Задачи: Развивать умение различать падежи по совокупности признаков, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к русским традициям.
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
“Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера…”
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Скажите: “Доброе утро” и с хорошим настроением начнем урок.
Сегодня мы продолжаем работать над темой прошлых уроков – правописанием падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
II. Введение в тему урока.
- Отгадайте загадки:
Белая пушинка на руку упала,
Белая пушинка капелькою стала.
(Снежинка)
На землю упало пуховое одеяло,
Лето пришло - одеяло всё сошло.
(Снег)
- О каком времени года будем говорить? (О зиме)
- А какой главный и любимый праздник для детей и
взрослых? (Новый год)
- Сегодня мы начинаем к нему готовиться. Этот
праздник не проходит без главного героя
новогодних представлений.
- А кто этот главный герой? (Дед Мороз)
- Что вы о нем знаете? (Опрос детей)
- К нам пришли вот такой Дедушка Мороз.
(Показ механического игрушечного Деда Мороза. Включаю, он поет песенку “В лесу родилась елочка..” и при этом покачивается и стучит посохом)
Он будет нашим гостем на уроке, будет следить за вашей работой, радоваться хорошим ответам и пятеркам.
С местом жительства Санта-Клауса все ясно. Адресованное ему письмо из любой точки мира непременно попадает в сказочную резиденцию, расположенную в Финляндии, то вот с пропиской российского Деда Мороза есть проблемы. О них я вам и буду рассказывать по мере того, как верно, грамотно, будете выполнять задания. Работу в тетрадях мы обязательно учитываем.
III. Работа по теме урока.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
а) Задание I.
- Вспомните отгадку первую и вторую
снежинка (I скл)
снег (II скл)
- Какого склонения существительные?
Как определили?
Запишите:
I вариант – снежинка;
II вариант – снег.
В родительном, дательном, предложном падежах. Выделите окончания. дательном, предложном падежах.
(для последующей проверки у доски с обратной стороны самостоятельно работают 2 ученика)
На доске запись:
I вариант
Р.п снежинки;
Д.п снежинке;
П.п снежинке.
II вариант
Р.п снега;
Д.п снегу;
П.п о снеге.
Обобщение:
- Почему такие окончания написали?
- Объясните.
- Как можно проверить?
Сделайте вывод об окончании или существительном I и II склонения в Р.Д.П падежах.
IV. Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Дыши глубже:
Носом – вдох
А выдох – ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте, не спеша.
Как погода – хороша?
- А кто знает, где живет Дед Мороз?
(Предположительные ответы детей)
- Знакомо ли вам название Великий Устюг, маленький город в Вологодской области? Один Дед Мороз не так давно обосновался в Великом Устюге, а второй уже 6 лет живет и здравствует на Кольском полуострове в Лапландии. Великий Устюг – поселок, ничем особым не выделяется из череды других подобных ему. Если бы не одно но. Здесь находится резиденция главного новогоднего чародея – Деда Мороза. Именно благодаря этому Великий Устюг приобрел широкую известность и стал настоящим туристическим центром. Ежегодно в преддверии новогодних праздников сюда устремляются сотни и даже тысячи детей, желающих увидеть своими глазами дом Деда Мороза, посмотреть, как работает его новогодняя “фабрика”.
б) Задание II.
Самостоятельная работа
Запишите существительные по родам
I р. – женский род, II р. – мужской род, III р. – средний род.
(Слова записаны на доске)
Речь, декабрь, метель, рожь, вьюга, январь, облако, подземка, снегопад, оттепель, камыш, грач, пальто, шоссе, озеро, мороз, ущелье.
Ж.р. | М.р. | Ср.р |
речь | декабрь | облако |
метель | январь | пальто |
рожь | снегопад | шоссе |
вьюга | камыш | озеро |
поземка | грач | ущелье |
оттепель | ключ |
Проверка:
- Объясните, почему в словах речь, рожь, написали
Ь?
- А в словах камыш, грач, ключ - нет Ь?
- Какие из слов не склоняются? (пальто, шоссе)
V. Словарная работа.
- Что такое ущелье? (карточка на доске)
Это узкая крутосклонная долина (обычно в пределах горной страны), промытая рекой в твердых коренных породах.
(Дорога шла ущельем)
- Когда говорят об оттепели?
