Цели и задачи урока:
- Продолжить формирование представлений об основных межотраслевых комплексах;
- Выявить особенности и значение металлургического комплекса,
- Сформировать представления о факторах размещения и географии чёрной металлургии;
- Развивать умения работать с различными источниками географической информации;
- Развивать навыки коммуникативного общения.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: настенная карта “Металлургия России”, тематические карты атласа, мультимедиа-курс географии для 9 класса под ред. В.П. Дронова, проектор, компьютер, конверты с заданиями для групповой работы, контурные карты, магнитная доска.
Методы и формы учебной деятельности: частично-поисковая деятельность учащихся в группах на основе анализа карт атласа, текста учебника, статистических материалов.
Номенклатура: месторождения железных руд: Качканар, КМА, Костомукша, Горная Шория, Ковдорское, Коршуновское.
Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Челябинск.
Ход урока
1 этап. Мотивационный. (4 минуты)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним межотраслевым комплексом. Продукция этого комплекса – важнейший конструкционный материал, используется как сырьё для машинной индустрии. Назовите этот комплекс и его продукцию. (Отв.: металлургический комплекс, производит различные металлы.)
Вспомним, что такое “межотраслевой комплекс”? (Отв.: Группа отраслей, взаимно перекрывающихся между собой и имеющих общий конечный результат.)
Вам знакомы названия двух отраслей, входящих в состав металлургического комплекса. Назовите их. (Отв.: чёрная и цветная металлургия.)
Запись темы урока в тетрадь.
2 этап. Объяснение учителем нового материала (5 мин.)
Узнаем об особенностях комплекса. На магнитную доску прикрепляются карточки с названиями особенностей: “Металлоёмкость”, “Концентрация и комбинирование”, “Комплексообразующее значение”. Беседа о каждой особенности. Запись в тетради. Понятие “комбинат”.
Чёрная металлургия. (заголовок в тетради)
Сегодня мы остановимся на рассмотрении одной из отраслей – чёрной металлургии. Для начала познакомимся с процессом производства металлов.
Слайды “Производственный процесс в чёрной металлургии”
Рассказ учителя о производственном процессе. Вопрос: что является продукцией чёрной металлургии? (Отв.: чугун, сталь, прокат)
3 этап. Поисковая и аналитическая деятельность в группах.
1. Групповая работа (10 мин.)
Группа №1 – “геологи”. Задание: на основании данных таблицы 1 и карт атласа рассказать о размещении месторождений сырья – железной руды.
Таблица 1. Месторождения железной руды в России.
Экономический район | Субъект Федерации | Бассейн, месторождение |
Северный | Мурманская область Республика Карелия |
Ковдорское Костомукшское |
Центрально- Чернозёмный | Курская область | Курская магнитная аномалия (КМА) |
Уральский | Свердловская область Челябинская область |
Качканарское Новобакальское |
Западно-Сибирский | Кемеровская область | Горная Шория (Темиртау) |
Восточно-Сибирский | Иркутская область | Коршуновское |
Группа №2 – “эксперты-технологи”. Задание: На основании текста учебника рассказать о типах предприятий чёрной металлургии. Заполнить таблицу 2:
Тип предприятий | Особенности |
Металлургический комбинат | |
Сталеплавильные и сталепрокатные заводы | |
Производство ферросплавов | |
Производство стали в электропечах | |
Малая металлургия |
Группа №3 – “эксперты”. Задание: На основании таблицы 3 и карт атласа рассказать о размещении предприятий чёрной металлургии.
Таблица 3. Чёрная металлургия России.
А) Металлургия полного цикла:
Экономический район | Субъект Федерации | Центры |
Северный | Вологодская область | Череповец |
Центральный | Тульская область | Тула |
Центрально-Чернозёмный | Липецкая область Белгородская область |
Липецк Старый Оскол |
Уральский | Свердловская область Челябинская область |
Нижний Тагил Челябинск, Магнитогорск |
Западно-Сибирский | Кемеровская область | Новокузнецк (Кузнецкий комбинат, Западно-Сибирский комбинат) |
Б) “Передельная металлургия”.
Экономический район | Субъект Федерации | Центры |
Северо-Западный | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург |
Центральный | Москва | Москва |
Поволжский | Волгоградская область | Волгоград |
Уральский | Удмуртская республика Свердловская область |
Ижевск Екатеринбург |
Группа №4 – “эксперты-аналитики”. Задание: с помощью текста учебника и карт атласа установить факторы размещения предприятий чёрной металлургии, заполнив таблицу 4.
