Цели: углубление представлений учащихся о Великой Отечественной войне, о роли женщин в этой войне, воспитание патриотических чувств школьников, уважения к ветеранам любых войн.
Оборудование урока:
- экран,
- мультимедиа проектор (для демонстрации фотографий, изображений самолетов),
- компьютер,
- акустические колонки.
Примерный план занятия.
1. Вступление.
2. Герои 125 гвардейского Борисовского авиационного орденов Суворова и Кутузова женского полка имени Марины Расковой.
3. Герои 46 гвардейского орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени Таманского авиаполка.
4. Заключение.
Ход урока
Чтец 1: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.
(звучит фонограмма песни "Вставай страна огромная" куплет и припев, дальше звучит тише, фоном)
Чтец 2:
Вспомним город заревой, дотла сожженный,
В поле урожай, огнем спаленный,
Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью,
Рубежи России, залитые кровью.
Чтец 3:
Вспомним время, когда юные ребята
Окружили все военкоматы.
Гнал домой девчат охрипший военком.
Это было в сорок первом,:
Ведущий 1: Сразу после подписания договора о дружбе с фашисткой Германией (1 сентября 1939 г.) Верховный Совет СССР принял новый Закон о всеобщей воинской обязанности.
Призывной возраст понижался с 21 года до 18 лет, срок военной службы увеличивался до 3-5 лет, а срок состояния в запасе продлевался с 40 до 50 лет. Предусматривались женские военные подразделения. Эти меры позволили быстро увеличить численный состав Красной армии.
Ведущий 2: В октябре 1941 года М.М. Раскова <рисунок1> вошла в правительство страны с ходатайством приступить к формированию женских боевых авиационных полков. Ее просьба была удовлетворена. 8 октября 1941 года Народный Комиссар Обороны Союза ССР И.Сталин подписал приказ № 0099 " ...О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии...". Руководство было возложено на М.М. Раскову. Недостатка в желающих не было.
Рис. 1
В начале 1942 года после ускоренной подготовки были сформированы три женских авиаполка - истребительный (586-й) на самолетах Як-1, пикирующих бомбардировщиков (587-й) на самолетах Пе-2 (первоначально на Су-2) и ночных бомбардировщиков (588-й) на самолетах У-2 (в последствии По-2).
Командиром женского 587-го бомбардировочного авиаполка стала Марина Михайловна Раскова.
Ведущий 1:
Раско?ва Мари?на Миха?йловна. Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года - лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1. 24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 "Родина" (командир - В. С. Гризодубова, второй пилот - П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток.
В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль "Золотая Звезда" № 106.
В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года - феврале 1939 года - штатный консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже - в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве.
4 января 1943 г. Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелете на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль "Золотая Звезда" (№ 106).
Ведущий 2: В 2008 году прославленной русской летчице, капитану запаса Елене Мироновне Малютиной <рисунок2> исполнилось 90 лет. Она одна из немногих оставшихся в живых летчиц легендарного 587-го бомбардировочного авиаполка в последствии 125-го гвардейского Борисовского авиационного орденов Суворова и Кутузова женского полка имени Марины Расковой. После 9 мая 1945 года гвардии старший лейтенант Елена Малютина за штурвал Пе-2 не садилась. Ее фронтовой мундир украшают 5 боевых орденов и 18 медалей.
Рис. 2
В годы Великой Отечественной войны она и ее боевые подруги, одетые в не по росту летные комбинезоны и кирзовые сапоги, почти ежедневно совершали по три боевых вылета. Самой старшей - было 30 лет, младшей -17. За время войны женский полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2 сделал 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тысяч тонн бомб.
Ведущий 1: Историческая справка.
Создание самолета Пе-2 <рисунок4> началось в конце 1938 года конструкторской группой во главе с В.М.Петляковым <рисунок3>. Вначале этой группе было поручено создание высотного истребителя с условным обозначением "100", так как военные специалисты прогнозировали тенденцию существенного увеличения высотности боевых самолетов. В конце 1939 года самолет "100" был построен, и в декабре начались его испытания. Но получилось так, что по ходу разработки и первого, а затем второго экземпляра "100", не находили пока практического подтверждения. В то же время ВВС срочно требовался боевой самолет нового типа - скоростной пикирующий бомбардировщик. Вначале функции высотного истребителя и пикирующего бомбардировщика пытались совместить, но в конце от этого отказались и в мае 1940 года конструкторам предложили в очень сжатые сроки переделать "100" в вариант пикирующего бомбардировщика. Новый самолет, названный вскоре Пе-2, вышел на испытания осенью 1940 года, а его массовое производство развернулось в 1941 году. Пе-2 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. Моторы жидкостного охлаждения М-105Р. Экипаж состоял из трех человек - летчика, штурмана и стрелка радиста. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 развивал почти такую же скорость, как истребители тех лет. Этот самолет широко использовался на фронтах Великой Отечественной войны. В ходе войны Пе-2 постоянно совершенствовался и улучшался. В первую очередь было усилено его вооружение, затем были поставлены менее высотные, но более мощные моторы ВК-105ПФ и улучшена аэродинамика. Существенно сократилась трудоемкость его производства. В целом, Пе-2 до конца войны сохранил высокую боевую эффективность и строился в больших количествах. Всего было построено 11427 самолетов Пе-2.
