Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Размножение и развитие животных" (на материале Белгородской области)

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: обеспечить в ходе урока учащихся знаниями о размножении животных.
Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать предмет по заданной теме, анализировать, давать оценку своим знаниям.
Воспитательная: продолжить формировать личностные отношения к содержанию урока и действительности, отношения к обществу на основе общечеловеческих ценностей.

Инструментарий: карточки для проверки д/задания и самостоятельной работы; вата; плакат с изображением дуба; большой цветок из цветной бумаги; заготовка бабочек (шаблон каждому); гуашь, кисточка; картинка с изображением медведя, лисы, петуха, бабочки, лягушки; белемнит.

Оформление: на доске плакат с изображением дуба со снеговыми шапками из ваты; схема для изучения нового материала; большой цветок из цветной бумаги для бабочек.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы поедем в гости к самому известному дубу в Белгородском районе. Кто знает, где растет этот дуб? Где еще в Белгородской области есть самые известные на весь мир дубравы?

Справка для учителя.

Самый известный дуб Белгородского района это дуб в поселке Дубовое. Ему примерно 250-300 лет. Охраняется как исторический памятник. По легенде дуб посадил Богдан Хмельницкий в честь воссоединения Украины с Россией. В 1979г. гостями из Украины заложена возле дуба - дубовая роща.

Знаменитые на весь мир дубравы находятся в заповедном участке “Лес на Ворскле”, который является одним из участков государственного заповедника “Белогорье”. “Лес на Ворскле” расположен в юго-западной части Белгородской области, около районного центра Борисовка, на правом берегу реки Ворскла. Площадь его - 1021га. Основная территория занята 80-100-летними дубовым лесом. Хорошо сохранившиеся участки 250-300-летней дубравы занимают около 160га и представляют собой замечательный природный объект заповедника. Ученые из Индии, Китая, Англии, Германии, до этого объехавшие полсвета, заявили, что такой дубравы нет нигде в Европе.

Учитель. Зимой деревья спят, укрытые легким снежком. Но во время сильных снегопадов ветви деревьев гнулись и ломались под тяжестью снега. Еще в давние времена люди поле обильных снегопадов стряхивали снег с наиболее слабых веток, тем самым, спасая их от обламывания.

Дуб дерево могучее, сильное, но иногда и оно нуждается в помощи. Мы с вами стряхнем только самые большие сугробики, а маленькие оставим для утепления веток. Каждая большая меховая шапка - сугроб означает задание. С каждым успешно сделанным заданием мы помогаем дереву. На уроке мы повторим пройденный материал, узнаем много нового, впереди нас ждут интересные и удивительные задания. В путь!

(С каждым пройденным этапом освобождается ветка дуба от меховой шапки снега).

1 Этап. Проверка домашнего задания.

а) 1 ряд – работа по карточкам

Вопросы для проверки домашнего здания (1 ряд).

  1. Животные, которые питаются растительной пищей ________________.
  2. Животные, которые питаются насекомыми _______________________.
  3. Животные, которые охотятся на крупную добычу _________________.
  4. Животные, которые едят и растительную и животную пищу _________
    _____________________________________________________________.
  5. В основании экологической пирамиды _______________, а на вершине
    _____________________________________________________________.

б) 2 и 3 ряд – природоведческий диктант

(Учитель читает предложение, если утверждение верное ставим +, если нет –).

  • Сладкий цветочный сок – это нектар.
  • Если цветущее дерево оградить от насекомых, то появится много плодов.
  • Перелетая с цветка на цветок, пчела на лапках и тельце переносит пыльцу, тем самым опыляя цветок.
  • Пчелы, шмели, бабочки – насекомые-опылители.
  • Большинство растений размножаются семенами.
  • Живые существа связаны между собой в цепи питания.

Ответы: + - + + + +

Учитель: Проверяем, ставим себе оценку.

в) Чтение составленной дома сказки о растениях – путешественниках.

2 Этап. Закрепление пройденного.

(На доске записаны названия животных. Слова зашифрованы. Листами закрыты ответы)

Лодьша (лошадь);
Плаче (пчела);
Ласкаточ (ласточка);
Бабочак (бабочка);
Капр (карп);
Рафжи (жираф);
Бажа (жаба);
С3ж (стриж);
Сила (лиса).

(если дети затрудняются, на помощь приходят загадки)

1.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел

(Бабочка)

2.

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

(Пчела)

3.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
В курятник пришла,
Всех кур перечла.

(Лиса)

4. Ближайший родич пони, зебры. (Лошадь)
5. Это животное люди из-за суеверия убивали в период засухи, думая, что пойдет дождь. (Жаба)
6. Бывает обыкновенный, бывает зеркальный, но и тот и другой покрыт чешуей. (Карп)
7. Белое брюшко, черная спинка, бывает городская, бывает деревенская. (Ласточка)
8. Если к слову мель добавить Ш, это слово полетит и зажужжит. (Шмель)
9. У этой птицы очень длинные крылья, она не может взлететь с земли, поэтому никогда не садится на землю. (Стриж)

Учитель.

  • Какие слова были зашифрованы?
  • Как называется наука о животных?
  • Какие группы животных здесь представлены?
  • А какие нет? Сделайте группировку названий животных.
  • Какие из данных животных являются обитателями нашего края?

(ответы детей)

Учитель. Сейчас я расскажу Вам еще об одной группе животных. (показываю окаменелый белемнит, найден в пойме реки Айдар п.Ровеньки)

Белемнит - группа моллюсков. Головоногий моллюск до 30см длиной жил 130 миллионов лет назад, когда на территории нашей области было меловое море. В народе его называют “чертов палец”.

