План–конспект занятия кружка "Мастерская керамики" по теме "Образ дерева в искусстве"

Разделы: Внеклассная работа


Тема занятия: "Образ дерева в искусстве".

Цель: развитие эмоционального, ассоциативного мышления воспитанников в процессе художественно-творческой деятельности в кружке керамики.

Задачи:

  • расширение знаний по формообразованию и применение их на практике;
  • формирование потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи в разных формах (по представлению и в объеме);
  • развитие воображения, фантазии и эстетического восприятия;
  • воспитание коммуникативных качеств личности, целеустремленности, трудолюбия, эстетического вкуса.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы. Беседа "Образ дерева в искусстве в разных культурных пластах и эпохах".
  3. Беседа "Образ дерева".
  4. Рассказ и беседа "Образ дерева в декоративно-прикладном искусстве.
  5. Зарисовки (упражнения), практическая работа над "образом".
  6. Заключительный этап: анализ поделанной работы.

Материалы и инструменты:

  • бумага для эскизов,
  • карандаши,
  • глина,
  • шликер,
  • емкость для воды,
  • стеки,
  • скалки,
  • ткань.

Презентация.

Ход занятия
Организационный момент.

Актуализация темы.

Тема нашего занятия "Образ дерева в искусстве". Вы немало знаете о деревьях, но мне хотелось обратить ваше внимание на эстетическую сторону жизни растительного мира, на неповторимость форм ы деревьев.

Вопрос:

- Для чего нужны деревья?

Люди искусства часто изображали в своих работах образ дерева. Как вы думаете, что интересного видели художники и поэты в деревьях?

В литературных произведениях поэты, писатели очень часто для выразительности использовали слова-образы. У поэта С.

Есенина есть такие стихи:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Как можно выполнить керамическую

работу, чтоб получился выразительный образ?

Поэт С.Есенин любил природу и воспевал ее в своих стихах:

"Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень - рыжая кобыла чешет гриву".

Слайд № 1

 

 

Слайд № 2

 

 

 

 

Слайд № 3

Воспитанники решают творческую задачу: фантазируют, высказывают неординарные идеи (Например: точить зубы бобрам, строить плотину; насыщать воздух кислородом, изготавливать бумагу, изделия, строить плот и т.д.

Возможные ответы: стройное дерево, сухое дерево, искривленный ствол, пышная крона, кривые ветки и др.

Возможные ответы: Интересная форма дерева, интересный рисунок коры, неожиданные ассоциации.

3. Подготовительный этап: беседа, зарисовки.

Беседа "Образ дерева":

  • Что такое образ?
  • Какие образы дерева приходит на память?
  • "Дерево мощными корнями вросло в скалу. Казалось бы, скала - камень, на ней не может что-либо вырасти. Но дерево держится, не смотря ни на что, находит трещину в скале. Врасти корнями и крепко держаться. Мощное желание жить."
  • Какой образ вызывает это дерево?
  • Какие образы можно было бы выполнить в глине?
  • А как вы думаете, человек похож на дерево? Есть что-либо общее между людьми и деревьями?
  • Каким может быть настроение?

Задание: Изобразите дерево пластикой и мимикой.

 

 

 

Слайд № 4

Слайды № 5,6

 

Рассуждения: "Образ старости, образ жизнелюбия, мужества, силы и др."

Возможные ответы:

Ствол, ветки, кора, листья - у дерева. А у человека - голова, туловище, руки, ноги.

Творческая игра " Какое может быть настроение?"

Воспитанник изображает образ дерева (поднимает руки вверх, растопыривает пальцы, широко расставляет ноги и т.д.), все ребята помогают советами

4. Рассказ и беседа "Образ дерева в декоративно-прикладном искусстве :
  • Каковы характерные черты изображения деревьев в декоративно-прикладном искусстве разных культур и эпох?
  • Каковы особенности изображения деревьев в разных культурах и эпохах?
  • Определите, какой культуре и эпохе принадлежат данные изображения деревьев.
Слайд № 7-14

Слайд № 15

Анализ представленных работ, рассуждения, обобщения.

Ответы на контрольные вопросы

5. Практическая работа над образом дерева.

Подготовительная работа.

Сегодня предстоит выполнить скульптурно-пространственную композицию по образу дерева. Представьте тот образ, который вы будете воплощать.

Какие методы лепки можно использовать?

Какие средства выразительности можно применить в работе?

Слайд № 16

Слайды

№ 17-19

Слайд № 20

Слайд № 21

Воспитанники выполняют зарисовки, самостоятельно работают над эскизом, а затем в материале.

 

 

Лепка дерева

6. Анализ проделанной работы.

Мини-выставка.

Подведение итогов.

Рефлексия: что нового узнали, чему научились; чему удивились, что обрадовало?

Слайд № 1 Воспнитанникики анализируют свои работы и работы товарищей, рассказывают, что задумали, что получилось; отмечают интересные решения.