Предприятия чёрной металлургии | Источники сырья и топлива | |
Сырьё – . . . . . | Топливо – каменный уголь | |
Уральские заводы: Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил. | Казахстан | Кузнецкий угольный бассейн |
Металлургия Центра России: Липецк, Тула. | Курская Магнитная Аномалия | . . . . |
Череповец | . . . . . | Печорский угольный бассейн |
Сибирские заводы: Новокузнецк | Горная Шория | . . . . |
Группа № 5. – “экологи”. Задание: используя статистические данные, заполнить таблицу и сделать выводы.
Регионы – лидеры по производству проката чёрных металлов. | Место по выбросу токсичных отходов производства. | Место по сбросу загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты. | Место по выбросам загрязняющих атмосферу веществ. |
1. Челябинская область. | |||
2. Вологодская область. | |||
3. Кемеровская область. | |||
4. Липецкая область. | |||
5. Свердловская область. |
Для выполнения задания группе выдаются следующие статистические данные:
Регионы России – лидеры по негативному влиянию на окружающую среду
Сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты. | Загрязняющие атмосферу вещества, отходящие от стационарных источников. | Токсичные отходы производства. | |||
Регионы России | % от общего российского показателя | Регионы России | % от общего российского показателя | Регионы России | % от общего российского показателя |
Российская Федерация | 100 | Российская Федерация | 100 | Российская Федерация | 100 |
г. Москва | 10,5 | Красноярский край | 14,1 | Челябинская область | 13,7 |
Краснодарский край | 8,7 | Тюменская область | 9,2 | Кемеровская область | 13.6 |
г. Санкт-Петербург | 5,9 | Свердловская область | 6,9 | Вологодская область | 10,7 |
Иркутская область | 4,1 | Ханты-Мансийский авт. округ | 6,1 | Красноярский край | 10,7 |
Свердловская область | 3,8 | Челябинская область | 5,2 | Оренбургская область | 6,6 |
Челябинская область | 3,5 | Кемеровская область | 4,8 | Республика Коми | 5,8 |
Кемеровская область | 3,3 | Республика Коми | 4,8 | Республика Башкортостан | 4,6 |
Красноярский край | 2,9 | Вологодская область | 3,6 | Липецкая область | 4,0 |
Московская область | 2,9 | Республика Башкортостан | 3,0 | Свердловская область | 3,1 |
Самарская область | 2,9 | Пермская область | 3,0 | Ленинградская область | 2,5 |
2. Выступления представителей групп с результатами работы в группах (18 мин.)
а) Отчёт “геологов” с размещением на настенной карте значков “месторождения железных руд”.
Слайд “Сырьё”
Просмотр слайда, повторение названий месторождений сырья, отметка в контурной карте месторождений железной руды.
б) Отчёт “экспертов-технологов” о типах предприятий. Карточки с названиями типов вывешиваются на доску. Запись названий в тетрадь с устными объяснениями о том, как поняли особенности каждого типа.
Насколько понятно было объяснение группы?
в) Отчёт группы “экспертов” о размещении предприятий (заводов полного цикла и “передельной” металлургии) с одновременным показом на настенной карте с помощью условных знаков.
г) Просмотр слайда “Факторы размещения”.
Слайд “Факторы размещения”
Отчёт “экспертов-аналитиков” о факторах размещения некоторых предприятий с одновременной демонстрацией на настенной карте и изображении на слайде. Запись в тетради факторов размещения металлургических предприятий.
д) Отчёт “экологов”. Запись вывода о влиянии чёрной металлургии на экологическую ситуацию.
4 этап. Закрепление (5 мин.)
Анализ получившегося на настенной карте изображения. Понятие металлургической базы.
Слайд “Металлургические базы”
Повторение по слайду названий крупных центров чёрной металлургии, источников сырья и топлива, размещения главных металлургических баз России.
5 этап. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин.)
Домашнее задание: парагр.27, отметить и подписать в контурной карте месторождения железной руды и крупнейшие металлургические комбинаты.
Список используемой литературы:
- Холина В.Н. География: Пособие для поступающих в ВУЗы / В.Н. Холина, Т.М. Бунакова – М: Дрофа, 2004.