Цели:
- совершенствовать навык выполнения действий умножения;
- учить рациональным приемам вычислений;
- продолжить работу над текстовыми задачами.
Оборудование: учебник, доска, карточки для выполнения заданий “ИнтеллекТ”, таблицы по схеме “ТРИЗ”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученных знаний.
1) Найдите значение выражения:
305 + 305 + 305 + 305 + 73
2011 + 402 + 402 + 402 + 402 + 402
615 + 125 + 125 + 125 + 125
- Какое действие помогло быстро найти значение выражения? (умножение)
2) Рассмотрим этот объект как систему по схеме:
- Что такое умножение? (арифметическое
свойство)
- Что значит умножить число m на натуральное число
n?
- Какие части умножения можно назвать? (множитель,
множитель, произведение)
- Где можно встретить использование умножения? (при
решении уравнений, задач, примеров, упрощении
выражений)
- Какова функция умножения? (умножение заменяет
сложение одинаковых слагаемых)
- Если не было бы умножения, чтобы тогда
случилось?
3) Работа по технологии “ИнтеллекТ”
- Какую тему будем закреплять при помощи
упражнении “ИнтеллекТ” (умножение)
- Что будем развивать с помощью упражнения ?
(внимание, память, тезаурус)
- Прочитайте про себя задание.
- Сформулируйте для себя, что нужно выполнить. (заполнить
таблицу номера правильных ответов в каждом
предложении)
- Всем желаю удачи. Время работы 2 минуты.
(Ребята выполняют задание на отдельных листах)
- Стоп. Время вышло.
- Возьмите ключи с ответами и проверьте.
Поставьте общий балл.
(У каждого на столе ключ с ответами)
- Кто выполнил работу на “отлично”, “хорошо”.
- Есть ли ребята, которые выполнили на
“удовлетворительно”? Что необходимо сделать
вам? (повторить правила)
- Поделитесь своими впечатлениями. (рефлексия о
проделанной работе)
III. Основная часть.
1) Сообщение темы урока.
Найдите значение выражений:
38 * 4 * 25
25 * 96 * 4
50 * 786 * 2
79 * 125 * 8
- Можно ли найти значение этих выражений, не
прибегая к письменным вычислениям?
- Какова сегодня тема урока? (Удобные способы
вычисления)
- Мы сегодня будем учиться применять
рациональные приемы вычислений.
- Что значит “рациональный”? (разумно
обоснованный, целесообразный)
- Что необходимо знать для вычислений значений
данных выражений? (свойства умножения, и
значения произведений)
Запомни!
5 * 2 = 10
25 * 4 = 100
125 * 4 = 500
125 * 8 = 1000
125 * 16 = 2000
- Находим значение выражений.
1) сочетательное;
2) переместительное;
3) переместительное;
4) сочетательное.
2) Работа по учебнику.
Упражнение № 415 , стр. 69
(выполнить действия, применив сочетательное свойство умножения)
Работает 1 ученик у доски.
3) Решение задач.
а) стр. 69 № 417 (решить задачу двумя способами)
(проиллюстрируем задачу)
1 способ
1) 144 * 12 = 1728 (тюб.) – в одном ящике.
2) 1728 * 5 = 8640 (тюб.) – привезли в магазин.
2 способ
1) 144 * 5 = 720 (кор.) – в 5 ящиках.
2) 720 * 12 = 8640 (тюб.) – привезли в магазин.
Ответ: 8640 тюбиков.
б) Решите задачу уравнением:
Найти два числа, если известно, что одно число больше другого в 6 раз и их сумма равна 56.
1 число – х
2 число – 6х
х + 6х = 56
7х = 56
х = 56 : 7
х = 8 – первое число
6 * 8 = 48 – второе число
Проверка: 8 + 48 = 56
Ответ: 8, 48
3) Решение примеров.
а) стр. 69 № 414 (вместо звездочек поставьте пропущенные цифры)
1 вариант - № 414 (а)
2 вариант - № 414 (б)
(Работают два человека у доски).
- Как мы выполняем такие вычисления? (по разрядам)
б) Сегодня я познакомлю вас со способом умножения, который применяли в древней Индии. Его называли “молниеносным”.
1) Умножим 48 на 27.
Говорим 7 * 8 = 56, пишем 6, в уме 5.
Говорим 7 * 4 = 28, 28 + 5 = 33, в уме 33, 2 * 8 = 16; 16 + 33 = 49, пишем 9, в уме 4
Говорим 2 * 4 = 8, 8 + 4 = 12
Пишем 12, получаем 48 * 27 = 1 296.
2) Умножим 34 на 65
(пробуют дети)
4) Олимпиадная задача.
Рот Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была 9 сантиметров. Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как только нос стал длиннее самого Буратино, тот врать перестал. Сколько раз врал Буратино?
- Что значит “удваивалась”?
- Сколько сантиметров в 1 метре?
(Дети решают задачу самостоятельно в парах)
9 * 2 = 18
18 * 2 = 36
36 * 2 = 64
64 * 2 = 128
128 > 100
Ответ: Буратино врал 4 раза.
5) Самостоятельная работа.
Стр. 69 № 422 (а, б, в)
Ответы: а) 1072, б) 202, в) 6321
IV. Подведение итогов.
- Какие свойства умножения применяют для
удобства вычислений?
- С каким приемам умножения познакомились?
V. Домашнее задание.
- Повторить все правила по теме “Умножение натуральных чисел”.