Урок русского языка "Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи: Развивать умение различать падежи по совокупности признаков, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к русским традициям.

I. Организационный момент и сообщение целей урока.

“Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера…”

- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Скажите: “Доброе утро” и с хорошим настроением начнем урок.

Сегодня мы продолжаем работать над темой прошлых уроков – правописанием падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

II. Введение в тему урока.

- Отгадайте загадки:

Белая пушинка на руку упала,
Белая пушинка капелькою стала.

(Снежинка)

На землю упало пуховое одеяло,
Лето пришло - одеяло всё сошло.

(Снег)

- О каком времени года будем говорить? (О зиме)
- А какой главный и любимый праздник для детей и взрослых? (Новый год)
- Сегодня мы начинаем к нему готовиться. Этот праздник не проходит без главного героя новогодних представлений.
- А кто этот главный герой? (Дед Мороз)
- Что вы о нем знаете? (Опрос детей)
- К нам пришли вот такой Дедушка Мороз.

(Показ механического игрушечного Деда Мороза. Включаю, он поет песенку “В лесу родилась елочка..” и при этом покачивается и стучит посохом)

Он будет нашим гостем на уроке, будет следить за вашей работой, радоваться хорошим ответам и пятеркам.

С местом жительства Санта-Клауса все ясно. Адресованное ему письмо из любой точки мира непременно попадает в сказочную резиденцию, расположенную в Финляндии, то вот с пропиской российского Деда Мороза есть проблемы. О них я вам и буду рассказывать по мере того, как верно, грамотно, будете выполнять задания. Работу в тетрадях мы обязательно учитываем.

III. Работа по теме урока.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

а) Задание I.

- Вспомните отгадку первую и вторую

снежинка (I скл)
снег (II скл)

- Какого склонения существительные?

Как определили?

Запишите:

I вариант – снежинка;

II вариант – снег.

В родительном, дательном, предложном падежах. Выделите окончания. дательном, предложном падежах.

(для последующей проверки у доски с обратной стороны самостоятельно работают 2 ученика)

На доске запись:

I вариант

Р.п снежинки;
Д.п снежинке;
П.п снежинке.

II вариант

Р.п снега;
Д.п снегу;
П.п о снеге.

Обобщение:

- Почему такие окончания написали?
- Объясните.
- Как можно проверить?

Сделайте вывод об окончании или существительном I и II склонения в Р.Д.П падежах.

IV. Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Дыши глубже:
Носом – вдох
А выдох – ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте, не спеша.
Как погода – хороша?

- А кто знает, где живет Дед Мороз?

(Предположительные ответы детей)

- Знакомо ли вам название Великий Устюг, маленький город в Вологодской области? Один Дед Мороз не так давно обосновался в Великом Устюге, а второй уже 6 лет живет и здравствует на Кольском полуострове в Лапландии. Великий Устюг – поселок, ничем особым не выделяется из череды других подобных ему. Если бы не одно но. Здесь находится резиденция главного новогоднего чародея – Деда Мороза. Именно благодаря этому Великий Устюг приобрел широкую известность и стал настоящим туристическим центром. Ежегодно в преддверии новогодних праздников сюда устремляются сотни и даже тысячи детей, желающих увидеть своими глазами дом Деда Мороза, посмотреть, как работает его новогодняя “фабрика”.

б) Задание II.

Самостоятельная работа

Запишите существительные по родам

I р. – женский род, II р. – мужской род, III р. – средний род.

(Слова записаны на доске)

Речь, декабрь, метель, рожь, вьюга, январь, облако, подземка, снегопад, оттепель, камыш, грач, пальто, шоссе, озеро, мороз, ущелье.

Ж.р. М.р. Ср.р
речь декабрь облако
метель январь пальто
рожь снегопад шоссе
вьюга камыш озеро
поземка грач ущелье
оттепель ключ

Проверка:

- Объясните, почему в словах речь, рожь, написали Ь?
- А в словах камыш, грач, ключ - нет Ь?
- Какие из слов не склоняются? (пальто, шоссе)

V. Словарная работа.

- Что такое ущелье? (карточка на доске)

Это узкая крутосклонная долина (обычно в пределах горной страны), промытая рекой в твердых коренных породах.

(Дорога шла ущельем)

- Когда говорят об оттепели?

