Классный ансамбль

Разделы: Внеклассная работа


Жизнь детей в школе не может быть ограничена только учебной деятельностью. Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих способностей и возможностей. В школьные годы формируется мировоззрение ребёнка, выявляются его наклонности, именно в эти годы важно, чтобы дети получили возможность развивать свои художественные способности. Практика показала, что в процессе эстетического воспитания детей нельзя ограничиваться лишь пассивным наблюдением, необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного исполнительства.

4 “б” класс МОУ “Средней общеобразовательной школы № 16” г. Минусинска Красноярского края, на первый взгляд - самый обычный. Туда я пришла, чтобы сделать отбор детей в подготовительную группу детского хореографического ансамбля “Данс-класс”, вот уже 15 лет существующего в этой школе. Естественно, что первые занятия я проводила с полным составом класса, смотрела, наблюдала, и чем дальше шла моя работа, тем больше я убеждалась, что в этом классе дети не просто учатся, здесь развиваются, растут, делят вместе радость и беду, живут одной классной семьёй. Все они весёлые, заводные, любознательные ребята, составляющие настоящий дружный коллектив.

Идея создания “классного ансамбля”, как формы внеклассной работы, принадлежит Халевиной Наталье Петровне, классному руководителю 4 “Б” класса, блестящему организатору и творческой личности. Значение идеи заключается в том что:

  • во-первых, внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, развития общественных интересов школьников, возможность решения задач нравственного воспитания;
  • во-вторых, внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя;
  • в-третьих, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Наша задача ещё состоит в том, чтобы при помощи искусства влиять на моральные убеждения ребенка, расширить его кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает не только под влиянием учителя. В будущем, при самостоятельном чтении детьми книг, при просмотре фильмов, слушании музыки ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно.

Исходя из этого, “классный ансамбль” призван обеспечить решение следующих задач:

  • внедрение художественного образования, как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей;
  • использование возможностей художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, профилактики асоциального поведения и решения проблемы организации свободного времени.

Занимаемся мы два раза в неделю по два часа. В программу занятий входит знакомство с основными направлениями хореографического искусства, ритмика, партерная гимнастика.

В мою задачу, как хореографа, входит не только научить детей правильно и красиво выполнять те или иные музыкальные движения, но и помочь родителям вырастить из каждого ребёнка физически здорового, хорошо воспитанного человека, потому что, наш “классный ансамбль” объединен общими гражданскими и духовными ценностями. Труд в танце коллективный, так как успех зависит от трудолюбия, упорства и настойчивости каждого участника Воспитание в условиях коллективного труда, творчества и взаимоподдержки развивают лучшие черты характера человека. В какой бы сфере хореографического коллектива не участвовал ребёнок, а в ансамбле есть возможность попробовать себя в разных “ролях”, и не только на сцене в качестве исполнителя, можно найти себя в роли костюмера, гримёра и т.д., он всегда должен знать общественную оценку своей деятельности. Поэтому концертные выступления - обязательны и регулярны. Ежегодный школьный фестиваль “Звёздный дождь”; - конкурс-фестиваль “Хрустальный башмачок”; - конкурс патриотической песни; - выступление на тематических мероприятиях школы и класса и т.д.

Людям непосвященным кажется, что дети танцуют легко и непринуждённо. На самом деле за лёгкостью стоит упорная, систематическая работа по постановке танца и разучиванию движений. Приступая к разучиванию нового танца, всегда предварительно рассказываю о том, что должно получиться, на что следует обратить внимание. Обсуждая прошедшее занятие, не говорим “понравилось – не понравилось”, так как, чтобы принимать или отвергать, надо хорошо знать предмет. А чтобы знать, надо учиться. Потому что занятия хореографией – это не только развлечение, но и труд, другая форма учёбы, которая обязательно принесёт свои плоды в будущем.

Занятия по хореографии дети посещают по своему желанию. Но случается так, что через некоторое время ребёнок перестаёт посещать занятия или ходит с неохотой. Как ни странно, но в некоторых случаях причиной является запрет со стороны родителей. “Тебе это не нужно”, или “Ерунда это всё, лучше в секцию борьбы запишись”,- убеждают они. И вот здесь приходится перестраиваться и изобретать: подбираю интересный музыкальный материал, что бы создать эмоциональный настрой во время занятия, разучиваю танцевальные движения и комбинации, которые будут понятны и выполнимы на этом этапе обучения, а для мальчиков в занятие включаем элементы капойэро (бой в танце). Вот поэтому, любой, пусть даже незначительный успех или достижение своего труда мы стремимся продемонстрировать именно родителям. И это хорошо. От того, как относятся родители к внеучебным занятиям своего ребёнка, зависит многое, если не самое главное – любовь, понимание и поддержка. Но главное, дети не только танцуют, они учатся. Учатся взаимовыручке, дружбе, милосердию, выступают не только на фестивалях и конкурсах, дарят радость ветеранам войны и труда в Центре соцзащиты, танцуют для своих сверстников, выступают на школьных мероприятиях.

Наши исследования показали, что дети из нашего “классного ансамбля” выделяются культурой, внешним видом, отличаются от своих сверстников повышенным интересом ко всем сферам окружающей действительности. Они хорошо учатся, занимаются спортом; выступают на школьных линейках и т.д. Особенностью данной формы работы является то, что дети не смотрят готовое действо, а сами участвуют в нем, и это эффективнее с точки зрения усвоения культурологического материала. Исполнительская (творческая) форма работы позволяет наполнить их жизнь особой эмоциональной радостью, творческой активностью, что становится для ребёнка запоминающим фактом биографии, а некоторым позволяет выявить свои склонности и способности, что в последствии, мы надеемся, поможет им во взрослой жизни, а пока является неплохом подспорьем в их школьной практике.

По своему возрасту наш танцевальный “класс” молодой. Нам всего 3 года. В репертуаре 6 хореографических номеров, каждый из которых стал событием в детском творчестве. Это - “Суворовский марш”, “Канареечка” и “Буратино”, “Яблочко” и “Васильковая Россия”.

Наблюдая за ребятами, мы поняли, что все дети очень способные, коммуникабельные, учатся всему всерьёз и относятся к делу добросовестно, им нравится такая деятельность, они увлечены этим. Работоспособность просто потрясающая, сценическая жизнь явно завораживает. Появились уже сценические образы. Красавица - Юля, джентльмен - Рома, кнопочка - Даша, кавалер - Виталий. Они готовы танцевать полюбившийся номер несколько раз подряд, причем не только для зрителей, но и для собственного удовольствия. Очень приятно сознавать, что мы находимся на правильном пути, и начатая нами работа имеет положительные результаты.

Сегодня нельзя недооценивать важность ансамбля в воспитательной системе в целом. Работая над решением поставленных задач можно с уверенностью сделать следующие выводы:

  • деятельность “классного ансамбля” расширяет сферу самореализации и самоопределения ребёнка;
  • ансамбль создает условия для социальной деятельности;
  • приобщает к ценностям национальной культуры.