Цель:
- обобщить и систематизировать материал по теме “Квадратные уравнения”;
- провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Тип урок. Урок итогового повторения.
Оборудование:
- раздаточный материал: диагностика по вариантам (16 штук);
- дополнительные задания “Вспомни”(28 штук);
- плакат с логической задачей;
- плакат с задачей.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны проверить полученные знания по теме: “Квадратные уравнения” и сделать вывод: готовы ли мы к изучению новой темы, которая основывается на пройденный материал.
II. ЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
1. Решите логическую задачу, в которой необходимо найти неизвестную букву:
2х2 – 3х – 2 = 0 | 25 | Ё |
- 2х2 + 5х + 3 = 0 | 49 | Л |
х2 – 2х – 15 = 0 | 64 | ? |
(Ответ: буква И. Число, стоящее напротив квадратного уравнения, является значением его дискриминанта. Затем складываем цифры десятков и единиц и получаем число - номер места буквы в алфавите)
2. Расшифруйте слово, решив квадратные уравнения:
х2 – 3х + 2 = 0 | 4х2 – 4х + 1 = 0 |
4х2 – 12х = 0 | 2х2 – 5х + 3 = 0 |
3х2 – 27 = 0 | х2 – 2х + 6 = 0 |
17х2 = 0 |
(Ответ: земства)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1. Классу предлагается ответить на вопросы:
- Определение квадратного уравнения.
- Виды квадратных уравнений.
- Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
- От чего зависит количество корней?
2. Входной контроль “Вспомни”. Заполни таблицу, где а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения ах2+вх+с=0, D – его дискриминант, N – число корней уравнения.
Уравнения | а | в | с | D | N |
2х2=0 х2+4х=0 х2-9=0 х2+5=0 5х2+2=0 х2-10х+21=0 |
3. Решение задач.
На вопрос о возрасте одна дама ответила, что её возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696, то получится одно и тоже число.
(Ответ: 53 года. Составляем и решаем уравнение х2-696=53х-696)
“Письмо из прошлого”.
Задачи на квадратные уравнения встречаются в трудах индийских математиков уже с V в.н.э. Вот одна из задач индийского математика ХII в. Бхаскары:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам…
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите, в этой стае?
(Ответ: Составляем и решаем уравнение+12= х).
IV. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ.
Диагностика № 1 (технологическая карта 4).
Вариант 1.
1. Решите неполное квадратное уравнение 2х2
- 3х = 0.
2. Решите квадратное уравнение х2 + 5х – 24 = 0.
3. Решите уравнение
4. При каких значениях р уравнение 2х2 + рх + 6 =
0 имеет один корень?
Вариант 2.
1. Решите неполное квадратное уравнение х2
- 196 = 0.
2. Решите квадратное уравнение х2 + х – 42 = 0.
3. Решите уравнение
4. При каких значениях р уравнение 5х2 + рх + 4 =
0 имеет один корень?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Дать оценку своей работы.
Проверить готовность к изучению следующей темы.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учащимся предлагается домашнее задание творческого характера: найти старинные задачи, которые решаются с помощью квадратного уравнения и оформить их решение.