Цели урока:
Образовательные
- 1. Проверить сформированность у учащихся умений выполнять действия с обыкновенными дробями.
- 2. Отработать, упрочить, углубить, полученные умения и навыки.
- 3. Приобщить учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала.
Развивающие
- Развитие любознательности, памяти, внимания, мышления.
Воспитательные
- Воспитание любви к предмету, самостоятельности и целеустремлённости, умения преодолевать трудности.
Оборудование: карточки для устного счёта, тест, ребусы, кроссворды, картотека заданий к уроку, оценочные листы, листы, клей.
Тип урока - урок закрепления по теме: "Все действия с обыкновенными дробями".
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, я рада нашей встрече на уроке математики. Сегодня у нас гости, подарите им улыбку и тепло. А для того, чтобы вам сопутствовала удача, когда вы будите рассуждать, доказывать, исследовать, выполним упражнение.
1. Пять раз хлопаем в ладоши.
2. Большим и указательным пальцем растираем мочки ушей.
3. Массажируем последнюю фалангу каждого пальца.
II. Работа над темой урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
Тема нашего урока: "Все действия с обыкновенными дробями". (Откройте тетради запишите число и тему урока). Я хотела бы начать урок словами известного американского математика Джоржа Пойа, который советовал учащимся: "Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их". Чтобы научиться выполнять действия с дробями нужно много упражняться, поэтому сегодня на уроке будем: складывать, делить, умножать, вычитать, т.е. будем отрабатывать и закреплять полученные умения и навыки. А результаты своей работы будете заносить в лист своих достижений. (Эти листы лежат у вас на партах). (Приложение 1).
Итак, для начала повторим правила сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей. Так как без знания правил вы не сможете выполнить не одного действия. Мальчики у вас на столах лежат карточки, ваша задача найти продолжение правила и приклеить в соответствующее место, а девочки формулируют правила вслух.
Расскажите:
- как сложить дроби с разными знаменателями;
- как выполнить вычитание дробей с разными знаменателями;
- как сложить смешанные числа;
- как выполнить вычитание смешанных чисел;
- как умножить дробь на натуральное число;
- как выполнить умножение двух дробей;
- как выполнить умножение смешанных чисел;
- как умножить смешанное число на натуральное число;
- как разделить дробь на дробь.
Возьмите в руки листы ваших достижений и ячейку под названием "Правила" закрасьте зелёным цветом, если вы считаете что правила знаете хорошо или красным цветом, если знаете недостаточно хорошо.
Итак, правила мы повторили. А теперь разминка:
2. Устный счёт. (Приложение 2)
У вас на столах лежат карточки с заданиями для устного счёта. Устные вычисления помогут вам развивать память, быстроту мышления. Ваша задача правильно и быстро решить примеры, и показать ответ с помощью сигнальной карточки. Сигнальные карточки лежат у вас на парте. (Ответ правильный, закрась ячейку в своём листе). Если кто-то выполнит задание первым, тому дать ещё задание. Если большинство учеников выполнили устный счёт, то сказать, что время вышло и перейти к следующему заданию. Кто выполнил больше половины заданий, отметьте зелёным цветом в листе ваших достижений.
3.Тест.
А сейчас вы выполните тест, который поможет вам оценить ваши умения выполнять то или иное действие с дробями и покажет, какое действие вам следует закрепить, отработать. Решение записывайте в рабочих тетрадях, а правильный ответ обведите кружочком. (Выполняют по вариантам). (Приложение 3).
Физкультминутка.
Прежде чем перейти к следующему этапу я предлагаю вам отдохнуть. Посмотрите на доску, где я приготовила для вас несколько сюрпризов. Перед вами ребус, какое слово здесь зашифровано? <Рисунок 1>. Посмотрите на левую часть доски и расшифруйте анаграмму, ваша задача назвать слово составленное из этих букв, но взятых не в таком порядке, как они записаны. <Рисунок 2> Это слово относится к теме нашего урока, а сейчас я попрошу вас посмотреть на правую часть - здесь тоже анаграмма. <Рисунок 3>
Ребус и анаграммы мы разгадали. Выполним физкультминутку. Я попрошу вас встать и выполнить несколько упражнений.
Я называю правильную дробь - вы приседаете.
Я называю неправильную дробь - вы сжимаете и разжимаете кулачки. Молодцы, хорошо, садитесь.
Лариса подготовила к уроку сообщение "Из истории дробей". Пожалуйста, Лариса.
Подведём итоги по тестированию. Поднимите руки, у кого на первом месте стоит такая же цифра как у меня, и таким же образом проверьте все оставшиеся цифры, не забудьте про свой лист достижений. Кто справился с заданиями теста, тот выбирает из картотеки задания повышенной сложности, задания для удовольствия и т.д. А у кого были допущены ошибки работают с тренажёрами.
III. Рефлексия.
Урок подошёл к концу. Настало время оценить результаты своей работы. Перед вами лестница, ступени которой ведут к вершине знаний по теме урока. Оцените, на какой ступени находитесь сейчас вы. Покажите.
IV. Домашнее задание.
Домашнее задание я предлагаю вам выбрать из картотеки.