Урок по теме "Алгоритм" для 4-го класса по программе Матвеевой

Разделы: Информатика


Форма проведения урока: комбинированный урок с элементами беседы.

Тип урока:

Образовательные цели:

  • способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

Развивающие цели:

  • способствовать развитию наблюдательности,
  • умения анализировать,
  • сравнивать, делать выводы;

Воспитательные цели:

  • воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
  • побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них
  • потребность в обосновании своих высказываний.

Материалы и оборудование:

  • персональный компьютер (рабочее место учителя),
  • компьютерный класс (рабочие места учащихся),
  • рабочие тетради у учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы с вами закончили изучать тему "Моделирование" и начинаем изучать новую тему "Алгоритм" которую вы будете дальше изучать в старших классах.

И начать сегодняшний наш с вами урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес":

"Алиса спрашивает у кролика:
Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
Все зависит от того, куда Вам надо прийти"

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

(Ученики: Нужно составить план.)

2. Ознакомление с новым материалом.

Детальный план действий имеет своё определение.

А чтобы узнать какое - это определение нам с вами нужно решить задачу.

Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.

(у доски по одному человеку выходят и ставя ту букву которая у них получилась )

Какое слово получилось? ____________________

АЛГОРИТМ

Детальный план действий - это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию "Алгоритм"

-А чему мы будем с вами учиться? (составлять алгоритм)

-Запомните цели нашего урока - учиться выделять шаги действия и составлять алгоритм.

Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося арабского математика аль-Хорезми. Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.

- Ребята посмотрите на картинку. Кто это?

Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер.

- Есть ли у робота мозг?

- Кто управляет действиями робота?

(Робот - это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек но есть роботы - няньки, робот - собака (созданные в Японии) им заложена компьютерная программа которая тоже создана человеком).

- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.

- Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами.

Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его - в особой электронной памяти робота.

План действий (последовательность шагов) - это и есть алгоритм действия.

Вы уже умеете действовать по плану?

Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.

- Кто может привести свой алгоритм?

Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду "НАЧАЛО", а в конце - команду "КОНЕЦ".

- Давайте составим алгоритм и пронумеруем действия в нужном порядке.

(РАБОТА НА ДОСКЕ)

Пришивания пуговицы

  1. Начало
  2. Отмотать от катушки и отрезать нитку
  3. Взять иголку
  4. Вдеть нитку в иголку
  5. Сделать узелок на конце нитки
  6. Взять пуговицу
  7. Пришить пуговицу
  8. Конец

- Что получилось у вас?

- Что такое алгоритм?

- Алгоритм, какого действия получился?

- Из чего состоит алгоритм?

- Какая команда первая?

- Какая команда (последняя)?

- Молодцы вы справились с этим заданием?

- Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).

К нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку?

Раз, два, три, четыре пять,

Будем весело шагать.

Три, четыре - руки шире.

Два, пять + будем снова повторять,

Руки ниже опустите,

Ими нежно потрясите.

Раз, два, три,четыре,пять,

Нам пора опять работать.

- Давайте проводим робота? Кто ему даст команды, чтобы он вышел за дверь?

3. Первичная проверка понимания изученного

1). Самостоятельная работа в рабочих тетрадях

2). Работа на компьютерах Роботландия Страна "Фантазия" 4 класс

Построение алгоритмов порядок действия

4. Итог, д/з

- Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Выполнили задуманное?

- Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.

Рефлексия

Ребята, у вас на столе лежат две карточки одна красного цвета другая зеленого цвета, поднимите карточку красного цвета кто понял тему нашего урока, а кто еще не достаточно понял, поднимите карточку зеленого цвета.