Форма проведения урока: комбинированный урок с элементами беседы.
Тип урока:
Образовательные цели:
- способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
Развивающие цели:
- способствовать развитию наблюдательности,
- умения анализировать,
- сравнивать, делать выводы;
Воспитательные цели:
- воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
- побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них
- потребность в обосновании своих высказываний.
Материалы и оборудование:
- персональный компьютер (рабочее место учителя),
- компьютерный класс (рабочие места учащихся),
- рабочие тетради у учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы с вами закончили изучать тему "Моделирование" и начинаем изучать новую тему "Алгоритм" которую вы будете дальше изучать в старших классах.
И начать сегодняшний наш с вами урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес":
"Алиса спрашивает у кролика:
Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
Все зависит от того, куда Вам надо прийти"
Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?
(Ученики: Нужно составить план.)
2. Ознакомление с новым материалом.
Детальный план действий имеет своё определение.
А чтобы узнать какое - это определение нам с вами нужно решить задачу.
Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.
(у доски по одному человеку выходят и ставя ту букву которая у них получилась )
Какое слово получилось? ____________________
АЛГОРИТМ
Детальный план действий - это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию "Алгоритм"
-А чему мы будем с вами учиться? (составлять алгоритм)
-Запомните цели нашего урока - учиться выделять шаги действия и составлять алгоритм.
Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося арабского математика аль-Хорезми. Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.
- Ребята посмотрите на картинку. Кто это?
Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер.
- Есть ли у робота мозг?
- Кто управляет действиями робота?
(Робот - это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек но есть роботы - няньки, робот - собака (созданные в Японии) им заложена компьютерная программа которая тоже создана человеком).
- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.
- Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами.
Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его - в особой электронной памяти робота.
План действий (последовательность шагов) - это и есть алгоритм действия.
Вы уже умеете действовать по плану?
Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.
- Кто может привести свой алгоритм?
Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду "НАЧАЛО", а в конце - команду "КОНЕЦ".
- Давайте составим алгоритм и пронумеруем действия в нужном порядке.
(РАБОТА НА ДОСКЕ)
Пришивания пуговицы
- Начало
- Отмотать от катушки и отрезать нитку
- Взять иголку
- Вдеть нитку в иголку
- Сделать узелок на конце нитки
- Взять пуговицу
- Пришить пуговицу
- Конец
- Что получилось у вас?
- Что такое алгоритм?
- Алгоритм, какого действия получился?
- Из чего состоит алгоритм?
- Какая команда первая?
- Какая команда (последняя)?
- Молодцы вы справились с этим заданием?
- Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).
К нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку?
Раз, два, три, четыре пять,
Будем весело шагать.
Три, четыре - руки шире.
Два, пять + будем снова повторять,
Руки ниже опустите,
Ими нежно потрясите.
Раз, два, три,четыре,пять,
Нам пора опять работать.
- Давайте проводим робота? Кто ему даст команды, чтобы он вышел за дверь?
3. Первичная проверка понимания изученного
1). Самостоятельная работа в рабочих тетрадях
2). Работа на компьютерах Роботландия Страна "Фантазия" 4 класс
Построение алгоритмов порядок действия
4. Итог, д/з
- Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Выполнили задуманное?
- Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.
Рефлексия
Ребята, у вас на столе лежат две карточки одна красного цвета другая зеленого цвета, поднимите карточку красного цвета кто понял тему нашего урока, а кто еще не достаточно понял, поднимите карточку зеленого цвета.