Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе педагога, творчески думающем, обладающим современными методами и технологиями образования, приемами психолого – педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно – государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.
Не случайно основной целью образования в соответствии с “Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года” становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что в свою очередь высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.
В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого – педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.
Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.
Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования, способный концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность.
Существует много подходов к формированию инструмента, которым можно измерить неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде воспитателя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом воспитателя, его бесконечными диалогами с самим собой.
По мнению ученого (В.М. Лизинский) у педагога должно быть “досье успехов”, в котором отражается “все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога”.
Для повышения творческой активности педагогов в нашем детском саду №13 “Алтынай” широко используется кейс – метод по созданию “Портфеля” педагога.
Портфель педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
Порт фолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Портфель позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Основные цели портфеля:
- Раскрытие творческого роста педагога.
- Предоставление результатов своего труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации образовательного учреждения.
- Оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, способствование формированию навыков, рефлексии (самооценки).
- Использование данных материалов при аттестации.
Структура методического портфеля может быть разнообразной.
Мы используем следующую:
- Титульная страница (Ф.И.О. педагога, должность);
- Общие сведения о педагоге (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, награды, последний год повышения квалификации, какой опыт обобщался и когда);
- Комментарий к “Портфелю”;
- Содержание портфеля:
- документы;
- творческое досье;
- диагностика успешности педагога;
- отзывы.
Комментарий к “Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т.д.
При разработке методического портфеля необходимо ориентироваться на четыре основных его раздела:
Документы. В этом разделе находятся документы, регламентирующие работу педагога
Творческое досье представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др.
Примерное содержание раздела:
- тема самообразования и этапы ее исследования;
- курсы повышения квалификации;
- исследовательские работы и рефераты;
- проектные работы;
- творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);
- авторские программы, методики;
- публикации.
Диагностика успешности педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:
- личности педагога;
- педагогической деятельности;
- педагогического общения;
- качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка педагога, программный банк; использование современных технологий; результаты олимпиад; план развития группы или кабинета).
Диагностические методики представлены в сборнике “Диагностика успешности учителя”, составитель Т.В. Морозова, М., “Педагогический поиск”, 2001.
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:
- отзыв о творческой работе, выступлении на научно – практической конференции, педагогических чтениях, педсовете и др.
- рецензии на статью, сборники дидактических пособий, авторских программ;
- методический бюллетень о проведенных открытых занятиях;
- заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской);
- резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Требования к оформлению “Портфеля”.
- систематичность и регулярность самомониторинга;
- структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- наглядность и обоснованность презентации.
Подходы к построению “Портфеля” могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Методический портфель может быть представлен файловой папкой. Презентация или публичная защита портфеля проводится во время творческого отчета или аттестации педагога. Материалы методического портфеля становятся основой для анализа деятельности педагога.
Одним из способов оценивания является модель “Итог”.
- Интересные моменты портфеля. Что особенно ценно?
- Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже).
- Оценка портфеля
- Главный вывод по всему портфелю.
Другим способом оценивания может быть следующая таблица:
Критерии оценки | Достоинства портфеля | Недостатки |
1 | ||
2 | ||
3 |
В качестве примера представлен материал оформления Портфолио педагога ясли сада №13 Сайботаловой Татьяны Андреевны
Раздел “Творческое досье”.
Самообразование педагога.
Тема методического объединения “Комплексный подход к становлению речи детей 3-5 лет”
Тема самообразования педагога: Формирование лексико-грамматическогостроя речи детей дошкольного возраста с ОНР через занятия логопедической ритмикой
Проблема: Несформированность у воспитанников лексико – грамматических форм речи.
Цель: выявить эффективность занятий логопедической ритмикой путём комплексного преодоления несформированности лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект - процесс формирования психомоторики у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности психомоторики детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза – если в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ОНР, во многом обусловленным несформированностью психомоторного развития, использовать специально организованную систему занятий логопедической ритмикой, то это будет способствовать коррекции речевой и двигательной сферы, что более эффективно скажется на формировании лексико-грамматического строя речи и адаптации к условиям внешней и внутренней среды .
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Задачи:
- Провести теоретический анализ методической литературы по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста ОНР через занятия логопедической ритмикой;
- Выявить и оценить особенности развития психомоторики дошкольников ОНР;
- Разработать систему занятий и определить необходимость включения логоритмических занятий в систему коррекционно-педагогического образования;
- Пройти обучение на курсах, семинарах учреждений повышения квалификации.
