдельных листах)»
- сбор работ о семьях.
2 этап – основной:
- оформленные работы приносятся в группу и в приемной организуется выставка семейных работ «Давайте познакомимся»;
3 этап – завершающий:
- награждение участников в различных номинациях;
- оформление проекта.
Оформленные странички подшиваются в общий альбом группы, который дети могут постоянно рассматривать, показывать гостям группы. На материалах альбома можно проводить разнообразные мероприятия: занятия и беседы, встречи с интересными людьми.
«Мы растем»
2 младшая группа
сентябрь-октябрь
1. Тип:
- творческий;
- краткосрочный.
Тема: «Мы растем»
Участники: педагоги, родители, педагог-психолог.
Итог: знакомство с новыми воспитанниками с их достижениями, интересами.
2. Проблема
Для родителей:
- недостаточный уровень потребности, интереса для творческого самовыражения достижений ребенка;
- переход в новую группу;
- трудности взаимодействия с новыми педагогами.
Для педагогов:
- не знание интересов, потребностей, запросов семей, новых воспитанников;
- недостаточный уровень эмоционально-доверительного контакта с родителями и детьми на первоначальном этапе.
Для педагога-психолога:
- недостаточный уровень эмоционально-доверительного контакта между педагогами, родителями и детьми.
Цель: знакомство с новыми воспитанниками с их достижениями, интересами.
Задачи:
- получить информацию о новых воспитанниках, их семьях;
- поощрять положительное отношение к достижениям и интересам окружающих людей;
- стимулировать общение семей друг с другом и коллективом группы;
- поощрять взаимодействие родителей и МДОУ;
- развитие творческих возможностей родителей.
3. Мероприятия
1 этап – подготовительный:
- задание для родителей: « Сделать представление о своем ребенке. (Рубрики: рассказать как растет ребенок, чему он научился, его достижения, его любимое занятие, любимая игрушка. Рассказ проиллюстрировать фотографиями, рисунками, аппликациями. Работы можно оформить в виде книжки, фотоальбома или на отдельных листах)»
- сбор работ.
2 этап – основной:
- выставка семейных работ «Мы растем»;
3 этап – завершающий:
- награждение участников в различных номинациях;
- оформление проекта.
Оформленные странички подшиваются в общий альбом группы, который дети могут постоянно рассматривать, показывать гостям группы. На материалах альбома можно проводить разнообразные мероприятия: занятии, беседы.