Оттепель – талая погода (зимой или ранней весной) с таянием снега, льда.

- Как понимаете слово метель? Это сильный ветер со снегом.
- Какой синоним у слова метель? (Вьюга)

VI. Продолжение работы по теме урока.

Запишите существительное метель в Р.Д.П. падежах

в) Выделите окончание.

(Р.п метели, лета, декабря, года
Д.п метели, лету, декабрю, году
П.п о метели, о лете, о декабре, о годе)

- Объясните правописание окончаний;
- Сделайте вывод: у существительных 3 склонения в Р.Д.П. падежах окончание и.

Молодцы! В Великом Устюге есть на что посмотреть. Великий Устюг – дом, где обитают Дед Мороз и Снегурочка расположен в 11 километрах от самого города, среди действительно чудесной природы соснового бора. Это даже не дом – настоящий терем, произведение искусства опытных зодчих. В резиденции Деда Мороза можно увидеть его кабинет, комнату желаний, комнату мастериц, и, самое интересное, спальню Деда Мороза. Здесь находится волшебное зеркало, оказывающее “омолаживающий” эффект на пожилых людей и “уму-разуму обучающий” на молодых.

В лесу на территории заповедника у него на вполне законных основаниях есть свой терем, почта и даже штатные Метелицы, которые помогают Деду Морозу отвечать на письма, а также принимать детей и взрослых, желающих лично засвидетельствовать ему свое почтение.

VII. Физкультминутка.

Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам!
Работа по теме.

VIII. Продолжение работы по теме

г) Задание III на доске.

- Составь пословицу и запиши (выполняют по рядам)

I – 1 пословицу;
II – 2 пословицу;
III – 3 пословицу.

Снег на п_лях зиму начинает
Лето собериха хле_ в закромах
Декабрь го_ кончает з_ма подбериха

Проверка. Что получилось:

у 1 ряда?
у 2 ряда?
у 3 ряда?

- Какие буквы пропущены. Объяснение написание.
- Подчеркнутые существительные запишите в Р.,Д.,П. падежах. Выделите окончания. Сделайте это на тех же строчках, где изменяли по падежам слово метель.

Обобщение: объясните, почему в Р. падеже у разных существительных разные окончания.

(Это зависит от склонения)

Сделайте вывод, используя работу в тетрадях.

Молодцы!

Впишите окончания существительных

д) Работа с индивидуальными карточками:

  I II III
Р.п ? (-И) ? (-Я, - А) ? (-И)
Д.п ? (-Е) ? (-Ю, - У) ? (-И)
П.п ? (-Е) ? (-Е) ? (-И)

- В конце декабря Дед Мороз торжественно выезжает из своей старой резиденции и отправляется в Москву, чтобы зажечь главную новогоднюю елку страны. По пути его шествия везде устраиваются развлекательные мероприятия: танцы, песни, хороводы, катания на лошадях, игра в снежки. Дед Мороз всем приносит радость!

Посетителей в этом году хоть отбавляй - пришлось вести предварительную запись. Но тех, кто позаботился об этой встрече заранее, после традиционного хоровода вокруг самой большой в заповеднике елки, ждут гонки на оленях, состязания по стрельбе из лука и арбалета, новогодние гадания, и конечно же подарки, среди которых главным становится возможность запросто пообщаться с Дедом Морозом, и попросить об исполнении самого сокровенного желания.

е) Задание IV.

- Мы сегодня подпишем конверты, а письмо Деду Морозу вы напишите дома и в нем раскроете самое заветное желание.

Письмо обязательно дайте прочитать родителям. Ведь если там будут ошибки Дед Мороз может обидеться и не выполнить ваше желание. Итак, возьмите конверты, прочтите, что на нем написано.

- Как называется человек, который должен получить письмо? (Получатель)
- Кто у нас будет получателем? (Дед Мороз)
- В каком падеже вы напишите его имя?
- В форме какого падежа вы должны написать свою фамилию и имя?
- Кто такой отправитель? (Подписываем конверты)

Индекс, Россия

Великий Устюг

Деду Морозу

IX. Обобщение по уроку.

Итог. Вернуться к таблице и сделать обобщение.

X. Вместе с Дедом Морозом мы выставим оценки.