“Головоногий” образовано от основ слов “голова” и “ноги”.

3 Этап. Новый материал.

(На доске схема. Все слова закрыты листами и постепенно открываются.)

Размножение животных

яйцо —> личинка (гусеница) —> куколка —> насекомые
икника (яйцо) —> малёк —> рыба
икринка (яйцо) —> головастик —> земноводные
живородящие —> звери
яйцо —> детёныш —> пресмыкающеся
яйцо —> птенец —> птицы

А) Рассказ о размножении животных начинается сказкой о насекомых. Далее опираясь на схему и знания детей. Сказку рассказывает учитель.

Сказка о кузнечике и бабочке.

Чудесный летний день. На лугу резвится молодой кузнечик в окружении стрекоз, шмелей, пчел. Вдруг он увидел, как навстречу ползет чудище: волосатое, приплюснутое с боков, с белыми полосками на боку, пятнышками на спине.

- Ты кто? – спросил кузнечик.
- Я бабочка. – ответило чудище. - Серебристая Голубянка.

Кузнечик рассмеялся и попрыгал дальше. А чудище ползало по лугу и жевало листики клевера. Через время кузнечик увидел, как чудище постепенно превратилось в сухой кокон, а внутри просматривалось сухое сморщенное семечко. Сам кузнечик за это время подрос, у него появились крылышки. Он многое узнал и повзрослел. Однажды он увидел, как из кокона что-то вылезло, расправило крылышки и взлетело. Кузнечик с удивлением наблюдал за этой картиной. А бабочка сделала круг над лугом и подлетела к кузнечику.

- Ты кто? – спросил кузнечик.
- Я - чудище, жившее на лугу, – ответила бабочка.
- Нет, ты не чудище, а моя любимая Серебристая Голубянка.

И они вместе запорхали и запрыгали по лугу, радуясь теплому солнцу, чистому небу и беззаботному веселью.

Б) Животные размножаются в основном весной или летом. Рожденным детенышам нужна помощь их родителей. Их не нужно брать в руки, брать домой. В это время запрещена охота на животных.

4 Этап. Закрепление нового материала.

а) Разминка для глаз. Зрительный тренажер.
б) Работа по учебнику стр. 105-110 (чтение текста).
в) Беседа по картинкам стр. 107, 108, 109.
г) Игра “Ноев Ковчег”

- Давным-давно случился на земле Всемирный потоп, и Бог, чтобы спасти жизнь на Земле, разрешил Ною построить ковчег (большой корабль) и взять туда по паре животных. Вы должны, не показывая карточки, найти свою пару. Изображать животных можно мимикой, жестами, походкой.

(В игре участвуют десять человек. У пяти человек по картинке с изображением животного. Пять человек без картинок. Картинки не показываются противоположной пятерке. Дети без картинок изображают животных мимикой, жестами, походкой. Дети с картинками ищут свою пару. В данной игре картинки с изображением медведя, лисы, петуха, бабочки, лягушки.)

5 Этап. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

1 Вариант.

1) Яйцо - … - взрослая птица
… - малек - взрослая рыба

2) Весной охота бывает запрещена потому, что __________________________
__________________________________________________________________.

2 Вариант.

1) Икринка - … - взрослая лягушка.
Яйцо - личинка - … - бабочка.

2) Весной рыбная ловля бывает запрещена потому, что ___________________
__________________________________________________________________.

6 Этап. Игра “Угадай меня”.

(На спину одного из детей прикрепляется картинка с изображением животного. Картинку ребенок не видит, он поворачивается спиной к классу и задает детям вопросы, чтобы узнать, что на картинке. Дети могут отвечать “да”, “нет”, “может быть”.)

Картинка с изображением бабочки. (Предполагаемые вопросы.)

- Это растение?
- Это животное?
- Оно покрыто шерстью?
- У него есть крылья?
- Тело животного покрыто перьями?
- У него есть усики?
- Это бабочка?

(На столах у детей гуашь, кисточки, заготовки бабочек.)

Сейчас мы с вами раскрасим бабочек. Окраска у них самая разнообразная: точки, черточки, линии, завитушки. Есть на крылышках даже страшные глаза. Как вы думаете, зачем? (Отпугивать птиц). Красить будем только одно крылышко. Они у бабочек симметричны. Что такое симметрия? Краску наносим густо, а затем сворачиваем бабочку пополам и получаем отпечаток на другое крылышко. По вашей окраске я определю ваше настроение к концу урока. Бабочки любят тепло, цветы. Давайте самых ярких бабочек посадим на цветок (прикрепляем бабочек на цветок на доске) и закончим одно из предложений на доске.

Мне понравилось на уроке...
Я с удовольствием узнал о ...
Мне было интересно...

7 Этап. Итог урока. Оценивание.

8 Этап. Домашнее задание:

1) Заполнить таблицы в рабочей тетради.
2) Прочитать текст в учебнике, вопросы с. 111
3) Дополнительное задание по желанию. Найти сведения о размножении таких групп животных, о которых мы не учили.

Литература для учителя:

  1. “Белгородоведение” под редакцией В.А.Шаталова Белгород: издательство Б-43 БелГУ, 2002г.
  2. “Занимательное азбуковедение” В.В.Валина Москва “Просвещение” 1994г.
  3. Учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир” Москва “Просвещение” 2007г.

Литература для детей:

  1. Учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир” Москва “Просвещение” 2007г.