Цель:
Задачи:
образовательные:
- познакомить с новыми буквами и звуками,
- формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
- закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных;
развивающие:
- развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес,
- развивать умение работать с разной информацией;
воспитательные:
- воспитывать и развивать коммуникативную культуру,
- воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки,
- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Сначала на свое место сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Почему ты сел?
- Теперь сядут те, чье имя начинается с мягкого согласного звука, с твердого согласного звука.
- Молодцы, никто не остался без места.
Актуализация знаний.
1. - А теперь давайте поможем найти свои места и буквам.
- Какие бывают буквы? (Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)
- Сколько гласных букв? (10)
- А сколько гласных звуков? (6)
- Почему букв 10, а звуков 6?
2. - Давайте расставим звуки по местам. А в этом нам поможет:
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон.
Никто её не приучает,
А на нос садится (муха)
- Где она? Какая из схем подходит к слову "муха"? Доказать.
3. Игра "Муха" на развитие внимания. (По команде фишка с изображением мухи передвигается по полю. В какой клетке останавливается, дети называют букву. Учитель выставляет названные буквы в ряд.)
Ц | ч | е | ж | Л |
Д | ю | а | ф | г |
к | н | М | р | в |
у | о | Ё | Ы | Ш |
т | И | Я | э | з |
4. Заполняем таблицу полученными буквами.
-[а]-
-[о]-
-[у]-
-[э]-
- Какие буквы поставили в I столбик, почему?
- Какие буквы поставили во II столбик, почему?
Работа по теме. Знакомство со звуком.
- Дружат звуки с буквами, также дружат мальчики и девочки. И они пришли к нам на урок. (Выставляются на доске рисунки с изображениями девочки и мальчика)
- Откройте страницу 62 учебника. Кто догадался: как зовут эту девочку? И этого мальчика?
1. Звуко-буквенный анализ слова МАША (фронтальная работа, один ученик работает у доски).
Слово МИША разбирают самостоятельно и при проверке выбирают схему к слову из предложенных.
(На доске схемы слов Маша и Миша)
- Чем похожи эти 2 слова?(4 звука, 2 гласных, 2 согласных,одинаковые III и IVзвуки)
- Чем различаются? (I и II звуки)
2. - Убрать звуки по заданию:
Убрать одинаковый гласный звук в словах;
Убрать гласный звук, который стоит после мягкого согласного звука;
Убрать твердый согласный звук, у которого нет мягкой пары;
Убрать оставшийся гласный звук.
- Какие звуки остались? [м], [м?]
- Какой буквой обозначим эти звуки? (Буквой м)
- Какую букву мы поставим: заглавную или строчную? Почему?
- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
Физминутка. Игра "Карлики и великаны".
Молоко, мороженое, город Москва, мышка, Маршак, море, медведь, Марина, мост, мука, Минск, Маша, мяч, Михалков, молоток, Мальвина.
Работа по теме. Знакомство с буквой.
1. - Итак, с какой буквой мы познакомились? На что похожа буква М?(Презентиция, слайд 1)
Ребята предлагают свои варианты.
(Слайд 2)
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
(Слайд 3)
Вот качели -
Буква М!
Здесь качаться можно всем!
(Слайд 4)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.
(Слайд 5)
Хорошо известно всем,
Где метро, там буква М.
2. Работа в тетради "Я учусь читать и писать"
- А теперь найдите фрагменты с буквой М, раскрасьте и увидите, во что любят играть Маша и Миша.
3 - А еще Маша и Миша очень любят слушать сказки. А вы любите сказки? Тогда послушайте сказку, которая называется "Поэты" и запомните как можно больше слов со звуками [м], [м?]
- Какие слове со звуками [м], [м?] вам встретились?
- Почему мышонок Мыша много знает? (Кто много читает, тот много знает)
-Давайте и мы будем много читать, чтобы много знать.
V. Работа с учебником. Чтение слогов и слов с изученной буквой.
1. Чтение слогов по аббаку.
2. Слоги с буквой М (по учебнику).
I строчка- чтение слогов;
II строчка -чтение слогов слева направо и справа налево.
-найти слоги, которые повторяются,
- найти слоги, в которых есть звук у.
III строчка- прочитать слоги, в которых звук [м]-твердый, [м?] - мягкий.
3. А вот какое шутливое стихотворение написал для вас Г.Виеру
(читают дети)
- Какие буквы знает бык? А кот?
Вот какими учеными оказались наши друзья кот и бык.
4. А вот еще одна история про друзей "Кто кого". Я попрошу помочь прочитать её.
- Что случилось?
- Кем были ребята?
- Почему ребята забыли, что они не поделили? (не важно, какая-то "мелочь", из-за которой и не нужно было ссориться)
Потому что "Нет друга - ищи, а нашел - береги" (на доске). Гласит народная мудрость.
VI. Подведение итогов урока.
- С какой буквой познакомились на уроке? (С буквой М.)
- Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м'].)
- И на последок буква М приготовила для вас подарок - кроссворд. (Слайды на медиаустановке )
На доске иллюстрации (Мак, море, музей, Москва, муравей, мандарин, мороженое)
- Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (мак) - Кругом вода, а с питьем беда.(море)
- Учреждение, которое собирает, хранит и показывает что-либо. (музей)
- Лучший город всех времен,
Мир и счастье строит он,
Светлый, вечно молодой,
Называется: (Москвой) - Чей домишка из иголок
На земле у старых елок (муравей) - С этим солнечным фруктом приходит Новый год (мандарин)
- Молочное, сладкое,
Всем детям приятное (мороженое)
VII. Оценивание.
- Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
- Понравился ли вам урок?
- Кому урок понравился - похлопайте.
- Кому очень понравился - похлопайте сильнее.
Буква М приготовила для вас подарок.
Угадайте какой:
С буквы М начинается,
На карнавале применяется (Маска)
Спасибо за урок!