Рис. 3
Рис. 4
Ведущий 2: Пилотов Пе-2 называли смертниками. Летать на них было тяжело, а проводить точечное бомбометание не могли даже многие мужчины.
Кабина у Пе-2 маленькая: одно бронированное командирское кресло, второго для штурмана не было (считалось, лучше лишнюю бомбу - сотку взять). Поэтому штурман весь полет (2-2,5 часа) стоял за спиной летчика.
День Победы полк встретил еще с подвешенными бомбами. Накануне 8 мая летали добивать курляндскую группировку, где немцы еще отчаянно сопротивлялись.
Расформировали полк 28 февраля 1947 года.
В полку 5 Героев Советского Союза:
- гвардии старший лейтенант Галина Ивановна Джунковская;
- гвардии капитан Мария Ивановна Долина;
- гвардии капитан Антонина Леонтьевна Зубкова;
- гвардии майор Надежда Никифоровна Федутенко;
- гвардии капитан Клавдия Яковлевна Фомичева;
Герой России гвардии капитан Валентина Флегонтовна Савицкая (Кравченко).
Ведущий 1: 588-й авиаполк ночных бомбардировщиков в последствии 46-й гвардейский орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени Таманский авиаполк был единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков <рисунок5>. Летали в нем на маленьких "фанерных" бипланах По-2. скорость 120-140 км/ч. А если случался сильный встречный ветер, самолет зависал в воздухе. Зато машины были легкоуправляемые, над целью пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы, уничтожая технику, склады, штабы, переправы.
Рис. 5
Ведущий 2: Историческая справка.
По-2 (У-2) <рисунок6>. Конструктор Н. Поликарпов <рисунок7>, 1928 год. Один из самых удивительных советских самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Начиная с 1928 года производство этих самолетов продолжалось долгие годы. Этот единственный и неповторимый случай в истории мировой авиации объясняется совершенством конструкции самолета. Универсальность конструкции, заложенные в ней большие возможности позволили использовать По-2 (У-2) для выполнения самых различных задач. По-2 был связным самолетом, ночным корректировщиком артиллерийской стрельбы, разведывательным, пропагандистским, санитарным самолетом и легким ночным бомбардировщиком. Скорость самолета - 146 км/час, вооружение - пулемет 7,62 мм и 300 кг бомб.
Рис. 6
Рис. 7
Ведущий 1: За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 8 -10, а то и по 12 -15 боевых вылетов. Небольшие бомбы - термитные, осветительные - штурманы возили: у себя на коленках! И сбрасывали их руками через борт самолета.
Понятно, что много бомб По-2 поднять не мог. Сила этих самолетиков была в другом: сбрасывали они свой груз с исключительной точностью.
До конца 1944 года экипажи летали без парашютов, на самолетах отсутствовала радиосвязь. Пулеметы ШКАС были установлены только в сентябре-октябре 1944 года. Ночным истребителям противника экипаж мог противопоставить только свое умение - на малых высотах и минимальной скорости - уходить от преследования, используя рельеф местности. Как правило, полет длился около часа. Самолеты вылетали и по одному шли на цель. Интервал между вылетами составлял 5-6 минут. Бывало, что в подбитых зенитным огнем противника самолетах девушки-летчицы заживо горели в воздухе на глазах у своих подруг, идущих за ними на ту же цель.
За три года непрерывных боев полк никогда не уходил на переформирование, совершил более 24000 боевых вылетов и сбросил на позиции врага более 3 000 000 кг бомбового груза. За годы войны в полку погибли 32 девушки. В полку 23 Героя Советского Союза, 2 Героя России и Герой Республики Казахстан. Назовем их поименно:
Герои Советского Союза
- гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Велик Вера Лукьяновна (посмертно) - 813 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна (посмертно) - 628 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Федоровна - 980 боевых вылетов;
- гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов;
- гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна (посмертно) - 354 боевых вылета;
- гвардии ст. лейтенант Парфенова Зоя Ивановна - 680 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов;
- гвардии капитан Попова Надежда Васильевна - 852 боевых вылета;
- гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов;
- гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна - 793 боевых вылета;
- гвардии лейтенант Руднева Евгения Максимовна (посмертно) - 645 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов;
- гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна (посмертно) - 630 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Федоровна - 1004 боевых вылета;
- гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна - 782 боевых вылета;
- гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов;
- гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Федоровна - 926 боевых вылетов;
- гвардии капитан Чечнева Марина Павловна - 810 боевых вылетов.
Герои России:
- гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Федоровна - 680 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов.