Этапы работы по теме самообразования.
Первый этап: Изучение теоретической литературы, психолого – педагогической и методической литературы.
По мере изучения литературы появляется таблица:
Название статьи или книги | Тезаурус | Тезисы по прочитанным статьям | Новые методы, приемы, способы, средства | Результативность (критерии, показатели) |
Учим говорить правильно Ткаченко Т.А. Москва 2005 ГНОМ и т.д. |
Дизартрия – стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией органов речевого аппарата и т.д. | Данное пособие представляет собой систему коррекционно – развивающей деятельности педагогов с детьми 6 летнего возраста, имеющими общее недоразвитие речи и т.д. | Использование графического моделирования, мнемотаблицы, опорные сигналы для рассказов, схемы для составления описательных рассказов, модели артикуляции звуков. | Составлены конспекты занятий, разработаны мнемотаблицы. |
Таким образом, формируется список литературы, тезисы прочитанных статей, словарь, описываются методы и приемы разных авторов по теме, составляются измерители для диагностики воспитанников.
Второй этап: Формирование собственного опыта по этой теме (апробирования методов и способов). Внедренческий этап. Разработка программно-методического обеспечения.
- Проведение диагностики воспитанников по теме (нулевой срез): тесты, анкеты, опросники и т.д.
- Внедрение в практику новых методов, техник, приемов и т.д.
- Проведение открытых занятий по теме, сбор отзывов.
Третий этап: Обобщающий (самообобщение опыта).
- Описание работы (актуализация нововведения; что предлагают по этой проблеме разные авторы с доказательствами результативности; собственная новизна, новшество; описание результативности внедрения; какие проблемы высветились и какая над ними планируется работа в дальнейшем).
- Сборники пособий, учебно-методические комплексы.
- Сборники конспектов занятий.
- Авторские программы и т.д.
Четвертый этап: Распространение опыта. Участие в методических дошкольных, кустовых , районных, городских, областных объединениях, мастер – классах.
- Разработка статьи по теме.
- Подготовка выступлений на педсовет, методический совет, конференцию по теме.
- Подготовка выступлений на педагогических чтениях, августовской конференции.
- Руководство методическим образованием других педагогов.
Профессиональный уровень.
Дата | Тема открытого занятия | Группа | Уровень | Оценка |
19. 12. 06 | В мастерской слова. | Средняя группа. | Городское МО. | Высокая. |
Участие в дошкольных, городских, областных, республиканских мероприятиях.
Дата | Мероприятие | Форма представления | Результативность |
23. 03. 06. | Научно-практическая конференция г. Алматы 2008 “Дошкольное и начальное образование: современное состояние, тенденции и проблемы развития”. | Доклад. Формирование лексико – грамматических категорий детей ОНР. |
2 место. |
Раздел. Диагностика успешности педагога.
Применение современных технологий.
Название технологии | Используется частично или полностью | Методическое оснащение |
Учим говорить правильно. Ткаченко Т. |
Полностью | Опорные схемы, дидактический материал, модели артикуляции звуков, состав слов. |
Результаты олимпиад.
Дата | Ф.И.О. воспитанника , группа | Вид деятельности | Уровень | Место |
21. 03. 07. | Карманова Н. Ср. гр |
ИЗО. | Городской конкур. Ак когершiн. |
2 место. |
Сравнительный анализ успеваемости.
Учебный год | 2006 | 2007 | 2008 |
Группа | |||
Успеваемость | |||
Качество знаний | |||
Итого: |
Для большей наглядности можно построить графики, отражающие динамику обученности воспитанников.
Данные сведения позволят увидеть профессиональное развитие педагога, его рост, интеграцию и реализацию профессионально значимых качеств и способностей, но главное помогут самому педагогу рефлектировать свои педагогические действия и подготовится к аттестации.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. М., Центр “Педагогический поиск”, 2001.
- Денякина Л.М. Педагогическое мастерство.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №7
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2000
- Клеев С.А. Педагогическая технология учителя: Методические рекомендации к аттестации на высшую категорию. – Новосибирск, 2003.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. М., Издательский центр “Академия”, 2000.
- Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта. / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003, с.70
- Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. Лазарева В.С. – М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки. – М.: АПК и ПРО, 2003
- И.Р.Калмыкова. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. Образование в современной школе № 5, с. 23-25