Оттепель – талая погода (зимой или ранней весной) с таянием снега, льда.
- Как понимаете слово метель? Это сильный ветер
со снегом.
- Какой синоним у слова метель? (Вьюга)
VI. Продолжение работы по теме урока.
Запишите существительное метель в Р.Д.П. падежах
в) Выделите окончание.
(Р.п метели, лета, декабря, года
Д.п метели, лету, декабрю, году
П.п о метели, о лете, о декабре, о годе)
- Объясните правописание окончаний;
- Сделайте вывод: у существительных 3 склонения в
Р.Д.П. падежах окончание и.
Молодцы! В Великом Устюге есть на что посмотреть. Великий Устюг – дом, где обитают Дед Мороз и Снегурочка расположен в 11 километрах от самого города, среди действительно чудесной природы соснового бора. Это даже не дом – настоящий терем, произведение искусства опытных зодчих. В резиденции Деда Мороза можно увидеть его кабинет, комнату желаний, комнату мастериц, и, самое интересное, спальню Деда Мороза. Здесь находится волшебное зеркало, оказывающее “омолаживающий” эффект на пожилых людей и “уму-разуму обучающий” на молодых.
В лесу на территории заповедника у него на вполне законных основаниях есть свой терем, почта и даже штатные Метелицы, которые помогают Деду Морозу отвечать на письма, а также принимать детей и взрослых, желающих лично засвидетельствовать ему свое почтение.
VII. Физкультминутка.
Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам!
Работа по теме.
VIII. Продолжение работы по теме
г) Задание III на доске.
- Составь пословицу и запиши (выполняют по рядам)
I – 1 пословицу;
II – 2 пословицу;
III – 3 пословицу.
Снег на п_лях | зиму начинает |
Лето собериха | хле_ в закромах |
Декабрь го_ кончает | з_ма подбериха |
Проверка. Что получилось:
у 1 ряда?
у 2 ряда?
у 3 ряда?
- Какие буквы пропущены. Объяснение написание.
- Подчеркнутые существительные запишите в Р.,Д.,П.
падежах. Выделите окончания. Сделайте это на тех
же строчках, где изменяли по падежам слово
метель.
Обобщение: объясните, почему в Р. падеже у разных существительных разные окончания.
(Это зависит от склонения)
Сделайте вывод, используя работу в тетрадях.
Молодцы!
Впишите окончания существительных
д) Работа с индивидуальными карточками:
I | II | III | |
Р.п | ? (-И) | ? (-Я, - А) | ? (-И) |
Д.п | ? (-Е) | ? (-Ю, - У) | ? (-И) |
П.п | ? (-Е) | ? (-Е) | ? (-И) |
- В конце декабря Дед Мороз торжественно выезжает из своей старой резиденции и отправляется в Москву, чтобы зажечь главную новогоднюю елку страны. По пути его шествия везде устраиваются развлекательные мероприятия: танцы, песни, хороводы, катания на лошадях, игра в снежки. Дед Мороз всем приносит радость!
Посетителей в этом году хоть отбавляй - пришлось вести предварительную запись. Но тех, кто позаботился об этой встрече заранее, после традиционного хоровода вокруг самой большой в заповеднике елки, ждут гонки на оленях, состязания по стрельбе из лука и арбалета, новогодние гадания, и конечно же подарки, среди которых главным становится возможность запросто пообщаться с Дедом Морозом, и попросить об исполнении самого сокровенного желания.
е) Задание IV.
- Мы сегодня подпишем конверты, а письмо Деду Морозу вы напишите дома и в нем раскроете самое заветное желание.
Письмо обязательно дайте прочитать родителям. Ведь если там будут ошибки Дед Мороз может обидеться и не выполнить ваше желание. Итак, возьмите конверты, прочтите, что на нем написано.
- Как называется человек, который должен
получить письмо? (Получатель)
- Кто у нас будет получателем? (Дед Мороз)
- В каком падеже вы напишите его имя?
- В форме какого падежа вы должны написать свою
фамилию и имя?
- Кто такой отправитель? (Подписываем конверты)
Индекс, Россия Великий Устюг Деду Морозу |
IX. Обобщение по уроку.
Итог. Вернуться к таблице и сделать обобщение.
X. Вместе с Дедом Морозом мы выставим оценки.