Герой Республики Казахстан:
- гвардии старший лейтенант Доспанова Хиуаз.
Ведущий 2: С первого и до последнего дня существования полка им командовала Евдокия Давыдовна Бершанская (Бочарова) <рисунок8>.
Рис. 8
Ведущий 1: Историческая справка.
Евдокия Давыдовна Бочарова (в девичестве Карабут, по первому мужу Бершанская). Родилась в с. Добровольное Ставропольского края. Родители Евдокии погибли в Гражданской войне, поэтому она воспитывалась в семье дяди.
В 1931 году поступет в Батайскую школу пилотов. С 1932 по 1939 год, в качестве инструктора, готовила лётчиков.
В сентябре 1939 года её назначают командиром авиационного звена 218-го авиаотряда специального применения, расположенный в ст. Пашковская Краснодарского края. Избиралась депутатом Краснодарского городского Совета.
Во время Великой Отечественной войны в возрасте 28 лет, как один из опытнейших лётчиков с десятилетним стажем и хорошими способностями организатора, стала командиром 588-го ночного бомбардировочного полка.
Атаки полка под предводительством Евдокии Бочаровой были очень удачны, точны и стремительны, что немцы дали прозвище женщинам-лётчицам "ночные ведьмы". В 1981 году, на экраны в СССР, киностудия им. Горького выпустила фильм "В небе "Ночные ведьмы".
Награды:
- 2 ордена Красного Знамени;
- Орден Суворова 3-й степени;
- Орден Александра Невского;
- Орден Отечественной войны 2-й степени;
- Орден Знак Почёта;
- Медаль "В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина";
- Медаль "За оборону Кавказа";
- Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
- Медаль "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
- Медаль "Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
- Медаль "За освобождение Варшавы";
- Медаль "50 лет Вооружённых Сил СССР";
- Медаль "60 лет Вооружённых Сил СССР";
- Медаль "В память 800-летия Москвы";
- Медаль "Активный борец против фашизма" (ГДР);
- Евдокия Бершанская - единственная женщина, удостоенная ордена Суворова.
В 1975 году Евдокии Бочаровой было присвоено звание "Почётный Гражданин Краснодара". После войны она вместе с мужем переехала в Москву, где работала в комитете советских женщин, и в комитете ветеранов войны. Умерла от инфаркта 16 сентября 1982 года.
Ведущий 2: Под её руководством полк встретил окончание войны. Иногда его шутливо называли: "Дунькин полк", намекая на полностью женский состав и оправдывая это именем командира полка. В 1943 году полк удостоили звания Гвардейского и переименовали в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк. Позднее он был награждён орденом Красного Знамени и орденом Суворова.
Ведущий 1: После победы в войне женские полки были расформированы.
Чтец:
Вспомним время, когда юные ребята
Окружили все военкоматы.
Гнал домой девчат охрипший военком.
Это было в сорок первом, а потом:
Были на груди и ордена, и скромные медали,
Подвиги каких доныне не видали:
(звучит песня "День Победы")
В сценарии использованы материалы:
- Ракобольская, Ирина Вячеславовна, Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. - 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство МГУ, 2005. - С. 336. - 2000 экз. - ISBN 5-211-05008-8
- Аронова Раиса Ермолаевна Ночные ведьмы. - М.: Советская Россия, 1969.
- Литвинова Л. Н. Летят сквозь годы. - М.: Воениздат, 1975. - 207 с.
- Магид А. С. Гвардейский Таманский авиационный полк. - Издание третье, дополненное и переработанное. - М.: ДОСААФ, 1960. - 228 с. - 45 000 экз.
- Чечнева М. П. Небо остаётся нашим. - Издание второе, исправленное. - М.: Воениздат, 1976. - 238 с. - 100 000 экз.
- Чечнева М. П. "Ласточки" над фронтом. - М.: ДОСААФ, 1984. - 270 с. - 100 000 экз.
- Чечнева М. П. Боевые подруги мои. - М.: ДОСААФ, 1975. - 341 с. - (За честь и славу Родины).
- Чечнева М. П. Повесть о Жене Рудневой. - М.: ДОСААФ, 1974. - 341 с. - (За честь и славу Родины).
- Анатолий Пляц Из истории создания и боевой деятельности женских авиаполков, сформированных в 1941-1942 гг. под руководством Героя СССР М.М.Расковой.
- Кравцова Н.Ф. От заката до рассвета.
- http://base13.glasnet.ru/text/shavrov2/2-01.htm
- http://rpaff.livejournal.com/21118.html
- http://www.peoples.ru/military/aviation/maria_dolina/
- http://war.ssau.ru/encyclopedias/avi-history/2/
- http://airengineering.narod.ru/
- http://htmlbooks.narod.ru/fly/po2.htm
- http://www.pravda.ru/photo/report/po_2-4155
- http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe2.html
- http://aviafan.sitecity.ru/stext_0201101633.phtml
- http://www.girls-planes.in.ua/index.php